Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Культурные новости >> Опера >> «Буря» в стакане оперной воды
«Буря» в стакане оперной воды
01.01.2013 13:05

Автор - Игорь Корябин Опера «Буря» Томаса Адеса в Метрополитен-опере

Сезон прямых трансляций из «Meт» продолжается

Представим себе гипотетическую ситуацию. Оркестр, заняв место в оркестровой яме оперного театра, под управлением дирижера играет по нотам партитуру какой-нибудь современной оперы, например, оперы «Буря», либретто которой создано по одноименной трагикомедии Шекспира. Певцы и хор, предварительно разучившие все ее партии и оказавшиеся в определенном, предложенном им режиссером театрально-постановочном пространстве, исполняют названную оперу в меру своих сил, ведь это их работа, профессиональное ремесло. При этом, поют ли они на самом деле в смысле полноценного оперного пения или с полной драматической выкладкой «распевают-мелодекламируют» то монотонно однообразную, а то и экстатически взрывную «вокальную рецитацию», вовсе не важно, ведь выяснением подобных «глупостей» современная опера, как правило, практически никогда себя не обременяет. Наконец, представим себе третье и последнее: за дирижерским пультом стоит какой-нибудь из весьма «модных» современных композиторов, «распиаренных» как зарубежной критикой, так и, что особенно важно, нашими «прогрессивными деятелями» от оперы, которых в погоне за подпиткой собственных непомерных амбиций и неустанным видением лишь себя любимых в ореоле оперы, развелось непомерно много: вот и рассказывают они нам постоянно одну и ту же гламурную сказку про белого бычка! Так кого же нам вывести на сей раз в качестве ее персонажа? Да хотя бы англичанина Томаса Адéса (Thomas Adès), достаточно молодого – 1971 года рождения – маэстро, который явно попадает в круг композиторов с упоением воспеваемых этими «прогрессивными деятелями»… Томас Адес. Фото: Brian Voice При наличии и пространственно-временном совпадении всех трех названных составляющих, нечто рождающееся при свете рампы назвать оперой, нисколько не покривив душой, как правило, можно лишь в одном случае из десяти. Или в одном случае из ста – неважно, ведь и наш случай, увы, несчастлив и однозначно не выигрышен… Но гипотетический он лишь на первый взгляд, ибо всё же оказывается неожиданно реализованным – и не где-нибудь, а на знаменитой сцене нью-йоркской «Метрополитен-оперы». И помимо «прогрессивных деятелей» лишь только сами певцы, оркестр и дирижер-композитор «в одном флаконе» совершенно четко убеждены в том, что исполняют не что иное как оперу: Томас Адес – так уж вне всякого сомнения, ибо сам эту оперу и написал. Ее мировая премьера состоялась 10 февраля 2004 года на сцене лондонского Королевского оперного театра «Ковент-Гарден», и только нынешней осенью «Буря» Томаса Адеса впервые накрыла подмостки нью-йоркской «Метрополитен-оперы». Но лететь в Нью-Йорк нам с вами не пришлось и на этот раз, ибо 10 ноября мы снова благополучно смогли стать свидетелями прямой трансляции. Премьера «Бури» Адеса в «Ковент-Гарден» в 2004 году в постановке «известного» канадца-авангардиста Робера Лепажа была совместной постановкой Копенгагенского оперного театра и Рейнской национальной оперы в Страсбурге, так что на следующий год прошли премьеры и в этих театрах. Американская же премьера «Бури» Адеса состоялась 29 июля 2006 года на сцене Оперного театра Санта-Фе. Опера «Буря» Томаса Адеса в Метрополитен-опере В марте 2007 года «Ковент-Гарден» возобновил постановку Лепажа со многими участниками премьеры 2004 года, в том числе и с блистательным английским баритоном Саймоном Кинлисайдом в роли Просперо, в расчете на актерско-вокальное дарование которого эта роль и была написана: именно он был занят и в нью-йоркской премьере, и именно его мы увидели и услышали во время прямой трансляции из «Meт». И если возобновление 2007 года послужило поводом к выпуску аудиозаписи этой оперы, то теперь этот спектакль запечатлен и на видео. Американская версия постановки Лепажа, увиденная на экране цифрового кинотеатра, лично для меня явилась первым опытом визуального (пусть и «виртуального») знакомства в этим спектаклем, поэтому вопрос о том, является американский спектакль точной копией английского, или он подвержен тем или иным модификациям, для автора этих строк остается открытым. Лишь одно обстоятельство не вызывает никаких сомнений: новая американская продукция – совместная постановка с основанным Лепажем Квебекским городским фестивалем, а также Венской государственной оперой, так что предположение о потенциальных режиссерских нововведениях не кажется таким уж и праздным, тем более, если учесть, что с момента последнего появления спектакля на сцене «Ковент-Гарден» прошло целых пять лет! Если оглянуться назад, то первая – камерного формата – скандально известная опера Адеса «Припудри ей личико» («Powder her face»), в своем сюжете на уровне извращенно-болезненных подробностей смакующая «вечно актуальную» тему сексуальных отношений, причем, основанную на реальных событиях, была написана по заказу лондонского Almeida Theatre для показа в рамках Челтнемского музыкального фестиваля современной оперы (Cheltenham Music Festival), и ее премьера состоялась 1 июля 1995 года. Воодушевленное этим судьбоносным фактом, руководство театра «Ковент-Гарден», по-видимому, несомненно прогрессивное еще в большей степени, заказало новую оперу Адесу аж в конце 90-х годов прошлого века! Но не удивляйтесь, что ее премьера состоялась лишь в 2004-м: это только такие «легкомысленные шедевры», как «Севильский цирюльник» Россини, создаются за две недели! А такие современные «фундаментальные шедевры», как «Буря» Адеса, требуют, как вы, конечно же, догадываетесь, вовсе не четырнадцати дней: здесь счет идет на целые годы! Опера «Буря» Томаса Адеса в Метрополитен-опере Правда, поначалу композитора привлек другой сюжет – история, основанная на реальных, но так до конца и не проясненных обстоятельствах потрясшей мир Джонстаунской трагедии, которая случилась 1978 году в Гайане и окончилась массовой гибелью более 900 человек религиозной секты Джима Джонса. Однако созданное для композитора практически готовое либретто на эту тему было им внезапно отвергнуто, и намечавшийся к музыкальному воплощению второй скандальный сюжет сделал свой крутой вираж в сторону старой доброй английской классики. И всё же архаика староанглийского языка Шекспира Адеса явно не вдохновила, ибо в результате свою оперу «Буря» он написал на либретто Мередит Оукс, излагающее основную фабулу пьесы Шескпира современным литературным языком. Нам же, не носителям английского языка, понятное дело, всё равно, но за «старину» Шекспира слегка – саму малую чуточку! – всё же обидно. Еще один момент: как бы ни лестно было такое сравнение, но, так же, как и «Отелло» Верди – Бойто, опера Адеса начинается не с начала породившей ее пьесы Шекспира. Правда, Оукс, по сравнению с Верди и Бойто, завязывающих свою оперу сценой бури, выбрасывает не так много, но зато – саму бурю, то есть всего лишь первую картину первого акта, события которой разворачиваются на корабле. Так что действие оперы Адеса «Буря» полностью локализовано на острове, которым, за долгие годы изгнания подчинив себе силы природы и живя вместе со своей любимой дочерью Мирандой, правит Просперо, герцог, когда-то лишенный миланского трона в результате коварной интриги своего брата Антонио. Буря как таковая присутствует лишь в поистине громоподобной увертюре, извергающей из себя столько децибелов, что просто вдавливает в зрительское кресло, а пять оригинальных актов Шекспира превращены в три оперных. При бережном и достаточно скрупулезном отношении к первоисточнику некоторые акценты либретто, как водится в опере вообще, оказываются опущенными, а некоторые – укрупненными. В опере, Просперо оставаясь «всевышним регулировщиком» событий и автором, то есть устроителем бури, не мягок и благороден, как у Шекспира, а мстителен и жесток: ради счастья дочери жизнь на острове он превратил в сущий ад, о чем в финале оперы своему бывшему повелителю и говорит навсегда покидающий его дух ветра Ариэль. Но, что очень важно, фатальным моментом для Просперо согласно либретто является чувство любви, вспыхнувшее между Мирандой, его дочерью, и Фердинандом, сыном его врага, Неаполитанского короля: сила этой любви оказывается выше могущественных чар и чудодейственных познаний Просперо, полностью побеждая их. Опера «Буря» Томаса Адеса в Метрополитен-опере Нелишним будет заметить, что на обсуждаемых прямых трансляциях зрительская атмосфера во многом сродни театру: даже предусмотрены бесплатные программки с именами исполнителей, постановщиков и кратким содержанием. Но если бы перед началом трансляции краткое содержание оперы «Буря» вы прочитать не успели, то предварительного знакомства с пьесой Шекспира вам было бы вполне достаточно, чтобы не утонуть в достаточно многочисленном море персонажей, которых в опере всё же оказывается несколько меньше, чем в пьесе. К тому же, некоторые смещения оттенков сюжетной фабулы, присутствующие в оперном либретто застать вас врасплох, благодаря титрам на русском языке, явно не смогут. Несмотря на то, что сам жанр «опера на экране» открывает новые неожиданные возможности восприятия постановки и музыки, должен признаться, что те за восемь трансляций из «Meт», что удалось посетить лично мне (пять из шести в прошлом сезоне и пока три из двенадцати в нынешнем), это была первая, которая не оставила ни малейшего сожаления, что у меня не было возможно увидеть ее в театре. Если говорить более прагматично, впечатление от потенциального живого восприятия этой оперной постановки затрат на трансатлантическое путешествие однозначно бы не окупило. Более того, явно высосанная из пальца абсолютно мишурная постановка Робера Лепажа, кстати, еще одного, как правило, всеми обожаемого фигуранта современного музыкального театра, осуществлена в намеренной эстетике то ли марионеточного кукольного театра, то ли явно «усредненного по госпиталю» пустого и выхолощенного высокотехнологичного шоу, то ли по типу абсолютно непритязательного мюзикла, как известно, излюбленного англо-американского «национального» развлечения. Опера «Буря» Томаса Адеса в Метрополитен-опере Для «Бури», экзистенциальной сказки для взрослых, если хотите, даже философской притчи в силе fantasy, абстрактные, правда, достаточно занятные постановочные картинки Лепажа, так и остаются лишь детскими веселыми картинками, атмосферу которых вместе с режиссером создают сценограф Жасмин Катудаль, художник по костюмам Ким Баррет, художник по свету Мишель Болье и художник видеоинсталляций Давид Леклерк. А вот слова самого режиссера, почерпнутые из официального пресс-релиза: «“Буря” – удивительное, очень изысканное произведение, и эта опера сохраняет всё очарование последней пьесы Шекспира. Она словно ларец, полный волшебных фокусов, настоящий подарок для меня и художников». Со второй частью утверждения согласиться легко, однако насчет того, что опера, а тем более ее постановка, «сохраняет всё очарование последней пьесы Шекспира», это явно от лукавого. Впрочем, то же самое лукавство прослеживается, и когда в «Буре» Адеса вдруг находят несуществующие отголоски «Волшебной флейты» Моцарта, и когда сопрановую партию Ариэля с ее ультразвуковой «стратосферной» тесситурой сравнивают с партией Царицы ночи, и когда, наконец, самого Адеса ставят равновеликим Бриттену. Тоже самое лукавство прослеживается, когда режиссер и сценограф, ухватившись за миланское герцогское происхождение Просперо, его владения на его острове банально отождествляют со зрительным залом театра «Ла Скала», а Ариэль по приказу Просперо водит и рассеивает спасшихся после кораблекрушения персонажей по кулисам этого театра, пока не приводит их всех через сцену в зрительный зал… Убогой сценографией растиражированного декора своего занавеса театр «Ла Скала» уже успел набить нам оскомину «Дон Жуаном» в сентябре. Теперь и «Meт» – тоже! Сговорились они что ли?.. Опера «Буря» Томаса Адеса в Метрополитен-опере Исполнителя главной партии Саймона Кинлисайда мы уже назвали: она написана для высокого (лирического) баритона. Назовем и остальных: лирико-колоратурное сопрано Одри Луна – Ариэль; меццо-сопрано Изабель Леонард – Миранда; тенор Алек Шрадер – Фердинанд; тенор Уильям Бёрден – Неаполитанский король; тенор Тоби Спенс – Антонио; контратенор Йестин Дэвис – королевский шут Тринкуло; тенор Алан Ок – Калибан, дикарь, чудовище в услужении у Просперо. Для оперы – персонажей слишком много, но ведь перечислены еще не все: почему-то сведений об исполнителях трех оставшихся партий бас-баритонового цеха – Себастьяна, Гонзало и Стефано (брата, советника и дворецкого Неаполитанского короля соответственно) – нет ни в programma di sala, ни на сайте «Meт». Странно, ведь у Шекспира и эти персонажи важны не менее самого Просперо или Ариэля… Но поскольку наслаждение пением предстало с этой оперой явно несовместным, лично я вникал лишь колоритным драматическим образам: не только харизматичный Кинлисайд, но и весь ансамбль – сначала артистов, а потом уж и певцов – явно располагал к этому. Особо скажу о партии Ариэля, на невероятной тесситурной сложности которой обычно спекулируют больше всего: это типичная форма ради формы, ни на йоту не способствующая поднятию ее образного содержания. Итак, придя в оперу, мы, конечно же, оказались не в драматическим театре, но и в оперу не попали тоже, но на вопрос, интересно ли мне было на этой прямой трансляции, я готов совершенно искренне ответить «да»: после нее выходишь, однозначно обогатив свой театральный кругозор – именно театральный, а не музыкальный, и не оперный. В то же время, беззаботно пролистывая «веселые картинки» Лепажа, к финалу оперы изрядно устаешь от постоянного и однообразного вокального нагнетания – устаешь не на шутку! Спасибо крупным планам и потрясающей операторской работе: они сделали как свое благодатное дело, так и расставили всё по своим местам. Во всяком случае, благодаря им, можно было убедиться, что «Буря» Томаса Адеса, которую на страницах зарубежной прессы охватила волна «обожательной эйфории», на самом деле – просто буря в стакане оперной воды. Однако я вполне допускаю, что у подобной музыки есть и свои почитатели из числа явно «не ангажированной на успех» зрительской аудитории. Почему бы и нет? И мое противостояние с ней по разные стороны баррикад основано всего лишь на двух краеугольных моментах: что считать оперой, и где та художественная грань, за которой она заканчивается, а начинается нечто новое, отношения к опере абсолютно не имеющее… Опера «Буря» Томаса Адеса в Метрополитен-опере И последнее. Официальный пресс-релиз прямой трансляции «Бури» из «Meт» напомнил, что называется, на свою же голову, любопытнейшие слова В. Г. Белинского из его рецензии на третью книжку «Пантеона русского и всех европейских театров» за март 1840 года, который издавался тогда в Санкт-Петербурге: «“Буря” Шекспира – очаровательная опера, в которой только нет музыки, но фантастическая форма которой производит на вас самое музыкальное впечатление». А чуть далее, говоря о рецензируемом прозаическом переводе «Бури» Шекспира, сделанном М. А. Гамазовым, великий русский критик, восторгаясь вкрапленными в него стихотворными вставками, цитирует стихи песни Ариэля и восклицает: «Какая роскошная фантазия! Она раскрывает таинственные убежища замкнутых в явления духов жизни, дает им причудливо обольстительные образы и населяет ими и небо, и землю, и воды, и леса... Вот истинный мир фантастического!.. Но в “Буре” много и других элементов: тут и высокая драма, и смешная комедия, и волшебная сказка. И всё это так слито, так проникнуто одно другим и составляет такое чудное целое!.. “Буря” – прекрасный сюжет для оперного либретто, если бы искусная рука взялась за него. А характеры?.. Одна Миранда представляет собою целый мир поэтической красоты. Девушка, с младенчества не видевшая никого, кроме своего отца да чудовища Калибана, не имеющая никакого представления о мужчине, встречается с прекрасным молодым человеком, – и только кисть Шекспира могла нарисовать такую дивно верную картину развивающегося чувства любви в девственном сердце юного, прекрасного, младенчески простодушного существа!..» Умри – лучше, наверное, и не скажешь! Что же до филологических тонкостей англоязычного либретто Мередит Оукс, то этот вопрос по своей сути, конечно же, весьма узкоспециальный и остающийся за рамками настоящих заметок. Но что касается музыки Томаса Адеса, на то она и музыка, что ее язык интернационален. Именно это обстоятельство и склоняет назвать оперную партитуру «Бури» какой угодно музыкой, но только не оперной, ибо в опере, прежде всего, принято петь: вокал в опере – это ее душа, а без души этого чрезвычайно условного, но такого эстетически прекрасного музыкального жанра попросту не существует. «Буря» Адеса – это ураган, который мы неосторожно впустили в себя, ибо он сметает всё на своем пути, сжигая мосты за собой… Так что определенно не до музыки тут, а главное, – не до волнующего слушательскую душу оперного пения… Фото: Anne Deniau, Ken Howard / Metropolitan Opera; Информационная поддержка - belcanto.ru

 

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5283 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5112 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:4906 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:4878 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4842 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4784 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4676 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4555 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4547 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4447 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер