Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Мусоргский >> Жизненный путь >> Мусоргский - Вокальные сценки «Из детской жизни».
Мусоргский - Вокальные сценки «Из детской жизни».
21.09.2012 18:14

Представив партитуру «Бориса» в театральную дирекцию, Мусоргский начал помышлять о новой опере. Кюи посоветовал ему взяться за сюжет драмы А. Островского «Грех да беда на кого не живет». Однако дело не ладилось. Гораздо более заинтересовало Мусоргского предложение Стасова - писать оперу на переработанный им сюжет известной повести Ф. Шпильгагена «Ганс и Грета». 26 июля 1870 года Стасов прислал Мусоргкому довольно подробный сценарий («эскиз либретто») оперы, которая должна была называться «Бобыль» (сюжет повести перестроен полностью на русский лад). Мусоргский принялся за сочинение и вскоре (к 20 августа того же года) набросал сцену колдовства ворожеи. Но музыкальный материал этой сцены он использовал уже в... «Хованщине» (сцена гадания). Работа же над «Бобылем» оборвалась в самом начале. Иные дела и задачи отвлекли Мусоргского. Надвинулись события, связанные с печально известным решением театрального комитета. Мусоргский занялся обдумыванием и осуществлением новой, капитальной редакции отвергнутого «Бориса». Эта работа потребовала громадного напряжения сил, и пока он ее не завершил, за крупные вещи не брался. Да и маленькие пьесы сочинялись не часто. В конце семидесятого года Мусоргский написал четыре вокальные сценки «из детской жизни» («В углу», «Жук», «С куклой», «На сон грядущий»); в семьдесят первом - фортепианную пьесу-скерцино «Швея» и простодушную «Вечернюю песенку».

Вокальные сценки - «эпизоды из детской жизни» - принадлежат к поэтичнейшим страницам лирики Мусоргского. Первая такая сценка («С няней») была создана, как мы знаем, еще весною 1868 года, и тогда пораженный ею Даргомыжский завещал Мусоргскому продолжить это начинание. И вот теперь оно было продолжено. Объединив пять пьес, Мусоргский выпустил их в 1872 году под общим заглавием «Детская». А в том же году, осенью, сочинил еще две сценки: «Кот Матрос» и «Поехал на палочке». Так составился цикл «Детской» из семи пьес-сценок (все - на собственные слова), изданный полностью уже после смерти композитора. Задумывались Мусоргским еще и другие сценки из детской жизни; некоторые из них даже исполнялись им в тесном дружеском кругу («Фантастический сон ребенка», «Ссора двух детей»); но они, к сожалению, остались незаписанными и для нас утрачены безвозвратно.

Музыка «Детской», ее образы - и веселые, и грустные - овеяны теплым, ласковым светом простосердечности. В них воплотились и воспоминания далекого деревенского детства, и чуткие наблюдения жизни маленьких друзей композитора. Любить детей умеют многие. Мусоргский не только любил, он умел понимать детей и пользовался их безграничным доверием. «...Он не притворялся с нами, не говорил тем фальшивым языком, каким обыкновенно говорят взрослые с детьми в домах, где они дружны с родителями, - вспоминала В. Комарова (дочь Д. Стасова), знавшая «Мусорянина» в свои детские годы, - ...мы разговаривали с ним совершенно свободно, как с равным. Братья мои тоже ничуть не дичились его, рассказывали ему все происшествия своей жизни...». Живое общение с детьми, непринужденные беседы с ними давали богатую пищу творческому воображению Мусоргского. В их играх и напевах, в расспросах и рассказах, в интонациях их говора он улавливал зримое отражение душевного мира ребенка и первые проявления пытливого сознания, еще окутанного причудливыми сплетениями реального и фантастического. Вот что запечатлела музыка Мусоргского в удивительных сценках «Детской». Это не обычные зарисовки ребячьего быта и не песенки, рассчитанные на исполнение самими детьми; это музыкально-психологические этюды, проникнутые поэзией и философией детства.

Первая сценка, «С няней» (или «Ребенок с няней», 1868 г.), по-видимому, непосредственно связана с воспоминаниями детских лет композитора, с первыми впечатлениями от няниных сказок, от которых он «иногда не спал по ночам». Образы двух таких сказок теснятся в голове ребенка, приникшего к няне. Одна «про буку страшного... как тот бука в лес детей носил, и как грыз он их белые косточки...». И другая, смешная - о хромоногом царе («как споткнется, так гриб вырастет») и чихающей царице («как чихнет - стекла вдребезги!»). Ребенок просит няню рассказать «про буку», но страшное и влечет и пугает его. «Бог с ним, с букой! - решает он рассудительно. - Расскажи мне, няня, ту смешную-то!..». В живых, ритмически прихотливых интонациях порывистой речи ребенка передаются его ощущения и переживания, вызванные сказочными образами (бука - лесной упырь, хромой царь, чихающая царица), которые картинно вырисовываются в сопровождении, сверкая неожиданными контрастами. Необычайно выразителен внезапный переход от страшного к смешному:

Вся музыка пьесы, с ее переменчивым движением, пронизана чудесными народными попевками, создающими колорит русской сказочности и в то же время тонко характеризующими восприятие волшебного впечатлительной душой ребенка.

Эта замечательная пьеса, как уже говорилось, была посвящена Мусоргским Даргомыжскому. Спустя два года он написал вторую сценку из детской жизни - «В углу» (30 сентября 1870 г.; посвящена художнику В. Гартману, другу композитора). Сюжет ее незамысловатый. Няня, рассерженная проказами своего маленького питомца, ставит его в угол. Превосходно изображена в музыке шумливая суета раздосадованной няни. А наказанный проказник в углу обиженно пеняет на котеночка - это он все натворил, а не Миша, «Миша был умница». Жалобные «всхлипывающие» интонации («Я ничего не сделал, нянюшка...») выдают Мишу: он чувствует горькую обиду, чувствует и свою вину. Но его детское сознание не умеет примирить эти чувства, осилить это, быть может, первое в его жизни «противоречие». Пытаясь выкарабкаться из затруднительного положения, он начинает поддразнивать няню. Жалобные интонации сменяются капризными, озорными («А няня злая, старая...»). Да все же характер не выдерживает: в самом поддразнивании слышатся сквозь обиду, робкие, ласковые нотки смирения. Вот психологическая задача сценки, глубоко правдивое решение которой и составляет неповторимую прелесть музыки.

18 октября того же года Мусоргский закончил третью сцену - «Жук» (посвящена В. Стасову). Это забавная и загадочная история с жуком, поразившая воображение ребенка. На построенный им домик из лучинок сел жук, «огромный, черный, страшный», гудит и шевелит усами и, налетев, ударяет его в височек. Испуганный ребенок притаился, чуть дыша, вдруг видит - жук беспомощно лежит на спинке, и уж не злится, не гудит, «только крылышки дрожат». «Что, что же с жуком-то сталось? - вновь и вновь спрашивает он няню... - Меня ударил, а сам свалился!». В музыке сценки, блещущей остроумнейшей изобразительностью, звучит внутренним контрастом взволнованный тон детского рассказа. Описание забавного происшествия (сердитое гудение черного жука, его удар и падение) оттеняется драматическими моментами страха, тревоги, удивления. И слушая этот порывистый рассказ, который обрывается беспокойной интонацией вопроса («Что же с ним сталось?..»), мы видим широко раскрытые глаза ребенка перед непонятным, загадочным в окружающей жизни.

Четвертая пьеса цикла - «С куклой» - посвящена композитором его маленьким племянникам «Танюшке и Гоге Мусоргским» (записана 18 декабря 1870 г.). Называлась она также «Колыбельная». Девочка укачивает свою куклу «тяпу», приговаривая нянину байку про буку и серого волка и, завороженная ритмом баюканья, навевает «тяпе» волшебный сон о «чудном острове, где ни жнут, ни сеют, где зреют груши наливные, день и ночь поют птички золотые». Нежный напев колыбельной, с его хрустально звенящими секундами, скользит, как таинственное видение из мира детской мечтательности.

Около того времени (в конце семидесятого года) сочинена была и пятая сценка - «на сон грядущий» - подарок крестнику Мусоргского, новорожденному сыну Кюи, Саше. Маленькая героиня этой обаятельной сценки лепечет перед сном заученную молитву, прилежно упоминая в ней и папу с мамой, и братцев, и старенькую бабушку, и всех тетушек и дядюшек, и многочисленных своих дворовых друзей - «и Фильку, и Ваньку, и Митьку, и Петьку, и Дашу, Пашу, Соню, Дунюшку...». Свободное движение музыки, постепенно ускоряемое, светится оттенками трогательных интонаций. Имена старших произносятся сосредоточенно, серьезно, нараспев, но когда дело доходит до дворовых ребятишек, серьезность улетучивается - звучит резвый детский говорок. Тут происходит заминка: на Дунюшке «молитва» прерывается. Как дальше? Няня укоризненно подсказывает забытую фразу: «господи, помилуй и меня, грешную!». Девочка тихо повторяет эти слова, по-своему, неповторимо их интонируя.

Неповторимость момента гениально воплощена в музыке ладотональным контрастом «далеких строев». Внезапный As-dur после a-moll'ной фразы няни озаряет интонационный облик речи ребенка светлым трепетным сиянием.

Две последние пьесы цикла - «Кот Матрос» и «Поехал на палочке» (как и не сохранившиеся «Сон» и «Ссора двух детей») - навеяны были тесным дружеским общением с семьею Д. Стасова, в доме которого и взрослые и дети любили Мусоргского как родного. Обе пьесы записаны осенью 1872 года (15 августа и 14 сентября). По содержанию они близко примыкают к первым пяти, но по характеру несколько отличны от них. «Тут, - как заметил Б. Асафьев, - виднее дети в их повадках ребяческих. В первых же сценах - детская, вводимая в жизнь, душа, и сквозь описание происходящего, наблюдаемого извне, стук-стук-стук во внутренние переживания ребенка». Однако степень различия не столь значительна, чтобы нужно было проводить резкую грань между теми и другими. Тонкая наблюдательность, чуткая правдивость, проникновенная выразительность обрисовки эпизодов детской жизни - неотъемлемые качества всех сценок цикла, в том числе и двух последних.

«Кот Матрос» - чудесное детское скерцо, рассказывающее о маленьком домашнем происшествии. Хитрый кот подкрался к клетке со снегирем, приготовился уже цапнуть свою жертву, и в ту самую минуту был прихлопнут «перехитрившей» его девочкой; болят ее пальчики, но она довольна: снегирь спасен, а кот наказан. Оживленная шутливая музыка сценки, с ее колоритной изобразительностью, с тонко обыгранными «смешливыми» септимами, мелькающими и в интонациях речи, и в веселом аккомпанементе, пленяет наивным лукавством детского юмора.

В шутливом роде и седьмая пьеса, имевшая несколько названий, - «Поехал на палочке», «Езда верхом на палочке в Юкки», «Съездил в Юкки» и «На даче». Она посвящена Димитрию Васильевичу и Поликсене Степановне Стасовым; Это игровая сценка, зарисовка с натуры. Малыш лихо скачет на палочке возле дачи, воображая, что он «поехал в Юкки» (окрестная деревенька). Остроумно варьированный галоп (Des-dur), с комичными синкопами, изображает езду удальца, который в самом интересном месте... спотыкается и, пришибив ногу, ревет. Мать утешает «своего Сержиньку», что служит поводом для забавно лирического интермеццо (G-dur). Наконец, повеселевший Сержинька вновь садится на свою палочку и, заявив, что он уже «съездил в Юкки», тем же галопом торопится домой: «гости будут...». Пьеса чуть-чуть затянута - единственный ее недостаток; он чувствуется, но его не хочешь замечать, настолько очаровательна бесхитростная музыка этой бесхитростной сценки.

«Детская» - одно из немногих сочинений Мусоргского, которым посчастливилось при жизни композитора увидеть свет (хотя и без двух последних пьес) и встретить доброе расположение не только со стороны публики, но даже и критики. Исполнениям сценок «Детской» «в лучших петербургских музыкальных кружках не было конца, - писал В. Стасов. - Самые даже ретрограды и враги не могли уже оспаривать их талантливость, оригинальность и новизну этих маленьких по размерам, но крупных по содержанию и значению шедевров». Вскоре с ними познакомился Лист.

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5410 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5245 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:5066 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:5004 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4972 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4906 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4807 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4715 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4691 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4557 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер