Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Культурные новости >> Опера >> О беспощадной беспомощности
О беспощадной беспомощности
30.12.2012 11:37

Автор - Александр Курмачёв.«Летучий голландец» на Байрёйтском фестивале. Фото: Bayreuther Festspiel / Enrico Nawrath
Ознакомившись с откликами коллег и знакомых, посетивших премьерные представления «Летучего голландца» в постановке Яна Филиппа Глогера, я почему-то был уверен, что если не идеологическая, то уж точно изобразительная ткань новой режиссёрской версии будет не нова: все в один голос характеризовали этот спектакль как скучный. Ну, если не настолько скучный, как шедший (теперь уже) здесь же «Тристан и Изольда» К. Марталера, то уж, как минимум, не оригинальнее заурядного искажения места и времени действия, прописанных в оригинале. Какова же была моя радость, когда под звуки увертюры на сцене Фестшпильхауса возникла огромная конструкция, напоминающая компьютерную плату, мерцающую, вспыхивающую и переливающуюся люминесцентными огнями, отражавшимися в чёрном зеркальном покрытии сцены. Имея, к несчастью, непередаваемую слабость к оформительской незаурядности в форме хорошего дизайна, я как-то сразу проникся чувством уважения к создателям спектакля и настроился на позитивный лад, тем более что оркестр под управлением маэстро Кристиана Тилемана чуть ли не внутривенно вгонял в кровь ощущение невообразимого драйва: столько инструментальной импульсивности и экспрессивной красоты было в проигрыше каждого пассажа, в чуть подхлёстнутых темпах, в выпуклости и гармоничности звучания групп! Углубление динамических контрастов, ставшее уже визитной карточкой тилемановского стиля, создавало ощущение предельной внятности и артикулированности фраз в этой сумасшедшей по оркестровке партитуре. Вообще в инструментальной интерпретации «Голландца» ощущалась невообразимая дотошность в проработке мельчайших деталей и оттенков оригинала, чего не скажешь, к сожалению, о сценическом действии, которое, начавшись, сразу снизило градус моей вступительной воодушевленности. Конечно, посадить в люльку-лодку-колыбельку двух здоровых мужиков — хозяина предприятия (Даланд) и его управляющего (Рулевой) — идея настолько же тривиальная, насколько и примитивная: настолько плоской реализации метафоры «корпоративного судна» я даже не ожидал. Звучавший из мрака хор выступал уже в качестве хора-повествователя из греческой трагедии и повествовал, видимо, об удачном завершении очередного коммерческого вояжа (роудшоу — не иначе) первых лиц вентиляторного завода, в который режиссёр превращает прядильный кружок Даланда. «Летучий голландец» на Байрёйтском фестивале. Фото: Bayreuther Festspiel / Enrico Nawrath Голландец появляется из темноты весь в чёрном и с чемоданчиком. Стильно, но не сильно. Никакого красного паруса или намёков на него нет, конечно. Содержимое чемодана Голландца буквально ослепляет заглянувших в него Даланда и Рулевого (ещё одна плоская реализация расхожей метафоры): по ходу дела, там должны быть пятисотевровые купюры, которые пытается утянуть у «папы» Даланда Рулевой, но сияют они так, будто внутри спрятан прожектор, освещающий нью-йоркскую Статую Свободы. Мелкие ужимки Рулевого, подсовывающего Голландцу «выгодное коммерческое предложение», деловитая придурковатость и, вместе с тем, хваткость Даланда, готового продать свою дочь, — всё обличает мир делячества. Голландец в концепции режиссёра является аутсайдером корпоративного мира, но его противостояние всеобщему меркантилизму основано лишь на… собственной финансовой увесистости! Мы достоверно не знаем (и ниоткуда не узнаем!), что означают орнаментальные пятна на выбритой части головы странного пришельца-миллиардера и его команды. Если это родимое пятно всего прогрессивного IT-селебрити, преуспевшего в Силиконовой долине (или где там ещё?), то такое противостояние никак не вяжется с внешней лощеностью Голландца (дорогой чёрный костюм, директорская походка в стандартах альфа-CEO-этикета, изысканная самодостаточность, сквозящая в преисполненных достоинства манерах и т.п. независимость). Если Голландец — порождение Иной опять же IT-реальности, скрывающей секрет беспроигрышной игры на бирже или гарантированно успешного и безнаказанного бандитизма (хакерства, мошенничества и пр. — нужное подчеркнуть), то всё ещё неясно, в чем его принципиальное отличие от Даланда? «Летучий голландец» на Байрёйтском фестивале. Фото: Bayreuther Festspiel / Enrico Nawrath В рамках этой финансовой оппозиции «много денег» / «неприлично много денег» сочувствие вызывает почему-то тот, у кого денег не так много, то есть Даланд, подвизающийся в «реальном секторе экономики». А уж Голландец, если и не может найти себе верную жену (во время знаменитого монолога «Die Frist ist um» из-за кулис появляются и услужливая горничная с чашкой кофе, и полуобнаженная фотомодель в шубе), так это потому, простите, что либо не там ищете, либо почаще бриться надо… И вот тут уже в который раз приходится заметить, что любая демифологизация легендарного сюжета, так или иначе, ведет к опрощению и опошлению его исконной идеи. Сказка, переставая быть сказкой, лишается того самого намёка, из которого мы должны извлечь урок. Так десакрализация языческих богов, погруженных в личные семейные передряги, лишала их уважения простых смертных. Грубого говоря, невообразимо представить себе какой-нибудь сюжет, в котором Дева Мария и Мария Магдалина вступили бы в отношения свекрови и снохи, но то, что режиссёры в своих обытовляющих интерпретациях мифических сюжетов наносят им столь же разрушительный идеологический вред, им в голову, видимо, не приходит. Это тонкое взаимодействие содержания и формы, нарушение которого ведёт к невосполнимой порче всего произведения, очевидно любому человеку, мало-мальски интересующемуся герменевтикой (или хотя бы семиотикой). А если человек не интересуется такими вещами (или интересуется ими безрезультатно), то любая его работа с любой архетипической коллизией будет обречена на провал, как бы красиво ни была она оформлена и как бы убедительно ни звучали превентивные уведомления к самой работе. По замыслу Глогера, и Сента, и Голландец — аутсайдеры в мире наживы. Прекрасно. Но! Одна живёт на всём готовом, другой — в золоте разве что не купается. Ну и в чём их аутсайдерство? В том, что оба с жиру бесятся? Невольно вспоминаются слова Аглаи из бесценного на эту же тему романа Ф. М. Достоевского: «…так в прачки бы шла!» Сента вроде бы и «в прачках»: сидит на складе у папы, но не работает, а развлекается картонными оригами, чем вызывает у окружающих законное раздражение и, чего уж там, зависть (недаром Мари так проникается вольнодумными фантазиями своей непутёвой подопечной, что распускает волосы и разве что раздеваться не принимается). «Летучий голландец» на Байрёйтском фестивале. Фото: Bayreuther Festspiel / Enrico Nawrath В итоге эти два тунеядца — Сента и Голландец — встретились, сразу друг друга узнали (рыбак рыбака, как известно), проверили на прочность запястье Голландца, которое он ещё в выходной арии пытался порезать, но не смог, сожгли эффектно миллион евро (но мы-то знаем, что там еще миллиард в загашнике и что этими еврами они могли бы весь Байройт три зимы отапливать), — словом, покуражились. Потом завскладом Эрик (в тошнотворно спецовочном серо-голубом халате) наседает на евро-прожигательницу Сенту с весьма странной претензией: «Я тебя люблю, а ты меня нет: как тебе не стыдно!» — и этот диалог подслушивает Голландец. То ли он не всё расслышал, то ли недопонял, то ли евро-дыма надышался, но соображать явно перестал и ни с того ни с сего психанул и: «Карету мне, скорей карету — лет через семь опять приеду». Сента тут в доказательство того, что будет верна ему до смерти даже без шубы и кольца, не говоря уж о брачном контракте, взяла и пырнула себя в живот пилкой для ногтей, отчего вдруг сам Голландец тоже вздрогнул и схватился за живот. И вот эта сцена дистанционного поражения на брудершафт была очень красива. Однако, режиссёр, увлекшись социально-обличительным пафосом, нивелирует всю красноречивость этого однозначно удачного мизансценного решения: после гибели героев в коробке цеха по упаковке вентиляторов, бумажное изображение одного из которых эффектно воспламеняется от евро-огня, зажженного Сентой и Голландцем, начинают упаковывать их растиражированные, уродливые обнимающиеся фигурки… Кроме в целом плосковатой концепции, недоумения заслуживает и масса отдельных моментов постановки. Например, диалог между девушками-укладчицами и невидимой свитой Голландца: «С кем она разговаривает? Сама с собой. А я с кем разговариваю? Тоже сама с собой… Значит, всё в порядке?» Ну, в рамках советской кинокомедии «Весна» оно, конечно, действительно всё в порядке. Но в сюжете о проклятии гордыни и об избавлении от этого проклятия посредством самоотречения комедийная нелепость крайне неуместна. Иначе на все претензии Голландца к женскому полу можно было бы возразить одним бородатым анекдотом: — Как Вы стали миллиардером?
— Только благодаря своей жене!
— То есть?!
— Решил проверить, на каком уровне моего дохода прекратятся её жалобы на отсутствие денег… «Летучий голландец» на Байрёйтском фестивале. Фото: Bayreuther Festspiel / Enrico Nawrath К удачным режиссёрским находкам, кроме упомянутой уже сцены самоубийства Сенты, я бы отнёс драматургический лейтмотив подарочного платья. Сначала с таким платьем в обнимку засыпает Рулевой, а потом похожие платья (разных фасонов, но в однообразной «приличной» серо-чёрно-серебряной цветовой гамме) появляются в руках хора офисного планктона, одетого, как и Рулевой, в «приличного» же цвета абсолютно одинаковые серые костюмы. Собственно, и всё. В итоге модернизация и демифологизация снова привели к упрощению и оплощению. И вот я думаю: что вообще должно случиться, чтобы люди, допущенные к работе над сценическими образами мифологических сюжетов, наконец-то осознали, что любой многосоставный мегатекст, к которому по определению относится любое мелодраматическое произведение, может существовать только по определенным жёстким правилам, не знать которые — стыдно, а знать и не исполнять — просто глупо. Чем и по какому месту нужно долбить современных режиссёров и интендантов, чтобы они усвоили, что разрушение гармоничного взаимодействия между формой и содержанием уничтожает любое произведение искусства? У нас в мире не так уж и мало оперных режиссёров, но, кроме Гута, Херхайма, Деккера, с одной стороны, и Дзеффирелли, Шенка, Дель Монако, — с другой, положиться буквально не на кого. Никто больше не способен сегодня выдать адекватно качественный режиссёрский продукт, не только не противоречащий, но и отвечающий своей масштабностью и грамотностью значению и значительности интерпретируемого произведения. А ведь это катастрофа! Однако, в Байройте, обладающем сегодня, наверное, лучшим вагнеровским оркестром и вагнеровским хором, меньше всего хочется думать о режиссёрской беспомощности перед вагнеровскими же шедеврами, особенно когда есть возможность наслаждаться работой этих коллективов в уникальной акустике Фестивального театра. Разгадать систему кастинга, царящую на Зелёном холме, я пытаюсь уже не первый год, но всё безуспешно: высокохудожественному инструментальному и хоровому звучанию в Байройте практически никогда не соответствуют исполнители сольных партий. В лучшем случае, это добротно, да и то — если сильно повезёт. Поймать здесь спектакль, в котором бы весь ансамбль солистов не вызывал бы вопросов, мне пока не удалось. «Летучий голландец» на Байрёйтском фестивале. Фото: Bayreuther Festspiel / Enrico Nawrath Возможно, в этом проблема долговременного контрактирования: участие певцов расписывается на годы вперёд без учёта естественного износа вокальных ресурсов каждого конкретного солиста. Например, если два-три года назад некий певец ещё был в состоянии достойно исполнить партию Голландца, то сегодня ему эта работа уже не по плечу. Но контракт подписан и административно всем удобен: певцу не нужно искать работу, а фестивалю решать проблему с поиском дублёра, как это было в ситуации с Евгением Никитиным, который после убедительного административного внушения отказался от участия в «Летучем голландце» всего за четыре дня до премьеры. Кстати говоря, в самом Байройте мне удалось получить весьма любопытный комментарий к этой скандальной истории: дело в том, что именно этим летом на Зеленом холме была развернута экспозиция, посвященная артистам Байройта — жертвам холокоста. И если бы татуировка со свастикой из тёмного прошлого Евгения Никитина осталась бы его личным делом и не была бы столь широко анонсирована тележурналистами в специальном сюжете, посвященном дебюту певца в Байройте, никаких бы проблем это, скорее всего, не вызывало. Но соседство антинацистской акции памяти артистов во время фестиваля с участием в репертуаре певца, который во вполне зрелом возрасте нанес себе на грудь знак свастики, было совершенно невообразимо. Это даже не идеологический аспект, а морально-этический. Как бы то там ни было, проблема с кастингом в Байройте намного глубже этого случайного недоразумения, и её нужно серьёзно решать. При всей красоте тембра Адрианны Печёнки, в голосе певицы, исполнявшей партию Сенты, ощущалась дрожь, звук казался не опёртым и будто разболтанным. Баллада была исполнена с выразительной фразировкой, но приземленной экспрессией: то ли чувственности не хватало тембру, то ли полётности вокалу, — но за душу это исполнение не брало. Хотя к корректности интонирования придраться было сложно. В эффектном дуэте с Голландцем, когда оба исполнителя залезают на коробки для вентиляторов и стоят друг напротив друга на вращающейся плоскости сцены, у Печёнки отчетливо слышались шорохи в звукоизвлечении (то чуть сипнет, то чуть хрипнет), но в целом всё, тем не менее, было красиво. Исполнитель партии Эрика Михаэль Кёниг — в спектакле, который я слышал, продемонстрировал сиповато-дребезжащий вокал и весьма потёртый тембр. Впрочем, такой стиль исполнения вполне вписывался в общую несуразность режиссёрского прочтения этого образа. Непонятно было, с чего вдруг такой персонаж решил, что дочь хозяина завода, на котором он служит обычным завскладом, должна обратить на него внимание. Певец регулярно захлебывался фразами, но местами всё-таки выдавал чистый и яркий звук. Не исключаю, что на качестве исполнения сказывалась усталость артиста к последнему спектаклю в серии показов. У Бенджамина Брунса, выступившего в роли Рулевого, драматическая часть партии была настолько проработана и убедительно омерзительна (особенно в сцене гимна корпоративному идиотизму, в которой хор моряков Даланда поёт, озвучивая текст, написанный пронырливым Рулевым в свою собственную честь), что на вокальную сторону можно было бы и внимания не обращать, но чистота и мягкость исполнения Брунса заслуживает самой благосклонной оценки. Так же, больше драматически, чем вокально, запомнилась Криста Майер в небольшой роли Мари — надсмотрщицы за упаковщицами: меццо певицы звучало ровно и добротно (жалко, что мало). «Летучий голландец» на Байрёйтском фестивале. Фото: Bayreuther Festspiel / Enrico Nawrath Франц-Йозеф Зелиг, покоривший меня исполнением партии Гурнеманца в знаменитом венском «Парсифале» 30 июня 2005 года (за пультом Венских филармоников тогда также стоял Кристиан Тилеман), в партии Даланда прозвучал весьма достойно, с ощутимой глуховатостью на межрегистровых переходах, но в рамках хорошего вокала. Корейский баритон, выпускник Миланской консерватории Сэмюэль Юн, оперативно вошедший в спектакль всего за пару дней до премьеры вместо ретировавшегося Евгения Никитина, произвел, пожалуй, самое благоприятное впечатление из всего ансамбля: плотный звуковой поток, грамотная фразировка, округлость звукоподачи, академическая корректность и даже сценическая убедительность — всё было хорошо, кроме: вот не хватает харизматичности, демоничности и экстатичности такому исполнению. Слушаешь и не понимаешь, почему этот персонаж имеет такое важное значение для понимания всего творчества Вагнера, почему эта партия, эта роль так притягивает и так пугает одновременно. Между тем, невольно сравнивая это исполнение партии Голландца Юном с исполнением этой же роли в майском спектакле Мариинки Никитиным, я вынужден заметить, что уровень вокально-драматической убедительности у Юна был на порядок выше, чем у Никитина. И если это не случайность, то от отмены участия нашего певца в Байройтском фестивале выиграли все. Байройтский хор был, как всегда, на высоте, хотя мужская группа спутников Голландца, врывавшаяся в третьей картине в помещение склада, звучала сильно слабее основной части. В целом же хор был бесподобен. И в который раз хочется восхититься Байройтским оркестром: даже при всем желании придраться к работе музыкального руководителя постановки, сделать это практически невозможно. В сцене дуэта-трио Сенты-Эрика-Голландца оркестр чуть приглушал певцов, но это, скорее всего, и было то проявление специфической акустики оркестровой ямы Фестшпильхауса, которая совершенно не приспособлена для исполнения «Голландца». Однако Кристиану Тилеману удалось не только избежать тягучей монотонности и экстремальной форсировки звучания в стремлении преодолеть утробное преломление звука в нестандартных условиях расположения музыкантов по отношению к залу, но и добиться мощного оригинального прочтения этой вагнеровской партитуры за счет скрупулезнейшей подготовительной работы и вдумчивого внимания к авторским ремаркам. Наверное, только ради этого свежего, незамутненного и интересного музыкального прочтения стоило посетить этот спектакль на Зелёном холме. И судя по тому, каким громом оваций слушатели встретили на поклонах маэстро Тилемана, эта работа дирижёра была, если и не всеми расслышана, то уж точно достойно вознаграждена. Фото: Bayreuther Festspiel / Enrico Nawrath

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5489 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5324 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:5125 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:5067 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:5017 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4967 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4862 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4796 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4780 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4603 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер