Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Мусоргский >> Произведения >> Мусоргский - Обзор Пятого действия. Сцена под Кромами из оперы «Борис Годунов».
Мусоргский - Обзор Пятого действия. Сцена под Кромами из оперы «Борис Годунов».
21.09.2012 15:21

Сцена под Кромами при первой постановке «Бориса Годунова» (1874) была выделена композитором как пятое действие. И не случайно. По содержанию и по значению «Кромы» - обобщающий эпилог всей оперы-драмы, а не только последняя или предпоследняя - если точно придерживаться хронологии описываемых событий - картина четвертого действия. Создавая грандиозный финал народной музыкальной драмы, возвышая в нем идею крестьянской революции, Мусоргский руководился не хронологией, а логикой истории. В Сцене под Кромами, к которой повернуто внутреннее развитие драматургии «Бориса Годунова», он воплотил величие и трагизм стихийной борьбы угнетенного народа в эпоху крестьянских войн. Этим обусловлена и неповторимая своебытность композиционного решения новой творческой задачи.

Ночь. Лесная прогалина под Кромами. Шумным вихрем врывается толпа восставшего народа, волоча связанного боярина, царского воеводу Хрущова. Всплески буйного движения (оркестровая прелюдия) сливаются с криками и гиканьем крестьянской ватаги «бродяг». Зычные переклички, едкие реплики по адресу пойманного боярина - сочная хоровая сцена («Вали его...»). В причудливом освещении тут же разведенных костров затевается злая потеха - пародийное «величание» борнсова воеводы: позади становятся «оруженосцы» с дубинками - рынды Фомка и Епихан; находят и «зазнобушку» для боярина - столетнюю Афимью... Бабы заводят озорной хоровод, мужики подхватывают - «Не сокол летит по поднебесью» (великолепная разработка русской народной песни «То не ястреб совыкался»).

Трикратное «величание» боярина выливается в своеобразное сатирическое действо: в нехитрой игровой сценке народ зло издевается над своим притеснителем, который только и думает «как бы вору на помочь забить, запороть люд честной! - Слава боярину, слава, борисову!..». Клич расправы звучит в этой «славе».

Но до расправы дело не доходит. Грозная «игра» с боярином, стихийно возникшая, обрывается в стихийном течении событий. Вбегает Юродивый с гурьбой мальчишек, «поднявших его в кустах» (как значится в ремарке). Мусоргский перенес сюда эту, уже Известную нам сценку из картины у собора Василия Блаженного, которую вынужден был «упразднить». Перенос был оправдан желанием композитора сохранить замечательную сцену Юродивого с мальчишками хотя бы и ценой несколько искусственной затяжки действия в «Кромах». Но теперь картина у Василия Блаженного полностью восстановлена, стало быть, возвращена на место и упомянутая сценка Юродивого с мальчишками.

Действие в «Кромах» от этого лишь выигрывает в непосредственности развития. «Величание» боярина обрывается появлением беглых иноков - Варлаама и Мисаила. Словно знамя реет над ними древний (фригийский) народный распев.

Варлаам и Мисаил выступают в роли «заводчиков» мятежа, привлекая внимание возбужденной толпы. Слова их терпкого распева звучат воззванием к простому люду:

Солнце, луна померкнули, звезды с небес покатилися.
Вселенная восколебалася от тяжкого греха Борисова.
...Мучат, пытают божий люд, а мучат слуги Борисовы...

Народ жадно прислушивается. К речи новоявленных агитаторов присоединяются голоса из толпы: «От Москвы идут святые старцы... Песню ведут о кознях Бориса... о муках жестоких, что терпит люд...». Возбуждение стремительно нарастает, и, как смерч, взмывается «пододонная сила» буйной народной вольницы - «Гайда! Расходилась, разгулялась удаль молодецкая».

В этой беспримерной по размаху и мощи массовой хоровой сцене поет стихия восстания. Главная, fismoll'ная тема хора (заметим: интонационно родственная теме вступления к Прологу оперы) исподволь вызревала в сознании Мусоргского. Ее прообраз начертан уже в песне «Дуют ветры, ветры буйные» (1864 г. в «коммуне»). Там рисовалось ненастье, чреватое бурею, здесь - сама буря... Тема русской вольницы развертывается в могучем сокрушительном движении (свободное фугато). После первой кульминации - новый подъем и новая тема - раздольный пляс «Ой, ты сила, силушка, ой, ты сила бедовая» (G-dur, мелодия известной народной песни «Заиграй, моя волынка»).

Пьянящей радостью свободы, торжеством неизбывной силы веет от этой музыки народного ликования. Размашистая тема лихо кружит в крутых поворотах пляса, сопровождаемого буйными перекличками хора («Гой! - Ой, силушка бедовая!.. Ты дай им понатешиться...»). Тематическое развитие динамизируется тональными контрастами (G - Es - Н - As - Des), красочной выразительностью интонационных и тембро-гармонических оттенков. Плясовое движение, достигнув вершины, возвращается к исходной теме (cis - fis). Теперь она звучит в увеличении. Вступают «отрезвляющие» голоса Варлаама, Мисаила и «старейших бродяг» из толпы: «Воспримите, людие, царя законного, богом спасенного... Димитрия Ивановича!».

Призывные возгласы принять «законного, богом спасенного» царя Димитрия вызывают в толпе народной не умилительный восторг, а тревогу и смятенье, напоминая о ненавистном Борисе. Возникает драматический хоровой диалог. «Рыщут, бродят слуги Бориса, пытают люд неповинный...» (b-moll, начало нового развития главной темы). Набегающие волны гневного возмущения сливаются в бурлящем потоке мятежной вольницы. При кликах народной толпы «Смерть Борису!» нарастающее движение поднимается к последней, высшей кульминации.

И тут в драматургии сцены обозначается трагический перелом. Он был подготовлен ранее - усмиряющими призывами старцев «Воспримите, людие, царя законного...». Теперь выясняется гибельный смысл этих слов. Издали доносится непонятное пение на непонятном языке. Показываются иезуиты, лазутчики и агитаторы «богом спасенного» Самозванца. Народ, почуяв недоброе, встречает их негодующими репликами: «Словно волки воют!.. Что за дьяволы?..». Не выдерживает и мужицкая натура Варлаама. Зычным окриком - «Вороньё поганое!.. Не попустим!» (здесь мы вновь слышим своенравный грузный мотив бродяги) - он вместе с подручным Мисаилом увлекает возбужденную толпу на расправу с «кровососами». Иезуитский хорал обрывается грозными кликами мщения «Гайда! Души! Дави!..».

В музыке эта стихийная вспышка гнева выражена сумрачным наплывом ожесточенного движения (Vivo, f-moll). Иезуитов схватывают, вяжут, волокут в лес «на осину»... А из леса раздается труба Самозванца. И в то же время в тревожных отсветах приближающегося факельного шествия вырисовывается скорбная фигура одинокого Юродивого («Юродивый вскакивает, осматривается и снова ложится у камня» - ремарка Мусоргского). При звуках торжественного марша появляется Самозванец, окруженный пышкой свитою; ратники с факелами освещают ему путь. Варлаам с Мисаилом, забыв об иезуитах, бросаются величать «царевича, богом спасенного». Оторопевшая толпа повторяет слова величанья... Небезынтересно напомнить, что для встречи Самозванца под Кромами Мусоргский воспользовался музыкою «славления Молоха», мрачно-торжественный колорит которой здесь так уместен. Самозванец обращается к притихшей толпе (тема «царевича» звучит хоралом;, Des-dur). Всем .«гонимым Годуновым» он обещает милость и защиту. И тут же милует... слугу Бориса боярина Хрущова... Толпа, сбитая с толку обещанием мнимого царевича, поддается демагогическому обману.

Развенчивая в Кромах Самозванца, Мусоргский показал и трагизм стихийного движения крестьянских масс, восставших против ненавистного царя Бориса и наивно поверивших «справедливому царевичу»... Поезд Самозванца удаляется. Марш Лжедимитрия застилают тяжелые удары набатного колокола. Из-за леса поднимается зарево пожарища. Одинокий Юродивый затягивает песню, в которой пламенеет народное горе:

Лейтесь, лейтесь, слезы горькие,
плачь, плачь, душа православная.
Скоро враг придет и настанет тьма,
темень темная, непроглядная...

С потрясающей силой выразительности Мусоргский воплотил в этом образе трагический смысл событий: Лжедимитрий, Изменой и обманом вторгшийся с чужеземцами в русскую землю, несет ей смуту и горе. На фоне всей, грандиозной по размаху, Сцены под Кромами песнь Юродивого приобретает значение вещего пророчества: впереди тяжелые испытания, долгая, многотрудная борьба - и не раз еще поднимется грозной волной революционная стихия могучей народной вольницы.

Мрачен финал сцены. Но светла пронизывающая все развитие оперы, устремленная в будущее мысль Мусоргского, высказанная им в посвящении друзьям, - мысль о народе как великой личности, одушевленной единою идеей.

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5232 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5020 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:4826 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:4769 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4737 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4735 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4575 Балет

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4487 Мировая культура

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4451 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4397 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер