Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Культурные новости >> Опера >> Морально-нравственная дихотомия «Чародейки»
Морально-нравственная дихотомия «Чародейки»
29.12.2012 14:42
Александр Курмачёв, «Чародейка». Князь — Валерий Алексеев. Княгиня — Елена Манистина. Княжич — Всеволод Гривнов. Фото Дамира Юсупова/Большой театр «Чародейка». Кума — Анна Нечаева. Фото Дамира Юсупова/Большой театр «Чародейка». Мамыров — Владимир Маторин. Фото Дамира Юсупова/Большой театр «Чародейка». Кума — Анна Нечаева. Княжич — Всеволод Гривнов. Фото Дамира Юсупова/Большой театр «Чародейка». Кума — Анна Нечаева. Княгиня — Елена Манистина. Фото Дамира Юсупова/Большой театр

В Большом театре состоялась четвёртая попытка реанимации оперы Чайковского

Полемическая природа «Чародейки» П.И.Чайковского, на мой взгляд, серьёзно недооценена критиками и музыковедами, хотя является едва ли не краеугольным камнем этого непризнанного, заклёванного и зашуганного шедевра. Реакция на оперу даже в наши дни поражает своей эмоциональной наивностью: люди скучают, нервничают, ждут шедевральности припевов «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» и, не дождавшись, недоуменно пожимают плечами: «И это Чайковский? Может, лучше ещё раз «Царскую невесту» или «Бориса Годунова» переслушать?..» И это затянувшееся на столетие недоумение имеет совершенно объективную основу, потому что «Чародейка» в том виде, в котором мы её воспринимаем на фоне не только музыкального наследия самого П.И.Чайковского, но и в контексте накопленного человечеством оперного багажа, доступного нормальному обывателю (маниакальную эрудированность специалистов оставим пока в стороне), «Чародейка» есть ни что иное, как компендиум пройденного и задуманного, своеобразная энциклопедия творчества композитора, состоящая из уже написанного и только-только проклёвывающегося. Разумеется, в той или иной степени так можно охарактеризовать любое произведение любого автора, но дело еще и в том, что в «Чародейке» много рефлекторных элементов, будто отражающих художественные «размышления» Чайковского о том, что творится в мире культуры вообще и в русской культуре в частности. Так, во вступлении мы слышим напевные интонации в сопровождении пиццикато, схожие с теми, что звучат в знаменитом «Рассвете на Москве-реке» М.П.Мусоргского из «Хованщины», впервые исполненной в Петербурге за год до премьеры «Чародейки». Во второй части интродукции легко обнаружить пафосные мотивы сцены битвы из ещё не написанного «Щелкунчика». В сцене появления Князя в середине второго действия отчётливо слышны аккорды, сопровождающие появление Тристана пред гневные очи Изольды (премьера вагнеровского шедевра состоялась в 1865 году). Дуэт Кумы и Княжича «Когда ты гнев в душе моей…» предвосхищает знаменитый дуэт Водемона и Иоланты. Хор, которым сопровождается гибель Княжича «Не оплакать его душу добрую…», — находит своё более законченное драматургическое воплощение в финальном хоре «Пиковой дамы», а уж о неизбежности параллелей, которые возникают между финальным монологом Князя и монологом Германа «Гром, молния, ветер!», и говорить излишне… Словом, и сюжетно, и интонационно «Чародейка» впитала в себя многие художественные идеи и формы, витавшие в воздухе во второй половине XIX в. и бывшие не безразличными творческой интуиции П.И.Чайковского. О том, что в этой опере, кроме её шкатулочно-тезаурусной партитурной ценности есть масса метафизических нюансов, можно говорить часами. Чего только стоит антиклерикальный образ малодушного и подлого Паисия — бродяги в рясе чернеца! А реакция хора на призывный звон к молебну: «Намолились. Будет с нас!» Эта морально-нравственная дихотомия, которая находит блестящее отражение в музыке, отчётливо разделяющейся на эпический напевный блок, под который обычно и засыпают не слишком выносливые опероманы, и лирический эмоциональный (сюда относятся ярчайшие монологи Княгини и Мамырова из второго действия, дуэт Княжича с Кумой, монолог Кумы «Ты лжи поверил…», её же ариозо в четвертом действии, финальный монолог Князя и др.), пронизывает всю драматургию оперы, ядром которой становится неразрешимое противоречие между моралью — приемлемыми моделями поведения — и нравственностью. Аморальное, с точки зрения приличного общества, поведение Кумы на поверку оказывается глубоко нравственным, ибо обычную гулящую бабу мужики своими шкурами защищать не будут ни при каких обстоятельствах. Секрет своей привлекательности хозяйка заокского мотеля раскрывает в невероятно простых и убийственно убедительных словах, обращенных к Князю: «А волшебство моё всё в том, что лаской я гостей встречаю, да словом добрым привечаю, да в том ещё, что здесь заботы нет, ни жен ревнивых, ни докуки, привольно всякому вздохнуть в весельи удаль развернуть…». Из чего следует, что Настасья Кума не кто иная, как организатор развлекательного центра, в современных категориях, — возможно, ночного клуба, в котором любому желающему предлагается не только выпивка, пляски и даже шоу скоморохов, но и личная задушевность хозяйки, у которой для каждого находится доброе слово. С одной стороны, поведение Кумы — это блестящий маркетинговый ход, которому сейчас обучают в вузах по специальности «Гостеприимство и отельный бизнес». С другой стороны, очевидно, что Настасья — врачеватель душ нижегородских мужиков, и именно этой открытой доброжелательностью их к себе и привлекает. Отсутствие сексуальной подоплёки в этом влечении безусловно: намёков на это нет ни в тексте, ни в музыке, и только в воспаленном похотью и отказом во взаимности воображении старого Князя возникает оскорбительное подозрение. Таким образом, с точки зрения общественной, официальной морали, добро Настасьи воспринимается как ворожба, её искренность — как волшебство, откровенность — как чародейство. Да тут целая диссертация по социальной психологии, а не мелодрама! Но и это ещё не всё. Совершенно фантастическим кажется мне образ Княгини: женщина, распятая на кресте оскорбленного достоинства — и женского, и социального, — совершает убийство, которое окружающими воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Перефразируя знаменитую фразу из «Идиота» Ф.М.Достоевского, любой бы на её месте поступил бы так же в рамках той общественной морали, которая подминает нормы нравственности. В этой связи любопытно отметить, как именно ловчий Княжича — Ваня Журан — пытается успокоить своего господина: «Не убивайся, княжич мой!» — будто Княжич кошелёк потерял, а не любимую женщину… Сама же Княгиня настолько хитроумно выпутывается из обвинений Княжича убийстве, что берёт оторопь: «Не я, Господь своей десницей покарал колдунью злую…» — то есть разницы между своими руками и десницей Господней Княгиня не видит! Сам собой возникает вопрос: а сошла бы с рук такая самоидентификация с Господом кому-нибудь, кто статусом попроще? Вопрос, конечно, риторический, но от этого сам образ Княгини только выигрывает в своей зловещей архетипичности. Это не отверженная Любаша из «Царской невесты», которая борется за чувства. Это совершенно иной тип, защищающий личное социальное достоинство, оболочку семейного благополучия и видимость приличий с такой самозабвенной страстью, что в ходе этой борьбы попираются основы не только христианской этики и здравого смысла, но и уголовного права. И в этом смысле актуальность «Чародейки» вообще и образа Княгини в частности переоценить невозможно! Характерно, что противоречие между моралью и нравственностью как между долгом и чувством пунктирно возникает и в неоднократном напоминании Кумы Княжичу о его клятве, которую тот должен исполнить, выполняя свою социальную, общественную, моральную миссию. В монологе «Кручина с вами!» она говорит: «В деле этом поверил ты глухим наветам и клятву дал меня сгубить…» Кума просто и тонко диагностирует внутреннюю проблему Княжича, который добрее и живее детерминирующих его поведение норм. Этим-то пониманием Кума и привлекает внимание Юрия, и заставляет его себя выслушать. Насколько мне известно из истории создания оперы, именно этот диалог и именно эта сцена стали ключевыми в принятом Чайковским решении писать оперу по драме Шпажинского. Именно в «Чародейке» полуевропейский-полуроссийский взгляд композитора выплёскивается в многослойном переплетении мелодраматических смыслов, исполненных тончайшего психологизма и социально-философских обобщений, из которых и возникает та самая морально-этическая дихотомия, предстающая в этой опере тем самым двуглавым символом российского государства, в котором мораль и нравственность, образно говоря, никогда не встречаются глазами. Не случайно же композитор хотел посвятить свою лучшую, как он тогда считал, оперу главе этого самого государства — Александру III… И то, что это невероятно богатое, невероятно актуальное и невероятно мощное по силе высказывание композитора по сей день не находит адекватного отклика не только в сердцах и умах зрителей и слушателей, но и музыковедов, и, увы, постановщиков, печалит невыразимо. Четвёртая в истории Большого театра постановка оперы была осуществлена высокопрофессиональной постановочной группой, из которой свою миссию перед этим шедевром Чайковского на все сто выполнил, пожалуй, только Александр Лазарев, проведя такую подготовительную работу с оркестром, что представленный уровень инструментального исполнения затмил все слышанные мной записи этой оперы, включая почти безупречную работу Светланова и даже экспрессивную интерпретацию Гергиева. Едва ли не впервые я услышал такую монолитную продуманность каждой фразы, безупречную аккуратность всех групп даже в самых рискованных местах, которые редкие духовики вытягивают без ощутимых сбоев и киксов. Справедливости ради нужно заметить, что я слушал третий от последнего и предпоследний спектакли, когда расхождения с хором сошли на нет, а взаимодействие оркестровой ямы с солистами казалось почти эталонным. Оба спектакля я слушал с разных точек боковых и центральных лож второго и третьего ярусов и партера: если певцы заметно терялись, выходя за рамки центральной трети планшета сцены, то оркестр везде звучал бесподобно, сбалансировано и невероятно ярко. Кроме незаурядной аккуратности, с которой была озвучена музыкантами партитура, меня буквально покорила эмоциональная мощь, которая выплёскивалась из оркестровой ямы и не могла не поддерживаться энтузиазмом солистов и хора. Анна Нечаева в партии Кумы хоть и допускала болезненные неточности интонирования, но яркий, красивый тембр певицы позволял закрывать глаза на эти нюансы, а сложнейшее третье действие певица провела просто блестяще. Совершенно иначе звучала в главной партии Мария Горелова: с первой фразы, с первой ноты зал будто начал светиться от её чистейшего, колокольчиковой звонкости тембра, исполненного совершенно невыразимой красоты, интонационной корректности и эмоциональной точности фразировки. Исполнение Гореловой знаменитого ариозо Кумы из четвертого действия, когда певица буквально заливала всё пространство своим богатым голосом, показалось едва ли не лучшим из всех слышанных мной до этого вариантов. Совсем не понял, что сотворила с партией Княгини моя любимая Елена Манистина — певица, обладающая не только тембрально богатым голосом, но и выдающейся вокальной школой. В спектакле, который я слушал с её участием, она и рычала, и кричала, и сипела, и хрипела, вызывая неподдельный восторг любителей примитивных актёрских спецэффектов и ужас у любителей академического вокала. Конечно, партия для меццо высоковатая, но у Манистиной я никогда не замечал проблем в верхнем диапазоне регистра, отчего случившееся кажется мне каким-то недоразумением. Разумеется, на фоне воспоминаний от неудачного выступления Манистиной просто королевскими показались выверенная мягкость, эмоциональная концентрация и академическая чёткость вокала Ирины Макаровой, исполнившей Княгиню во втором составе. Шикарные полноцветные низы, роскошные верха и легкое звуковедение стали настоящим украшением этого исполнения. С мужским составом все не так однозначно, но всё ещё исполнение Валерия Алексеева и Владимира Маторина Князя и Мамырова мне кажется более удачным, чем исполнение этих партий Владиславом Сулимским и Вячеславом Почапским, хотя это предпочтение скорее носит субъективный характер. У Сулимского мне не понравилась камерность звучания и ощутимый недостаток динамики, тогда как Князь Алексеева производит более грозное и убедительное впечатление именно за счёт объемности и яркости своего вокала. О том, что партия Мамырова буквально создана для голоса Владимира Маторина, можно и не говорить: эта роль у певца звучит как влитая, обнажая всю красоту и великолепную выделку его волшебного баса. У Почапского фразировка местами даже более выразительна, да и драматически певец ничем не уступает Маторину, но некая экзальтация в монологе «Меня, меня плясать заставить!» мне показалась излишней, хотя вокальных претензий к исполнению, конечно, никаких предъявить нельзя. По странному стечению обстоятельств, в обоих спектаклях, которые я слышал, партию Княжича исполнял Всеволод Гривнов. Заваленный в горло звук, зажатость в первой части партии как в небольших сольных фрагментах, так и в ансамблях просто удручали. Однако, в четвертом действии певец неожиданно так мощно раскрывается, что остаётся ощущение, будто Гривнов весь спектакль бережет голос для финального вокально-эмоционального рывка. Из пары исполнителей небольшой роли (точнее одного монолога) Ненилы — сестры Мамырова и пастельницы Княгини — Татьяна Ерастова произвела невыразимо более цельное и мощное впечатление, чем Ирина Долженко, которая то ли была не в голосе, то ли в принципе не разобралась в мракобесной мистике этого образа. Из исполнителей совсем уж второстепенных партий стоит выделить Андрея Архипова, исполнившего небольшую роль Кудьмы, и Ангелину Никитченко, выступившую в партии Поли — подруги Кумы. В целом хочется отметить неправдоподобно чёткую дикцию всех исполнителей, включая хор, и совсем уж невозможно оставить без внимания невероятную красоту сложнейшего уникального децимета из первого действия, который исполняется артистами и оркестром театра с такой кружевной красотой, отрепетированной точностью и техническим блеском, что порой кажется, ради одного этого ансамбля стоило восстанавливать как минимум музыкальное исполнение «Чародейки», сценическое воплощение которой, боюсь, ещё долго будет оставаться весьма болезненным для столь сложного произведения вопросом. То, что предложили в качестве видеоряда к опере режиссёр Александр Титель и художник Валерий Левенталь, не вызывает ни резкого негатива, ни пламенного восторга. Собственно, этим оно и плохо. Да, добротно. Образ реки сделан просто чудесно. Её гладь то весело рябится, то величаво переливается, то трагически застывает и обращается в омут. Всё красиво. Но вместе с тем очень уж монотонно. Световая палитра, созданная Дамиром Исмагиловым, поддерживает общую цветовую гамму, состоящую из чёрного, оранжевого, красного, синего, фиолетового, коричневого, жёлтого и стального с серым. Определенно не хватает зелени, отчего вся цветовая партитура выглядит у Левенталя подражанием Левитану: сплошная «золотая осень», в финале отчетливо разрешающаяся неожиданной снежной пургой, никак не стыкующейся с либретто, но в данном случае абсолютно уместной. Честно говоря, из всего оформления мне больше всего понравилось именно четвертое действие, несмотря на самое большое количество в нем собственно режиссёрских мизансценных недоработок. Выстроив мизансцены на скрещивающихся ступенчатых помостах, режиссёр отчасти избавил себя от необходимости как-то оправдывать внешнюю статику пластического образа спектакля. Почему обычные диалоговые сцены, в которые слушатель должен погружаться именно ушами и умом, не дают покоя современным режиссёрам, я не понимаю. Вот и у Тителя напряженнейший дуэт Кумы и Князя сопровождается какими-то мистическими фигурами-призраками, подающими в самый критический момент Куме нож и поднимающими её периодически на руки. Не столь нелепо, но всё ещё грубовато выглядит зоо-травестийное буйство скоморохов, переодетых в животных (что есть правильно по тексту) и разухабистых бабищ (что есть вольное вкрапление постановщиков): музыка скоморошьего танца настолько богата, что предложенные хореографом Олегом Глушковым кривляния в качестве её иллюстрации кажутся малоуместными, хотя и не сильно раздражающими. Вот в целом такое общее впечатление от постановки и остаётся — ни рыба, ни мясо. Ни традиционного костюмированного перфоманса, ибо цветовая гамма слишком уж авторская, да и к аутентичности мизансцен есть вопросы (основной возникает в финале, когда труп Кумы не сбрасывается в омут по приказу Княгини, а так и остаётся лежать на сцене «не замечаемый» Княжичем и Князем), — ни авторского прочтения, для которого именно в «Чародейке» — просто океан возможностей. Вроде не плохо, но и не так чтобы хорошо. Буднично как-то. И стоит ли удивляться тому, что зритель по-прежнему засыпает в самых красивых местах этой оперы, что даже после изумительного по качеству исполнения зал наполняют вялые, скорее вежливые, чем радушные аплодисменты, а крики «браво!» солистам звучат со сцены от артистов хора?.. И не странно ли, что музыкально-драматическая ткань этой оперы, имеющей парадоксально сложную сценическую судьбу, никогда не вызывала вдумчивого уважения у большинства музыковедов и критиков, и, насколько мне известно, практически никто из них даже не пытался проанализировать это произведение Чайковского как редчайшее гражданское высказывание художника о своей стране, о своем народе, который, будучи раздавленным морально-нравственной дихотомией своего существования, так буднично, так безэмоционально и так пресно воспринимает, возможно, самое важное и ценное на сегодняшний день откровение о самом себе… Фото Дамира Юсупова / Большой театр
 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5360 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5185 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:5012 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:4954 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4919 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4858 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4760 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4646 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4630 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4513 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер