Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Мусоргский >> Произведения >> Мусоргский - Обзор картины первой, первого действия. Келья в Чудовом монастыре из оперы «Борис Годунов».
Мусоргский - Обзор картины первой, первого действия. Келья в Чудовом монастыре из оперы «Борис Годунов».
21.09.2012 15:42

Картина первая. 1603 год. Келья в Чудовом монастыре. Ночь. Пимен пишет перед лампадой. В углу спит инок Григорий. Мерно-покойное течение музыки сказа («бесконечная» инвенция виол) - оживающие страницы летописи времен. В сфере эпического повествования покоится строгий речитатив Пимена (с «отсвечивающими» в нем интонациями памятной темы вступления к Прологу).

Еще одно, последнее сказанье -
И летопись окончена моя...

Характер Пимена в опере - совершенное воплощение образа пушкинского летописца. «В нем собрал я черты, - писал поэт, - пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, можно сказать, набожное к власти царя, данной им богом, - совершенное отсутствие суетности пристрастия - дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших...». Так рисует Пимена и Мусоргский, чутко интонируя вдохновенные стихи Пушкина в широко распетом речитативе и концентрируя музыкально-сценическую характеристику летописца в переменчивом претворении простодушной темы. В ее хоральном, «иконописном» начертании видится кроткий задумчивый лик Пимена, освещенный тусклым мерцанием лампады. Эта выразительная тема зарождается в оркестре из начального мерного движения музыки моносцены в момент сосредоточенного раздумья Пимена («На старости я сызнова живу; минувшее проходит предо мною...»). Далее она приобретает значенье лейт-темы летописца, но, разумеется, не в вагнеровском понимании отвлеченного звукосимвола - сохраняя свою интонационную характерность, тема свободно развивается, видоизменяется, и ее трансформации, наполняющие образ живым дыханием истории, дают впечатление «скользящих по лику старца отражений его дум и речей». Образ Пимена объективизируется музыкою; музыкою же раскрывается в «ем глубокая психологическая правда.

Повествование старого летописца, завершающего свой безымянный труд, отрешено от суетности пристрастия. Не мудрствуя лукаво описывает он события минувших лет. Но он вовсе не безразличен к тому, о чем повествует. В «безымянных» сказаниях старца отражено мнение народное. И этим обусловлен скрытый пафос его речей.

В моносцене, окутанной мерным течением музыки сказа, строгая тема выделяет облик Пимена, смиренный и покойно-величавый. Таким он представляется проснувшемуся Григорию - на той же теме (D-dur) построен его речитатив: «Как я люблю его смиренный... вид...». Он рассказывает Пимену о своем тревожном оне. Следует диалог старца с иноком, а затем рассказ о царях. Лейт-тема Пимена обретает метафорическую подвижность. Видоизменяясь, она драматизирует тон и смысл повествования, выразительно окрашивает интонационный строй сдержанной речи летописца, изнутри освещая черты его облика.

В диалоге она звучит картинным напоминаньем шумной юности Пимена («Мне чудятся то буйные пиры, то схватки боевые», E-dur, воинственный взмах оркестра) - и отраженно возникает в реплике честолюбивого Григория: «Зачем и мне не тешиться в боях, не пировать за царскою трапезой?..»; причем здесь же, в речитативе возбужденного инока, зарождается - как тайное предчувствие - интонационный абрис темы убитого царевича Димитрия. Умеряя суетные порывы тщеславной души Григория, Пимен начинает рассказ о царях:

Помысли, сын, ты о царях великих:
Кто выше их? (Единый бог!..) И что же?
О, как часто, часто они меняли
свой посох царский, и порфиру,
и свой венец роскошный
на иноков клобук смиренный...

И в этом многозначительном рассказе ведущую роль играет лейт-тема летописца. Она выступает степенно, строго, «красной строкой» повествования («Помысли, сын...», As-dur). Но в первом же эпизоде, на протяжении шестнадцати тактов, тема дважды преобразуется, контрастом светотени углубляя смысл речи Пимена. Внезапным ладовым сдвигом (при словах «Кто выше их? и что же...») тема повергается из торжественного As-dur в сумрачный es-moll, глухо звучит и дробится в напряженном движении («...как часто, часто они меняли свой посох царский...») и. едва стихнув, возрождается «просветленная» в Q-dur («... на иноков клубок смиренный...»).

Музыка вступительного эпизода, насыщенная выразительно контрастным развитием лейт-темы летописца, служит и обобщающим началом, и психологической настройкой повествования, к которому жадно прислушивается Григорий. Пимен вспоминает Грозного, с умилением говорит о богомольном Федоре («Он царские чертоги преобратил в молитвенную келью...») и о «чуде», свершившемся в час его кончины. Тема вновь и вновь преобразуется, озаряя рассказ старца мягким сиянием кротости и таинственной торжественности (лидийский F-dur, затем мерцающий в уносящихся ввысь гармониях Des-dur).

Весь этот сдержанно-неторопливый рассказ - «пытка чувств» для Григория. И когда Пимен, подойдя к событиям недавних лет, глухо произносит: «Прогневали мы бога, согрешили: владыкою себе цареубийцу нарекли!» - у инока вырывается мучивший его вопрос: «Давно, честной отец, хотелось мне тебя спросить о смерти Димитрия царевича. Ты, говорят, в то время был в Угличе?» Здесь - поворотный момент музыкально-сценического развития картины. Пимен, муж многоопытный и мудрый, как будто ждал этого вопроса, к тому, как будто, и вел повествование, чтобы поведать Григорию о тяжком преступлении царя.

И вот «последнее сказанье» Пимена - о кровавых событиях в Угличе. Оно звучит в суровых тонах драматической баллады. Тема летописца исчезает. Возникает и разрастается иная, новая тема, которой предстоит важнейшая роль в драматургии всей оперы. Характерные попевки этой темы слышны уже в начальном мотиве рассказа-баллады, а ее становление (первое проведение) связано о образом убитого царевича.

B музыке рисуется картина злодеяния, набат тревоги, смятение негодующей толпы, стихийная расправа с убийцами, «в ужасе, под топором» назвавшими имя Бориса... Основою картинно-симфонического развития рассказа-баллады служит первоначальный мотив. Он разрабатывается, преформируется с несравненным мастерством интонационной драматургии. Из этого мотива - посреди нарастающего движения музыки («...ударили в набат; крик, шум. Бегут во двор царицы...») образуется центральная тема - царевича Димитрия.

В дальнейшем повествовании - «А там, на площади, народ остервенясь...» - тот же мотив, модифицируясь в резко очерченных интонациях, ритмах, созвучьях, нагнетает динамику развития симфонической картины, реально, зримо изображающей ярость народа при виде царского чиновника «Иуды» Битяговского («Вот он, вот, вот злодей!»), ужас, охвативший схваченных убийц пред трупом царевича (здесь выразительным контрастом вновь звучит тема Димитрия), неистовство толпы и предсмертное покаяние злодеев...

Вместе с тем в драматическом развертывании первоначального мотива все яснее ощущается скрытая интонационная связь с темою царя Бориса. Она становится явной в заключительном проведении мотива (d-moll), где упоминание о царе Борисе («Злодеи покаялись и назвали Бориса...») тонко подчеркнуто характерным гармоническим штрихом из его монолога.

Так, три предначальных образа сплетаются незримо в музыке драматического повествования Пимена: образ убитого царевича Димитрия, образ народного возмущения и образ преступного царя Бориса. И эта связь знаменательна. В ней затаена взрывчатая сила развития музыкальной драмы. Только бичом цензурных соображений можно было изъять из оперы рассказ Пимена об углицких событиях, играющий столь важную роль в драматургии сочинения.

Заключение картины складывается под непосредственным воздействием рассказа Пимена. Встревоженная тишина кельи; вкрадчивый вопрос Григория: «Каких был лет царевич убиенный?». Сосредоточенное припоминание летописца (в оркестре промелькивает «мотив сказа»). Наконец, уверенный ответ: «Он был бы твой ровесник и царствовал!». И тут вновь гениальный штрих интонационной драматургии, раскрывающий внутренний, психологический смысл момента. На словах «и царствовал» внезапно возникает тема царевича Димитрия. Ее появленье оттенено неожиданным тональным контрастом (D-dur - Es-dur); звучит она иначе, нежели в первоначальном, широком проведении (a-moll), и колорит у нее иной - призрачный, холодный.

Тема является и исчезает, как призрак. Но действие ее неотразимо. Вы слышите в ней внутреннее перерождение Григория! Идея венценосного самозванства бесповоротно овладевает его сознанием. Неясным честолюбивым помыслам, давно лелеемым авантюрной душой смиренного инока, открывается ясная цель. И именно здесь, в данной сценической ситуации, в сочетании с роковыми словами «и царствовал!..» тема царевича Димитрия обретает второе значение в развитии драмы - становится «присвоенной» темой Самозванца. Весьма характерна здесь и многозначительная ремарка Мусоргского: «Григорий при этих словах величественно выпрямляется во весь рост, потом снова с притворным смирением опускается на скамью». Он терпеливо выжидает. А простодушный Пимен заканчивает речь торжественным завещанием иноку: «Тебе мой труд передаю... Описывай, не мудрствуя лукаво, все, чему свидетель в жизни будешь...» (в оркестре - строгая лейт-тема летописца). Раздаются протяжные удары монастырского колокола. За сценой, в отдалении, тихий хор отшельников. Пимен уходит. Григорий один. В нем уже созрело решенье. Его монолог, завершающий сцену, обращен к преступному царю («Борис, Борис! все пред тобой трепещет»). И как образ неминуемого возмездия проносится в оркестре тема убитого царевича («Никто не смеет и напомнить о жребии несчастного младенца...»).

А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты от суда людского,
Как не уйдешь от божьего суда...

Тайным приговором звучат последние слова Григория. А в оркестре - затухающее движение «вещего сказа». И отдаленные удары колокола...

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5190 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:4942 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:4778 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:4708 Балет

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4685 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4654 Классическая музыка

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4525 Балет

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4434 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4353 Опера

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4348 Мировая культура

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер