Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Мусоргский >> Произведения >> Мусоргский - Обзор первой картины Пролога оперы «Борис Годунов».
Мусоргский - Обзор первой картины Пролога оперы «Борис Годунов».
21.09.2012 15:51

Первую картину Пролога предваряет авторская ремарка - точное описание сцены и характеристика психологического состояния народной толпы: «Двор Новодевичьего монастыря под Москвою, обнесенный оградою с башенками. Вправо, ближе к середине сцены, выступом, большие монастырские ворота под навесом. При поднятии занавеса народ, небольшими кучками, собирается на монастырском дворе перед стеною; движения народа вялы, походка ленивая. Через сцену проходят бояре (впереди князь Василий Иванович Шуйский) и, обмениваясь поклонами с народом, пробираются в монастырь. Когда бояре скрылись в монастыре, народ начинает бродить по сцене. Иные, преимущественно женщины, заглядывают за ворота монастыря; другие шепчутся, почесывая в затылке. Входит Пристав, завидя его в монастырских воротах, народ собирается в сплошную толпу и стоит неподвижно: женщины - склонясь щекою на ладонь, мужчины - с шапками в руках, скрестив руки на поясе и понуря голову». Рельефная обрисовка сценической ситуации, данная Мусоргским, непосредственно связывается с оркестровым вступлением, роль которого, однако, отнюдь не ограничена иллюстративной, изобразительной задачей.

Это краткое симфоническое вступление увертюрой не назовешь. Но сказано в нем больше, чем в иной оперной увертюре, и сказанное выражено с той мудрой простотой, которая открывает в локальном образе глубину жизненного обобщения. Такова выразительная мощь проникновенной темы-мелодии народного склада (натуральный cis-moll), составляющей основу оркестрового вступления. Протяжная, сосредоточенно задумчивая русская тема, интонируемая (в первом проведении) угрюмым унисоном фаготов, воспринимается как эпиграф к опере, как мысль, обращенная в даль драматических событий истории. (Заметим в скобках, что Римский-Корсаков в своей оркестровой обработке «Бориса» прибавил здесь к фаготам английский рожок, придав теме чуждый ей сказочный колорит.) В сжатом вариантно-симфоническом развитии тема, затаившая в себе бог весть сколько чувств и дум народных, приобретает широкий размах, обрастает контрастными попевками и подголосками, динамизируется, преобразуется. Музыка звучит печально и грозно, горестно и горделиво, робко и гневно... В ней слышится некрасовское:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!..

В интонационной драматургии развертывания песенной темы возникает образ единый и многозначный, органично связанный с началом действия народной музыкальной драмы и в то же время воплощающий глубокую мысль о родине, о судьбах ее. Вдохновенная мелодия вступления - это, по тонкому замечанию Б. Асафьева, «стебель напева, из которого начала расти музыка дальше, больше, глубже, слой за слоем». Наблюдение дальновидное: из интонаций и попевок первоначальной мелодии выросли, развились, сложились в музыкально-сценическом движении драмы разнохарактерные темы (в том числе и песня Варлаама «Как во городе было во Казани», и тоскливый напев Юродивого, и буйный хор вольницы «Расходилась, разгулялась...»).

В первой картине Пролога Мусоргский сконцентрировал содержание двух сцен пушкинской трагедии: второй - Красная площадь и третьей - Новодевичий монастырь. Вместе с тем он усилил социальное звучание картины, внеся ряд новых эпизодов, предвещающих назревание скрытого конфликта драмы.

При поднятии занавеса «народ толпится на площади» перед Новодевичьим монастырем. Голь, нищета, подневолье. Суровым отблеском музыки вступления освещено внутреннее состояние этой разноликой толпы, насильно согнанной сюда со всех концов Московии, чтобы бить челом Борису, просить его на царство "... Из музыки вступления резким штрихом вычленяется мотив (противосложение песенной теме), словно искаженный тупостью насилия, - в воротах монастыря показывается пристав с дубинкой. «Мотив принуждения» - лаконичная и точная его характеристика.

Этого персонажа нет в означенных сценах Пушкина. Между тем в первой картине оперы ему отведена хоть и малая, но немаловажная роль. Он - слепое олицетворение полицейской власти, ненавистной народу. С самого начала, в первом же эпизоде картины, появление пристава вызывает враждебную настороженность притихшей толпы. Свирепым окриком он понуждает ее, угрожая дубинкой, пасть на колени и слезно молить «боярина-батюшку» принять царство. Образ народа, забитого и униженного, звучит в заунывном хоре «На кого ты нас покидаешь...» (натуральный f-moll), мелодия которого интонационно родственна теме оркестрового вступления, а заключительные причитания («Отец наш...») заставляют вспомнить безысходно-печальный, стонущий рефрен «Колыбельной Еремушки».

Примечательно, что в тексте хора имя Бориса не упоминается вовсе. Музыка стихийно выражает чувство подневольной тоски. Слова же обращены к «боярину-батюшке», а кто он, этот «кормилец-батюшка», которого прочат на царство, - народу неясно. И как тонко, психологически верно раскрывается все это Мусоргским в музыкально-сценическом развитии картины! Вот пристав отошел, смолкают причитания, завязывается беседа. В толпе выделяются отдельные фигуры и группы мужиков и баб, метко очерченные интонационной характерностью народного говора. Они пытаются выяснить смысл происходящего. Группа мужиков обращается к рослому парню: «Митюх, а Митюх, чево орем?» - Митюх: «Вона! почем я знаю!». - Другая группа мужиков (рассудительно): «Царя на Руси хотим поставить!». Тут в разговор встревают бабы, и простодушная беседа наполняется бойким гомоном, терпким народным юмором, шумными препирательствами. Снова показывается пристав, снова звучит «мотив принуждения», и толпа застывает в «прежней неподвижности». Размахивая дубинкой, пристав злобно напирает на толпу. И после кратких реплик народа - и жалобных и насмешливых («Не серчай, Микитич, не серчай, родимый! - Только отдохнем, заорем мы снова. - И вздохнуть не даст, проклятый») - возобновляется хор с причитаниями «На кого ты нас покидаешь...» (теперь в fis-moll - квинта к cis, основной тональности картины). Хор звучит «во всю мочь», словно подхлестываемый остинатной ритмической фигурой «мотива принуждения» (в оркестре). Толпа голосит ожесточенно, с завываниями, переходящими в «великий вопль». Внезапно все обрывается появлением думного дьяка Щелкалова.

Его обращение к народу характеризует музыка, исполненная скорбной торжественности (es-moll - Es-dur). Это речь «вестника» в трагедии, сознающего и важность момента и неутешительность своего сообщения. «Неумолим боярин... Печаль на Руси безысходная...». Эмоциональная сдержанность музыки монолога усиливает внутреннюю напряженность ее медлительного развертывания. Интонационно-гибкий речитатив Щелкалова оттеняется сумрачными гармониями сопровождения. На словах «Ко господу сил припадите...» в оркестре возникает и разрастается скорбная мелодия - предвестье драмы Бориса:

Молитвенно-просветленное заключение монолога («и озарит небесным светом...», Es-dur) усугубляет чувство смутной тревоги. Народ в недоумении (ремарка Мусоргского).

Издали доносится древний религиозный напев. Приближаются калики перехожие, предрекая Руси тяжелые испытания: «Ангел господень миру рек: Поднимайтесь, тучи грозные. Неситесь на землю русскую!». Народ прислушивается к пению «странников божьих», стараясь уловить тайный смысл их проповеди: «Облекайтесь в ризы светлые, поднимайте иконы владычицы. И со Донской и со Владимирской грядите царю во сретенье...» (дорийский напев хора).

Сцены калик - «божьих странников» у Пушкина нет. Она введена Мусоргским так же, как и следующая, завершающая картину народная сцена, исключенная в основной, но, к счастью, сохранившаяся в предварительной редакции «Бориса Годунова». Эта сцена (вынужденность ее изъятия несомненна) - одно из мудрых постижений новаторской драматургии Мусоргского. По форме она логично замыкает композицию картины своеобразной репризой (возвращение исходного тематизма в новом развитии); по смыслу - размыкает действие оперы, правдиво и тонко вырисовывая внутреннюю противоречивость психологического состояния подневольного народа перед лицом надвигающихся событий.

Мусоргский, конечно, не случайно, и менее всего ради колорита, вывел калик перехожих в первой картине Пролога. Он показал в них мрачную силу, которою пользовались власть имущие для воздействия на сознание обездоленных масс. И тут Мусоргский опирался на свидетельства историков и летописцев, указывавших, что перед «избранием» Бориса по Москве и по другим городам вербовались агенты и монахи из монастырей, подбивавшие народ просить его «всем миром» на царство. Ко всякого рода «божьим людям», смиренным паломникам народ относился с детски наивной почтительностью.

Проповедь калик перехожих вызвала в толпе народа новые сомненья и раздумья. Дубинка пристава понуждала голосить слезные причитания «боярину-батюшке», туманная речь думного дьяка призывала молиться. О чем же толковали божьи странники?..

Поворот к заключительной сцене обозначен островыразительным штрихом интонационной драматургии. Едва калики перехожие скрылись за воротами монастыря, в оркестре возникает печальный мотив темы вступления к Прологу. Сразу после As-dur'ного окончания хора калик - глубоким ладовым контрастом - мотив звучит в a-moll, замирая на вопросительной интонации.

Музыка этой краткой интерлюдии, как внезапно мелькнувший луч, освещает внутреннее состояние толпы народа. Неясная и неотвязная мысль ищет ответа. В толпе выделяются две группы беседующих мужиков. Одна обращается к тому же Митюхе: «Слыхал, что божьи люди говорили?». Озадаченный Митюха силится припомнить, но безнадежно путается - темный смысл их предречений ему непонятен. Другая группа многозначительно напоминает зов калик перехожих: «Облекайтесь в ризы светлые... вы грядите к царю во сретенье». В толпе недоуменье: «Царю? Какому царю?» - «Как какому? А Борису...». Оживленная беседа, готовая перейти в спор, построена в музыке на вариационной разработке темы калик. Однако до спора дело не доходит. Беседу грубо прерывает пристав (снова «мотив принуждения»), объявляя народу указ от бояр - заутра быть в Кремле.

Сгущаются сумерки тревожного дня. Народ медленно расходится, перебрасываясь последними фразами с горькой иронией: «Бона! За делом собирали... А нам-то что. Велят завыть, завоем и в Кремле». В оркестре звучит первоначальная cis-moll'ная тема вступления (соло кларнета на тремоло струнных). В завершающем изложении-развитии облик темы тонко преформируется, видоизменяется - иным характером движения, иной тембровой окраской, иными гармониями и выразительными оттенками. Неожиданно рядом с темой вновь возникают отголоски напева калик перехожих и растворяются в затухающих интонациях все той же протяжной, скорбно-задумчивой мелодии вступления.

До сих пор еще в практике многих оперных театров заключительная сцена первой картины «Бориса» опускается (такова живучесть косных традиций). Между тем эта сцена - неотторжимое звено в драматургии сочинения. Концентрируя и обобщая действие первой картины, она обнажает антитезу - народ и царь - и тем самым подготавливает развитие основного конфликта музыкальной драмы. И именно эта сцена разъясняет смысл следующей, второй картины Пролога (В Кремле московском), где народ «орет славу» коронованному Борису.

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5286 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5120 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:4916 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:4884 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4851 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4789 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4683 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4566 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4552 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4452 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Реклама

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер