Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Мусоргский >> Произведения >> Мусоргский - Обзор Четвертого действия. Грановитая палата в Московском кремле из оперы «Борис Годунов».
Мусоргский - Обзор Четвертого действия. Грановитая палата в Московском кремле из оперы «Борис Годунов».
21.09.2012 15:23

Чрезвычайное заседание Боярской думы. Композиция этой, предпоследней, картины оперы представляет свободную переработку двух сцеп пушкинской трагедии (XV. Царская дума и XX. Царские палаты) с добавлением новых сцен и эпизодов.

В оркестровое вступление органично улеглась музыка из четвертого действия «Саламбо» - воплощение мрачной торжественности «жрецов власти». Думный дьяк Щелкалов оглашает послание царя Бориса боярам о мятежном Самозванце, задумавшем «с толпой наемников голодных» сокрушить московский трон. Выход Щелкалова (он и здесь играет роль «вестника» в трагедии) означен его темою из Пролога. Перед чтением послания в оркестре возникает страдальческий мотив Бориса («И скорбью сердце полно...»). Скорбная интонация глухо звучит и в музыке, сопровождающей текст царского послания, монотонно скандируемый думным дьяком. Весь этот эпизод опущен в основной редакции оперы. Между тем он необходим, ибо служит естественным началом «чрезвычайного заседания» думы, на котором бояре должны по указанию царя «сотворить правдивый суд» над разбойником и вором Самозванцем.

В двухорной композиции сцены «дебатов» в боярской думе («Что ж ? пойдем на голоса, бояре?..») колоритно изображена церемония «формулирования» приговора, заранее подготовленного в угоду, царю. Перебрасываясь «уточняющими» репликами и все более распаляясь, титулованные бояре осуждают Самозванца на страшные пытки и казнь («труп его предать сожженью... трижды проклясть и развеять прах его поганый за заставами по ветру...»). Сцена построена на сумрачном движении темы оркестрового вступления, а для «обвинительного акта» Самозванцу искусно переработана музыка приговора жрецов-пентархов мятежному Мато - из «Саламбо».

Сцена заседания в думе замечательна не только колоритной характерностью - она несет в себе драматургический подтекст. Произнося устрашающие слова приговора, бояре сами испытывают тайный страх: проклятый Самозванец подвигается к Кромам, в стране растет народная смута... Церемония «голосования» окончена, а среди бояр - растерянность: «Жаль, Шуйского нет князя; хоть и крамольник, а без него, кажись, не ладно вышло». На этой реплике озадаченных бояр, сопровождаемой в оркестре темой Шуйского, как раз является он сам. Лукавый царедворец знал, где следует «опоздать маленько». Раздраженные бояре стыдят его за то, что он «мутит народ на площадях», распространяя слухи, будто жив царевич (в оркестре напоминанье темы Димитрия - Самозванца). Но Шуйский, ловко увернувшись от попреков бояр, сообщает весть, которая всех приводит в смятение.

Мягко, вкрадчиво, подобострастно начинает Шуйский свой рассказ, как, уходя от государя, «радея о душе царевой», он «в щелочку... случайно., заглянул» и увидел - «О, что увидел я, бояре!». Тут невзрачный облик Шуйского преображается. Исчезают льстивые интонации фарисейской речи. С актерским пафосом, захлебываясь от возбуждения, он описывает муки и безумный бред Бориса, отгоняющего незримый призрак.

Музыка рассказа («Бледный, холодным потом обливаясь...») исполнена драматизма; при упоминании о призраке в ней напряженно звучит тема душевных борений Бориса. Шуйский упоен своей ролью. Напрасно думные бояре в страхе кричат ему: «Лжешь! лжешь, князь!». Он их не слушает, торопясь закончить рассказ. Но не успевает - его заканчивает... сам Борис. При словах Шуйского «Чур... чур, шептал...» - входит царь, дико озираясь по сторонам и судорожно повторяя «Чур, чур! Чур, дитя!». Бояре в ужасе расступаются. В тремолирующем звучании музыки видения трепещет тема убитого царевича. Видение исчезает, но образ «зарезанного младенца» жгучим напоминанием мучит Бориса, исторгая из его груди тяжкие стоны: «Кто говорит: убийца? Убийцы нет! Жив, жив малютка!».

Гениально смелый поворот музыкально-сценического действия обнажает катастрофу души Бориса. Едва овладев собою, он хочет держать речь боярам. Но первые же его слова - «Я созвал вас, бояре...» - отзываются скорбным мотивом прощания. А Шуйский торопится нанести последний удар обессилевшему властелину. Он вводит Пимена, который должен поведать государю «великую тайну». Для Бориса, утратившего душевное равновесие, эта тайна оказывается роковой.

В уста смиренного инока-летописца, явившегося к царю в его смертный час, Мусоргский вложил притчу о чудесном исцелении слепого пастуха над могилой царевича Димитрия - эпизод из речи патриарха Иова к Борису в пушкинской трагедии (сцена XV. Царская дума). Чутье музыканта-драматурга подсказало Мусоргскому счастливую мысль передать Пимену эту притчу, столь близкую всему облику летописца, и поместить ее именно в данной сценической ситуации, предрешающей исход внутренней борьбы царя Бориса. Сам Пушкин бы одобрил такую мудрую вольность.

Пимен является в Грановитую палату, словно посланник истории, вершащей свой неисповедимый суд. Он «пристально смотрит на Бориса, потом подходит к нему» (ремарка Мусоргского). Спокойно-величавая тема летописца предваряет его повествование. Притча выражена музыкою кроткой, простодушной. Сюжет притчи наивен, но какое страшное действие производит она на Бориса, которому неотвратимо ясен ее тайный смысл. И мы чувствуем это, когда при словах «Димитрий я, царевич...» в оркестре появляется нежно звучащая мелодия убитого царевича. Борис слушает летописца с нарастающим волнением. Силится выдержать и не выдерживает. Наползающий кошмар душит его. Царь падает (в оркестре проносится тема призрака).

Немного в мировой оперной литературе таких шедевров музыкальной драматургии, как описанные выше сцены Бориса и его последний монолог. Умирающий царь остается наедине с любимым сыном Федором. Траурным напутствием звучит мотив прощания... Замкнулся круг тяжких нравственных испытаний Бориса. Их очистительная сила просветляет мрачный царственный облик этого «несчастного любимца счастия», как назвал Белинский Годунова, человека с большим умом, властной волей и темным сердцем. Устами старого летописца высказано царю в лицо непогрешительное народное мнение, произнесен народный приговор. А это сильнее и страшнее угрозы Самозванца, и козней Шуйского, и боярской крамолы. Исповедь и смерть - катарсис трагической судьбы Бориса.

Мусоргскому, как и Пушкину, чужда морализующая сентенция. Он не оправдывает и не облагораживает Годунова; он до конца раскрывает всю правду человеческого в его характере, обуреваемом острыми противоречиями и противочувствствами. Потому-то трагическая судьба Бориса вызывает в слушателях участие и даже сострадание: «...видишь необходимость его падения и все-таки жалеешь о нем...» - говорил Белинский о пушкинском Годунове; то же можем сказать и мы, слушая потрясающую сцену смерти Бориса в опере.

Музыка его предсмертного монолога проникнута неизъяснимой скорбью страдания и просветления. Выразительным напоминаньем звучат отголоски темы душевных борений Годунова («Не спрашивай, каким путем я царство приобрел...»), темы последних надежд («Ты царствовать по праву будешь...»), темы семейной отрады («Сестру свою, царевну, сбереги...»). Тревога за сына перед лицом бедствий наступившего лихолетья тяготит Бориса («Венец тебе достался в тяжкую годину...» - в оркестре промелькивает мотив Самозванца). Напрягая волю и разум, Годунов завещает Федору мудрость государственного опыта: «Не вверяйся наветам бояр крамольных... Измену карай без пощады... Строго вникай в суд народный, суд нелицемерный...». Строгая, мужественная тема - возвышает этот мудрый порыв умирающего Бориса. Силы его слабеют. В скорбном молитвенном настроении он благословляет сына - момент, прекрасно выраженный нежной, просветленной музыкой прощания («С горней неприступной высоты...», Des-dur, piano - pianissimo).

Раздается погребальный звон и надгробный вопль приближающихся певчих (cis-moll) - «святая схима» ждет царя. Страшное смятение охватывает Бориса, В предсмертной муке он выпрямляется во весь рост, величавым жестом останавливая мрачное шествие монахов и бояр: «Повремените... я царь еще!» - и падает, шепча мертвеющими губами последнюю мольбу о прощении. Поразителен здесь в музыке внезапно блеснувший C-dur («Я царь еще...»), который сразу же заволакивается сумрачным движением в Des-dur (заключительное Largo). Скорбно-торжественно звучит в оркестре, поднимаясь и поникая, царственная тема отверженного Бориса...

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5278 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5106 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:4897 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:4871 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4834 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4779 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4671 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4549 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4543 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4445 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер