Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Мусоргский >> Жизненный путь >> Мусоргский - Судьба произведения «Сорочинская ярмарка».
Мусоргский - Судьба произведения «Сорочинская ярмарка».
21.09.2012 17:38

Печальная участь постигла музыку «Сорочинской». Она не нашла даже среди товарищей композитора горячих поборников и не скоро стала достоянием слушателей. В обширной биографии Мусоргского, составленной и опубликованной В. Стасовым в 1881 году, «Сорочинской ярмарке» уделено лишь несколько строк справочных сведений (к сожалению, неточных). Стасов недолюбливал эту оперу, и, быть может, именно потому, что мало знал ее. Римский-Корсаков, с таким интересом редактировавший «Бориса» и «Хованщину», к «Сорочинской» относился с несправедливым пренебрежением. Он, в частности, утверждал, что Мусоргский, нуждаясь в деньгах, «стряпал для Бернара нумера из оперы своей на скорую руку для ф.п. в 2 руки, не имея настоящего либретто и подробного сценария, не имея черновых набросков с голосами. Действительно отделаны Мусоргским были: песня Хиври и песни Парасй, а также сцена Афанасия Ивановича и Хиври». Нет необходимости подчеркивать, какую печальную роль сыграли в судьбе «Сорочинской» эти поспешные суждения авторитетнейшего музыканта, да притом еще близкого товарища Мусоргского... Все же Римский-Корсаков предложил Ан. Лядову закончить и наоркестровать комическую оперу Мусоргского (недостающий текст взялся дописать Голенищев-Кутузов). Поначалу Лядов увлекся этой задачей, но не одолел возникших перед ним трудностей и в конце концов ограничился собственной транскрипцией оркестрового вступления «Жаркий день в Малороссии» и четырех сцен (в партитуре), увидевших свет почти через четверть века после смерти композитора.

Автографы Мусоргского, за исключением немногих изданных номеров, долгие годы томились в архивном плену. О «Сорочинской» по слухам и догадкам складывалось превратное представление, как о сочинении бессвязном, «хаотичном», в коем перемешаны «состряпанные на скорую руку» отрывки и наброски сцен, из которых можно выбрать и обработать отдельные, блещущие талантом, номера, но вряд ли возможно «слепить» нечто цельное, логически осмысленное, тем более, что Мусоргский, «как передавали», сочинял оперу, не имея даже настоящего сценария. Неведение - непригодная опора для мысли и весьма пригодная для домыслов. Однако такое положение не могло тянуться бесконечно.

Триумфальное возрождение «Бориса» и «Хованщины», завоевывавших мировое признание, заставило пристальнее заинтересоваться и неведомой «Сорочинской», извлечь из небытия рукопись неоконченной оперы Мусоргского, изучить ее. Нельзя не воздать здесь должное трудам В. Каратыгина. Он был, в сущности, первый русский музыковед, обратившийся к серьезному исследованию рукописных материалов «Сорочинской ярмарки». Не без предубеждения приступал он к работе, но то, что открылось ему, было поразительно. Он обнаружил и составленный Мусоргским сценарий оперы, и серию подготовительных записей украинских песен, и главное - много превосходной, доселе неизвестной или мало кому известной музыки. Наивны попытки Каратыгина редактировать «Сорочинскую» (придерживаясь методы Римского-Корсакова, он не обладал композиторским талантом и мастерством последнего), но ценны изыскания и публикации, сыгравшие и немаловажную практическую роль в деле «собирания» музыки «Сорочинской ярмарки».

В 1911 году, по инициативе В. Каратыгина, устраивались в Петербурге сначала домашние, «полупубличные», а затем и открытые исполнения сцен из первых двух действий комической оперы Мусоргского. Эти скромные показы проходили с неизменным успехом. «Ярмарка» вызвала живейший интерес общественности. И вот уже осенью 1913 года в московском Свободном театре под руководством К. Марджанова (Марджанишвили) была предпринята первая сценическая постановка «Сорочинской ярмарки» (режиссер А. Санин). Премьера состоялась 8 октября; дирижировал Ю. Сахновский, скомпоновавший партитуру спектакля. Однако этот смелый опыт, которым началась многотрудная сценическая жизнь «Сорочинской ярмарки», не мог дать творчески полноценного результата. До осуществления авторского замысла было еще далеко. Музыкальный материал для постановки собирался, как говорится, с бору по сосенке, и партитура Ю. Сахновского представляла собою довольно пеструю компиляцию из фрагментов и сцен в редакции Лядова, Каратыгина и Римского-Корсакова (интермедия - «Ночь на Лысой горе»); недостающие куски музыки дописал сам Сахновский, он же дооркестровал все эпизоды, изложенные в клавире. В режиссерскую композицию спектакля, для «спайки» между сценами, вмонтирован был текст из гоголевской повести.

Первая, экспериментальная постановка «Сорочинской ярмарки» вызвала оживленные отклики и споры. В спектакле находили немало недостатков. Но музыка Мусоргского, зазвучавшая сквозь завесу редакторских обработок и режиссерских ухищрений, увлекла и покорила слушателей. Жизненность «новой» комической оперы была доказана, и в этом заслуга московского Свободного театра.

Вскоре после экспериментальной постановки «Сорочинской» престарелый Ц. Кюи выразил желание закончить оперу бывшего товарища. Летом 1914 года он приступил к работе и занимался ею вплоть до весны 1916-го (тогда же она была издана - в клавире и партитуре). Над своей редакцией «Сорочинской ярмарки» Кюи трудился основательно, однако и его труд был, по существу, компиляторским. Автографы Мусоргского оставались вне поля его зрения, да он и не проявлял к ним особенного интереса. Кюи использовал с некоторыми изменениями весь подготовленный Каратыгиным материал первых двух действий, кое-что перестроил в сценическом плане оперы, кое-где внес «для связности» небольшие вставки и досочинил всю недостающую музыку, приноравливаясь к стилю Мусоргского и пользуясь, более или менее удачно, его тематизмом. В партитуре оперы он сохранил лядовскую оркестровку отдельных эпизодов и сцен. Работа Кюи над «Сорочинской ярмаркой» была показана 13 октября 1917 года петроградским Театром музыкальной драмы, но в сценической судьбе оперы Мусоргского она не сыграла сколько-нибудь значительной роли. Редакция Кюи, выполненная не без старания и стилизаторского мастерства, имела, конечно, свои достоинства, да ее достоинства не имели прямого отношения к творческому замыслу Мусоргского. Это особенно заметно в присочиненной музыке Кюи (занимающей, в общей сложности, около 75 страниц клавира), где то и дело проглядывают черты элегантной слащавости, столь чуждые простонародной бытовой речи гоголевских персонажей. Возродить своенравный дух музыки Мусоргского восьмидесятилетнему Кюи, при всем его желании, было не под силу.

Еще одна редакция «Сорочинской ярмарки», и опять-таки компилятивная, появилась в 1923 году. Она довольно курьезна, хотя и принадлежит перу серьезного музыканта. Ее буквально «скроил» Н. Черепнин, по-своему распорядившись изданными обработками Лядова, Каратыгина и Кюи и добавив «от себя» куски музыки из других произведений Мусоргского, не имеющих никакого отношения к его комической опере (отрывки из «Бориса Годунова», романс «По-над Доном» и др.). Получилась пикантная мешанина, быть может и не лишенная приятности на вкус избалованных снобов, но совершенно несовместимая с авторским замыслом «Сорочинской ярмарки».

Так на протяжении первой четверти нашего столетия комическую оперу Мусоргского обрабатывали и дорабатывали Лядов, Каратыгин, Сахновский, Кюи, Черепнин. Для сценического исполнения подготовлены были три разнородные редакции оперы, а оригинальная - по инерции или по инертности игнорировалась. Небезынтересно напомнить, что в 1925 году, когда Большой театр собрался впервые на своей сцене показать «Сорочинскую ярмарку», он не мог придумать ничего иного, как обратиться вновь к редакции Ю. Сахновского...

Лишь через пятьдесят два года после смерти Мусоргского вышел в свет клавир «Сорочинской ярмарки», в котором полностью опубликованы все сохранившиеся автографы композитора (включая и варианты отдельных эпизодов). Этот клавир - результат тщательной, кропотливой работы П. Ламма и В. Шебалина, дописавшего недостающую музыку в соответствии с авторским сценарием. Обнародование рукописей Мусоргского раскрыло первородную красоту музыки «Сорочинской ярмарки», многое прояснило в оригинальной концепции народной комической оперы. Мусоргский не успел завершить ее, однако дописывать пришлось не так уж много: четыре пятых всей музыки «Сорочинской» сохранилось в автографах Восполняя пробелы, Шебалин опирался исключительно на музыкальный материал Мусоргского (включая подготовленные автором записи народных песенных тем) и стремился нигде не нарушить образный строй, интонационную атмосферу сочинения.

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5361 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5187 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:5014 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:4955 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4920 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4861 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4762 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4648 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4632 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4514 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер