Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Культурные новости >> Опера >> Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»
Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»
29.09.2013 09:31

Автор - Александр Матусевич.Бруно Пратико

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико.

— Синьор Пратико, Вы не первый раз на конкурсе Образцовой. Если сравнить с предыдущими конкурсами – какие впечатления?

— В целом мне кажется, что уровень конкурсантов даже выше, чем в прошлые годы, хотя и в этот раз есть немало участников с большими вокальными проблемами. Они касаются прежде всего умения выбрать репертуар, подходящий для твоего голоса и твоих возможностей. С точки зрения технологии пения есть проблемы с фразировкой и дикцией. Из всех участников был только один – Иван Сапунов – который дошел до второго тура и у которого не было каши во рту. У него масса других проблем, мальчик ещё молодой, плохо обученный, там ещё корчевать и корчевать, но дикция отличная – и только у него одного.

— Большинство конкурсантов из России. Сегодня русские вокалисты ближе к европейским стандартам?

— Русские голоса очень хороши, поэтому понятие «русский голос» не может и не должно носить негативного оттенка. Но как мне кажется, не очень хороша русская вокальная школа – есть тенденция к тому, чтобы давить на голос, кричать, в особенности это касается центрального регистра, где кричать совершенно не нужно. Одно дело, когда вы поете верхнюю ноту на форте. Но нельзя же петь все время на форте, в любом диапазоне: это небезопасно для здоровья и не очень эстетично, а главное не понятно – зачем? Русские певцы очень стремятся показать, что у них есть голос, петь мощно, поражать всех децибелами. Поэтому я бы посоветовал русским певцам больше учиться искусству фразировки и дикции, больше уделять внимания нюансам и тембровому разнообразию. А русским консерваториям я бы посоветовал приглашать педагогов по вокалу из Италии, поскольку итальянская школа – это по-прежнему основа певческого искусства во всем мире. Как это было когда-то – насколько мне известно.

— В мире много конкурсов. Конкурс Образцовой имеет свое лицо?

— В отличие от многих других уважаемых членов жюри у меня еще продолжается моя собственная карьера, я много пою, и мне абсолютно некогда заседать в жюри конкурсов. Исключение я делаю только для конкурса Елены Образцовой, потому что это фантастическая певица и женщина, и ей отказать я никак не могу. Елена – моя подруга, я ее обожаю, кроме того я обожаю Петербург, это по-настоящему великий и прекрасный город. Поэтому я мало могу что сказать относительно конкурсов вообще.

— Конкурсы нужны? Они дают что-то молодым певцам?

— Я считаю, что конкурсы полезны молодым певцам хотя бы потому, что им предстоит петь перед выдающимися певцами. Это такой стресс и такая закалка, что потом выходить в театре и петь для обычной публики им гораздо проще. Кроме того, конкурс – это возможность быть замеченным. Не буду называть имен, но несколько лет назад на этом же конкурсе была одна совершенно фантастическая певица, которая мне так понравилась, что не дожидаясь итогов самого состязания, я ее сразу отправил к моему агенту. Главный смысл конкурсов – это помогать молодым, помогать всем, чем можем: советом, адекватной оценкой их уровня, устройством в театры и к агентам. Конкурс Образцовой – очень серьезный и авторитетный. Здесь нет никакого непотизма ни в малейшей степени. Никто из членов жюри не тащит сюда своих учеников, никому не протежирует, поэтому судейство здесь – предельно честное и искреннее.

— Жюри работает дружно или бывают баталии по поводу тех или иных певцов?

— Серьезных расхождений, серьезных противоречий нет – мы все любим молодые голоса, красивые голоса, мы все искренне стремимся помочь молодежи. Всё жюри работает с одной целью – содействовать развитию вокального искусства, помогать молодым: в этом мы абсолютно едины.

— Молодых вокалистов ждёт жизнь в современном оперном театре. Им повезло, что им предстоит выходить на сцену сегодня?

— Бедным детям будет, конечно, нелегко. Во-первых, потому что сейчас экономический кризис на дворе, вся оперная индустрия находится в упадке, театры закрываются, репертуар сокращается, ассигнований на постановки нет, а так же нужны деньги, что бы отправиться на учебу за границу - нужна виза в Италию, оплата за учебу и размещение, так как именно там можно получить лучшее обучение предмету. Во-вторых, у них будет очень много губительных предложений от агентов – им сразу будут предлагать петь «Андре Шенье» и прочие сложные оперы, для которых голоса еще должны сначала созреть, чтобы соответствовать тем задачам, что там есть. Молодым певцам надо начинать с лёгкого репертуара, со старинной оперы, с барокко, с опер бельканто, а агенты будут сразу кидать их на амбразуры – в оперы Верди, Пуччини, Масканьи, и это верный пусть потерять голос и навсегда сойти с дистанции. Агенты, которых я называю акулами и губителями голосов, способствуют быстрому вокальному угасанию молодых – не дают карьерам развиваться, не дают певцам созреть. Им совершенно все равно, сколько продлится карьера певца – пять лет или двадцать. Они хотят продать молодой красивый голос и привлекательную внешность сейчас. Они живут по принципу «один вышел – другой зашел», у них нет никакого уважения к вокалистам, о бережном отношении я уже и не помышляю. Это общемировая проблема – люди поют тот репертуар, который не подходит для их голосов.

— Это только алчность агентов или это и вина самих молодых вокалистов, которые не могут вовремя сказать «нет», выстроить свою стратегию в отношении репертуара, театров и пр.?

— Я думаю, что это проблема, корни которой в алчности агентов и театральных менеджеров. С молодого певца что взять – он зелен, неопытен, ему нужна работа, ему надо кушать. Поэтому он вынужден соглашаться на все: трудно отказать, когда предложение заманчивое, а ты еще никто. Это задача агентов и театров – думать на перспективу, но к сожалению, они руководствуются совсем иными целями.

— Ваш основной репертуар – бельканто, Вы очень много сделали для его пропаганды. Как современная режиссёрская практика соотносится с этим особым направлением в оперной литературе? Не страдает ли бельканто от режиссёрского экстремизма?

— К счастью, это не повсеместно так. Действительно есть безумные люди, безумные режиссеры, которые устраивают на сцене вакханалию и губят музыку, губят пение. Как правило, это люди, которые ничего не смыслят в музыке, и вообще плохо понимают, чем они занимаются, но имеют неуёмные амбиции. Тем не менее, есть немало режиссеров, и в Италии в том числе, и среди молодых таких немало, кто ставит оперы бельканто прекрасно, в соответствии с традициями. Недавно я участвовал в одной такой постановке и был просто счастлив: в Бразилии «Золушку» поставил молодой режиссер Давид Гараттини, он был там и сценографом, и художником по костюмам, это была очень бюджетная постановка, но совершенно прекрасная – умная, изящная, лёгкая. Я пел своего Дона Маньифико на всех сценах мира, но уже давно не получал такого удовольствия от постановки, сделанной этим юным талантом. Вот таким режиссерам надо давать дорогу, помогать им, продвигать их. Потому что есть молодые, талантливые, которые очень хорошо разбираются в театре и в музыке, и могут выдавать очень хороший продукт за вполне умеренные и даже весьма небольшие деньги.

— Мы слышали не так давно Вашего Дона Маньифико в Москве. Как Вам работалось с русскими музыкантами в вашем родном репертуаре?

— Превосходно! Самые радужные впечатления от Российского национального оркестра и от господина Плетнёва. Я знаю, что этот коллектив не специализируется на опере и музыке бельканто, но тем не менее, это была потрясающая работа – исключительно профессиональный коллектив, понимающий стиль исполняемого произведения, чуткий аккомпаниатор. И Михаил Плетнёв – выше всяких похвал. Я был бы счастлив спеть с ними еще не раз.

Беседовал Александр Матусевич, август 2013, Санкт-Петербург

Автор публикации благодарит Динару Булатову за помощь в организации интервью и Дарью Митрофанову за перевод с итальянского языка.

Информационная поддержка новости оперы, балета и классической музыки glinka-capella.ru - belcanto.ru

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5185 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:4933 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:4772 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:4698 Балет

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4680 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4645 Классическая музыка

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4520 Балет

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4425 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4349 Опера

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4340 Мировая культура

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер