Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Культурные новости >> Опера >> «Тоска» на фестивале в Торре дель Лаго
«Тоска» на фестивале в Торре дель Лаго
30.12.2012 11:37

Автор - Сергей Коровин. «Тоска» на фестивале в Торре дель Лаго
Сегодня мы начинаем серию публикаций об оперном фестивале в Торре дель Лаго, посвященном творчеству последнего классика итальянской оперы Джакомо Пуччини. В этом году его программа включала такие шедевры как «Тоска», «Богема», «Мадам Баттерфляй» и вердиевская «Травиата». В этом году знаменитый фестиваль опер Пуччини в Торре дель Лаго имел серьезные шансы не состояться. Изначально предполагалось представить на суд зрителю все новые постановки. Затем, по мере того как прояснялась ситуация с финансированием, новому генеральному менеджеру фестиваля Джузеппе Ферацце ничего не оставалось, как довольствоваться старыми, надежными, проверенными мизансценами. Однако еще несколько недель до открытия даже этот вариант казался под угрозой срыва, поскольку центральное правительство Италии отказалось выделить обещанные денежные средства. К счастью вмешались местные органы власти и банки и, по крайней мере, в этом году бессмертную музыку Пуччини вновь можно было услышать неподалеку от дома композитора. Для торжественной церемонии открытия была выбрана опера «Тоска». Первоначально задуманная Антонио Мастроматтеи, а впоследствии полностью обновленная прославленным постановщиком Антонио Канессой, который оставил элегантные декорации Мастроматтеи с тем, чтобы воссоздать чрезвычайно традиционную, уже принятую всеми инсценировку. Учитывая условия работы и очень ограниченное время репетиций, было бы неразумно ожидать новое или очень оригинальное прочтение оперы. Результатом явилась респектабельная, но самая обычнейшая Тоска. Что меня больше всего впечатлило, так это почти полное отсутствие физического взаимодействия между Скарпиа и Тоской, в то время как в большинстве постановок эти двое так бурно ругаются, что часто переходят в своего рода схватку. В этой постановке отвратительный шеф полиции едва ли прикоснулся к диве до момента своей гибели. Это была блестящая идея, что такому могущественному человеку нет необходимости прибегать к физическому насилию или кричать как торговка рыбой, однако он может легко вызвать страх, всего лишь прошептав угрозы или приказания. Баритон Альберто Мастромарино прекрасно реализовал замысел Канессы и вместо привычных выкриков устрашающе шипел фразы, наподобие «Ma fatelo tacere!». «Тоска» на фестивале в Торре дель Лаго Остальные идеи были не так удачны, если не явно комичны. Например, появление маленького пастуха (которого, почему-то, исполняла женщина в возрасте), рыскающего по сцене и весело бегающего вокруг солдат, как будто замок Святого Ангела являлся не самой охраняемой тюрьмой Рима, а общественным парком. С музыкальной точки зрения, по большому счету, исполнение можно охарактеризовать как вялое. Только солисты оживляли постановку. Звучание оркестра было мягким, лишенным напряженности. Альберто Веронези, обычно энергичный, временами даже резкий дирижер, на этот раз показал неспешное, лирическое прочтение, перетекающее, при первой же возможности, в сонливую усталость. Все музыкальное исполнение, которое по замыслу не являлось однозначно агрессивным, передавало прелестное, меандрическое ощущение, без намека на драматический замысел. Временами атаки оркестра были не очень четкими и точными, особенно игра скрипок и духовых инструментов. Исполнители второго плана (Массимо Ла Гуардиа в роли Споллеты, Анджело Нардинокки — Шарроне и Тюремщик) справились со своими ролями. Отдельно стоит отметить Доменико Колаянни, исполнившего Ризничего более чистым и сильным голосом, чем обычно, а Франческо Пальмьери в роли Чезаре Анджелотти идеально вписался в эту оперу. Самым убедительным из исполнителей трех главных партий оказался Альберто Мастромарино. Я уже намекал на его успешную интерпретацию. Скарпиа является, или должен являться, коварным, спорным, сардоническим, сладкозвучным, забавным, остроумным и элегантным персонажем: одним словом, джентльмен. Он — барон. Более того, он — сицилийский барон. Он представляет собой классического «ледяного» южанина, от которого нет спасения, если он ненавидит вас, но который никогда не забывает о хороших манерах. Таким является подход Мастромарино к этой роли. Прибавьте к этому хорошее вокальное исполнение, позволившее ему петь почти шепотом, одновременно добавляя звучание, не переходя на фальцет. В равной степени он был выразителен в моменты, когда Скарпиа взрывается, как в монологе «Se la giurata fede debbo tradire», на мой взгляд, самая трудная часть роли, с высокой тесситурой и неудобными повторяющимися подъемами на высокое фа и кульминацией на долгом и высоком соль-бемоль «Mia!». Все ноты Мастромарино взял с легкостью. «Тоска» на фестивале в Торре дель Лаго. Руди Парк Руди Парк, замещающий заявленного ранее Фабио Армильято, является тенором изрядных, возможно даже поразительных, вокальных данных. Его голос отличается объемом, громкостью и силой, и пригоден для выступлений в театрах на открытом воздухе, что предполагает полноценное спинто. Голос правильно поставлен, с соответствующими пассажами, с богатым средним, сильным низким и уверенным, мощным верхним диапазонами. Исполнитель показал все, на что способен голос (высокое си-бемоль в конце «Recondita armonia» было немузыкально слишком длинным, и я редко слышал такое бесконечное ля-бемоль в «Vittoria!»). Однако его исполнение временами раздражало, поскольку было совершенно ясно, что он подражал Франко Корелли. Одно дело — найти вдохновение в искусстве легендарных певцов, и совсем другое — имитировать их, превращая партию почти в пародию. Более того, как и множество подражателей творчества Каллас, он скопировал самые спорные привычки великого тенора: такое же чрезмерное использование портаменто, такое же «зачерпывание» ноты, такие же всхлипы и даже намек на шепелявость. Остается надеяться, что господин Парк когда-нибудь создаст собственную интерпретацию, поскольку он действительно одаренный исполнитель. «Тоска» на фестивале в Торре дель Лаго. Оксана Дыка Несмотря на то, что сопрано из Украины Оксана Дыка дебютировала всего семь лет назад, она уже сделала себе имя как одна из ведущих сопрано нашего времени, благодаря таким главным ролям как Леонора в «Трубадуре», Баттерфляй, Ариадна, Аида, Елизавета в «Дон Карлосе» и, конечно, Тоска. Ее голос характеризуется слишком широким вибрато, типичным для старой славянской школы, новое поколение которой, в основном, сопрано из Восточной Европы, сейчас редкость. Голос обладает силой и мощью, способной пробиться сквозь оркестр. Своим легким и уверенным верхним регистром она без всяких усилий взяла многочисленные высокие до, рассеянные по партитуре, в том числе в зловещем «lama». Учитывая обычные оговорки, что такие трудные с акустической точки зрения площадки на открытом воздухе, как место проведения фестиваля Пуччини, едва ли идеальны для восприятия голоса, которого раньше не слышал, мое впечатление заключается в том, что, хотя технически безупречное сопрано госпожи Дыки довольно однотонно, с ограниченным количеством красок в палитре. Возможно, ей необходимо научиться лучше задавать себе темп, поскольку она не смогла скрыть некоторые признаки усталости в «Vissi d’arte», в котором кульминационный си-бемоль был исполнен не идеально, а на сложные нисходящие интервалы си-бемоль — ля-бемоль — до элементарно не хватило дыхания. Эту долгожданную арию также испортила суматоха в зрительном зале, когда, всего лишь в двух рядах впереди меня, одной пожилой женщине вдруг стало плохо. Персоналу фестиваля пришлось ее вынести прямо в кресле. Данный неприятный инцидент был компенсирован по истине изумительным моментом, когда сверкающие звезды словно по волшебству осветили небо, как только тенор начал исполнять «E lucevan le stelle». Никола Лиски, Opera Britannia
Перевод Сергея Коровина

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5364 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5190 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:5017 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:4957 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4925 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4862 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4764 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4651 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4637 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4518 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер