Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Мусоргский >> Жизненный путь >> Мусоргский - Перевоплощение Пушкинской трагедии в оперу.
Мусоргский - Перевоплощение Пушкинской трагедии в оперу.
21.09.2012 18:54

Что приковало творческое воображение Мусоргского в пушкинском «Борисе Годунове»? - Трагедия народа в одну из самых драматических эпох его истории и шекспировский размах в изображении человеческих характеров и страстей. Это обусловило формирование замысла Мусоргского; это и породнило его оперу с драмой Пушкина, хотя первая отнюдь не является привычным «музыкальным переложением» второй.

Задача, которую ставил перед собой композитор, требовала новаторского решения. Приступая к «Борису», Мусоргский пытливо вникал в самую суть, в самое существо того, что намеревался воплотить в музыкально-сценической композиции оперы. Замысел, рожденный глубоким изучением пушкинской трагедии и коренившийся в ней, получил самостоятельное развитие, раздвинувшее грани литературного источника, открывшее идейный кругозор народной музыкальной драмы.

Мусоргский не переделал, а перевоплотил пушкинскую трагедию в опере, возвысив свободолюбивую мысль поэта и придав музыкально-драматургической .концепции «Бориса» остро современное звучание («прошедшее в настоящем»). Обращаясь к Пушкину как к своему великому современнику, Мусоргский создал художественное произведение, новое по замыслу, по жанру и по форме, стало быть, во многом отличное от литературного источника и в то же время близко родственное ему по духу, по существу идейного содержания. Вот что проглядели критики, «обличавшие» композитора в том, что он опустил в опере добрую половину сцен подлинника, использованные же сцены самовольно перестроил, да еще присочинил к ним новые, сочетая собственные «вирши» с волшебными стихами поэта, и т. д. и т. п.

Глубина воплощения драмы в опере измеряется не числом воссоздаваемых сцен и персонажей и не буквальной точностью воспроизводимого музыкою текста; «горе тем, кому блажь придет взять Пушкина или Гоголя только как текст!» - говорил Мусоргский Этим он нисколько не противоречил собственному опыту работы над «Женитьбой». Напротив, подтверждал его правомерность. Претворяя в музыке жизненную прозу (а не только текст) гоголевской комедии, он постиг тончайшие изгибы живой человеческой речи, прочно овладел мастерством интонационной индивидуализации музыкально-сценических образов и характеристик (см. главу «Рубикон»), Опыт драматической прозы в музыке получил разностороннее, творчески свободное применение в широких масштабах народной музыкальной драмы. Жизненная правда музыкально-сценического воплощения характеров, «тончайших черт природы человека и человеческих масс» определила глубину и силу выразительного раскрытия пушкинской трагедии в опере.

«Создавая своего «Годунова», - писал Пушкин, - я размышлял о трагедии, но если б я вздумал на писать предисловие, то вызвал бы скандал. Это, быть может, наименее понятый вид произведений. Законы старались обосновать на правдоподобии, а оно-то именно исключается самой сущностью драмы...». Пушкин требовал в трагедии прежде всего правды характеров и положений. Размышляя о назначении трагедии, он подчеркивал ее народность. «Что развивается в трагедии? какая цель ее? Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная». Все это как нельзя более соответствовало взглядам Мусоргского на оперу - народную музыкальную драму. Его «Борис» и его «Хованщина» - гениальное воплощение судьбы народной, судьбы человеческой.

Пушкина обвиняли в «рабском следовании Карамзину». Мусоргский своей композицией «Бориса Годунова» показал всю несостоятельность подобных обвинений. Он творчески предвосхитил то, что много лет спустя установила историческая наука: «Разница между точкой зрения Пушкина и Карамзина заключается не в психологической характеристике Бориса, а в том социальном плане, в котором развертывалась его личная трагедия. У Карамзина Борис был сам героем своей трагедии; у Пушкина героем трагедии был народ». Именно так - в отличие от многих своих современников - толковал трагедию Пушкина Мусоргский, вдумчивое изучение которой и подсказало ему необычайную по смелости и новизне задачу оперы-драмы. Он чутко воспринял глубокий смысл тех «тонких намеков», которыми, по выражению поэта, наполнена его трагедия и которые «надо понимать - это непременное условие». Мусоргский гениально развил мысль, затаенную в недрах пушкинской трагедии, обнажил ее социальную, политическую остроту.

В драматических коллизиях бурной эпохи - впервые на оперной сцене - предстал народ как главное действующее лицо истории, как великая личность, одушевленная единою идеей - идеей борьбы против исконного зла, против рабства, насилия и произвола. Предстал во всей своей реальности, - правдиво рисуя жизнь народа, Мусоргский не льстил ему, ни в чем не приукрасил его, нигде не -приподнял на «оперные котурны». Он воссоздал живой, человечественный образ страждущего народа в тяжелых условиях борьбы, исторгающей из его груди и горький стон, и буйный смех, и жалобные мольбы, и яростный клич восстания.

Углубленная характеристика роли народа (в сопоставлении с ролью Самозванца, как «третьей силы» в зарождении смуты) рельефно оттенила сумрачный облик царя Бориса, двойственность его души, терзаемой «трагедией совести». Мусоргский, вслед за Пушкиным, принял версию Карамзина об убийстве царевича Димитрия в Угличе. Но он еще решительнее, чем Пушкин, отверг наивную концепцию Карамзина, усматривавшего в трагедии Бориса промысел божий, карающий царство за злодеяние царя.

Мусоргский толковал трагедию царя Бориса как драматическую неизбежность напряженной борьбы социальных сил, исход которой решался стихийным движением народа. При всех своих благих помыслах и стремлениях Борис остается чуждым народу и втайне страшится народа, который именно в нем, в «царе Ироде», видит причину своих страданий и бедствий. Такова главная коллизия, концентрирующая развитие драмы. Мусоргский предельно обострил ее, выдвинув на первый план народ, как действенную силу в сложной борьбе. В этом отношении он пошел дальше Пушкина, показав народ шире, полнее, разностороннее - в нарастающей динамике проявлений его характера: от безучастной подавленности (Пролог) к активному протесту (Сцена у Василия Блаженного) и, наконец, к стихийному восстанию (Кромы). Неумолимая логика политических событий смутной эпохи обнажила и трагедию царя Бориса. И тут, развивая мысль Пушкина, Мусоргский сумел воссоздать правду истории, правду сильного человеческого характера, раздираемого мучительными противоречиями.

В царственном облике Годунова он изобразил умного, властного, опытного правителя, радеющего о государстве, и в то же время - раба своих страстей. Мусоргский не погрешил против истины, раскрывая трагедию совести как психологическое наполнение образа царя, ненавистного народу. Преступление в Угличе осталось до конца не расследованным; прямых улик против Годунова не сохранилось. Однако же не случайно народная молва упорно называла убийцею Бориса, и страшное обвинение народа безоговорочно закреплено было современными летописцами. Для проницательного художника - в свете социальной биографии царя Бориса - это значило больше, чем путаные сообщения посланной в Углич следственной комиссии.

Не прельщаясь сомнительным правдоподобием, Мусоргский основывался в драматургической концепции «Бориса Годунова» на правде истории, правде характеров и положений. Он верно понял роковую двойственность натуры Бориса, что подтвердили и позднейшие исторические исследования. «Борис принадлежал к числу тех злосчастных людей, - писал В. Ключевский, - которые и привлекали к себе, и отталкивали от себя, - привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталкивали незримыми, но чуемыми недостатками сердца и совести. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверия; его всегда подозревали в двуличии и коварстве и считали на все способным. Несомненно, страшная школа Грозного, которую прошел Годунов, положила на него неизгладимый печальный отпечаток». Говоря о вероятном участии Бориса в углицком злодеянии, В. Ключевский отметил: «Так решила молва, и на этот раз неспроста. Незримые уста понесли по миру эту роковую для Бориса молву. Говорили, что он не без греха в этом темном деле, что это он подослал убийц к царевичу, чтобы проложить себе дорогу к престолу. Современные летописцы рассказывали об участии Бориса в деле, конечно, по слухам и догадкам. Прямых улик у них, понятно, не было и быть не могло: властные люди в подобных случаях могут и умеют прятать концы в воду. Но в летописных рассказах нет путаницы и противоречий, какими полно донесение углицкой следственной комиссии. Летописцы верно понимали затруднительное положение Бориса и его сторонников при царе Федоре: оно побуждало бить, чтобы не быть побитым. Ведь Нагие не пощадили бы Годуновых, если бы воцарился углицкий царевич. Борис отлично знал по самому себе, что люди, которые ползут к ступенькам престола, не любят и не умеют быть великодушными... Во всяком случае трудно предположить, чтобы это дело сделалось без ведома Бориса...».

Историческая и психологическая обоснованность творческой концепции Мусоргского, верность изображенных им характеров эпохи несомненна. Он не мог располагать исчерпывающими фактическими данными и материалами. Но он обладал проницательным даром гениального художника. В столкновении противоборствующих сил смутного лихолетья он сумел понять и внутренние противоречия стихийного народного движения, и драматическую неизбежность трагедии царя Бориса. Но и это еще не все. Опираясь на Пушкина, Мусоргский углублялся в историю, постигал ее дух и смысл не ради того только, чтобы воспроизвести в художественных образах правду бурной исторической эпохи. Он «вопрошал и допрашивал прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем». Он последовательно расширял поле борьбы в народной музыкальной драме, динамизируя и устремляя ее развитие к новому, гигантскому эпилогу Под Кромами.

Острую социально-историческую антитезу - народ и царь - Мусоргский решал в духе революционной идеологии шестидесятых годов (под .несомненным воздействием учения Чернышевского о крестьянской революции). И это органически связывалось с замыслом Мусоргского, с формулированной им задачей показать в опере «народ как великую личность, одушевленную единою идеей». Высшей кульминацией напряженнейшего развития оперы явилась Сцена под Кромами, заревом стихийного крестьянского восстания и вещим пророчеством Юродивого осветившая драму народа и катастрофу царя, «судьбу народную, судьбу человеческую». Такой сцены у Пушкина нет и быть не могло. Но повод для нее все же был; он таился в знаменитом многозначительном окончании пушкинской трагедии: народ безмолвствует. В этом безмолвии народа Белинский слышал «страшный, трагический голос новой Немезиды, изрекающей суд свой над новою жертвою - над тем, кто погубил род Годуновых...». Мусоргский услышал страшный, затаенный гнев народа, готовый разразиться грозою стихийного мятежа.

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5540 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5367 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:5159 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:5095 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:5050 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:5007 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4897 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4840 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4828 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4642 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер