Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Культурные новости >> Опера >> Звёзды оперы: Райна Кабаиванска
Звёзды оперы: Райна Кабаиванска
26.08.2013 00:00

Райна Кабаиванска

Дузе оперного театра

"Я долго ненавидела музыку, потому что в детстве меня заставляли заниматься ею под звон пощёчин" – "Я хотела стать инженером, но получила диплом по русской литературе"

– Уловки, чтобы попасть учиться в Италию
– Богемная жизнь в Милане
– Старая шуба взята для дебюта
– "После многих лет успеха я вновь начинаю заниматься, чтобы совершенствоваться".

Красивая женщина. Чёрные волосы, серые глаза, лицо свежее и гладкое. Её мастерство вне всякого сомнения. У неё диплом не только вокалистки, но и пианистки, а также специалиста по русской литературе. Она свободно говорит на пяти языках. В числе её поклонников – и этим она гордится – Мария Каллас. В 1973 году на свой режиссёрский дебют в театре "Реджо" в Турине Каллас пожелала пригласить на главную роль в Сицилийской вечерне Верди именно Райну Кабаиванскую, потому что, как она объяснила, "она умеет не только петь, но и играть". Журнал "Таймс" после выступления Кабаиванской в "Метрополитен" подчеркнул: "В наши дни в мире нет другой более совершенной певицы". Критики часто называли её "Дузе оперного театра". – Это признание, – говорит Кабаиванска, – мне особенно дорого, даже если я и не заслуживаю его. Оно вознаграждает в каком-то смысле работу, которую, мне думается, я вела с самого начала карьеры. Я убеждена, что в современном оперном театре певцу необходимо обладать и драматическим талантом. Ведь опера это не только музыка, а ещё и театр. О жестах, движениях, о выражении лица я всегда думала так же, как о музыкальных пассажах. Если чего-то требует сценическое действие, я охотно пожертвую высокой нотой, окраской той или иной ноты в пользу внешней выразительности роли. В "Тоске" я пою Vissi d'arte, vissi d'amore, лёжа на полу, скрючившись. Это неудобное положение. Стоя, я, наверное, спела бы лучше, но актёрская игра получилась бы менее выразительной. Публика это понимает и каждый раз аплодирует мне при открытом занавесе. Одно из самых замечательных воспоминаний моей жизни связано как раз с именем Элеоноры Дузе, – продолжает певица. – В Реджо Эмилии я готовила роль в пьесе Габриэле Д'Аннунцио «Франческа да Римини» на музыку Дзандонаи. Репетиции шли великолепно, и все уверяли, что своей игрой я напоминаю Элеонору Дузе. Руководство театра, режиссёр, друзья решили сделать мне сюрприз. Специально для премьеры они выписали из Парижа настоящие костюмы, в которых Дузе играла трагедию Д'Аннунцио. Там оказались даже серьги великой актрисы и её ожерелье. В этом костюме я и выступила во «Франческе да Римини». Я необычайно волновалась и не помню, как провела спектакль, всё было, как во сне.

– Певица достаёт из ящика большой альбом с фотографиями. – Вот, – показывает она, – это память о пятидесяти операх моего репертуара. Тут я в роли Франчески в костюме Дузе. Каждый раз, когда смотрю на эту фотографию, не могу не волноваться. Это был удивительный вечер!

– Как вы стали оперной певицей?

– По какому-то капризу, – говорит Райна Кабаиванска.

– Предполагалось, что я стану инженером, как мой брат, но я была упрямой и всегда любила браться за самые трудные дела. Мне нравится рисковать. Никто в моей семье никогда не интересовался музыкой. Мама преподавала гимнастику, а отец – врач. В начальной школе и в гимназии, когда я училась в Софии, где родилась, мне просто играючи давались серьёзные предметы. Не было такой задачи по математике, физике, тригонометрии, алгебре, какую я не могла бы решить с необыкновенной лёгкостью. Когда пришло время поступить в университет, вся семья ожидала, что я выберу математику или физику. Но я облюбовала филологию и получила диплом по русской литературе. По окончании университета надо была думать о профессии. "Что будешь делать? – спрашивали меня дома. – Станешь преподавать? Продолжишь учёбу в аспирантуре? Сделаешься переводчицей?" Все ждали моего решения. И в один прекрасный день я неожиданно объявила: "Буду оперной певицей". Это восприняли как удар грома. В детстве я училась играть на фортепиано, но насильно – под звон пощёчин, – потому что совсем не хотела заниматься музыкой. Однако родители заставляли меня, чтобы моё образование было полнее и богаче, но я никогда не проявляла особой склонности к музыке. Вот почему, когда я заявила, что хочу стать оперной певицей, в семье решили, что я сошла с ума. Так или иначе, я отправилась поступать в консерваторию. Там оказалось всего пять мест и четыреста желающих занять их. На вакансии объявили открытый конкурс. Я приняла в нём участие и победила. Тогда я думала, что у меня меццо-сопрано и начала заниматься, ставя голос для таких партий. Занималась я с невероятным упорством, так же непреклонно, как всегда вынуждал меня идти к цели мой характер. За несколько месяцев стала лучшей студенткой в консерватории. Я начала выступать с концертами, в том числе и на радио. Газеты писали обо мне, называли "надеждой болгарского оперного театра". И сегодня ещё в Болгарии помнят меццо-сопрано Райну Кабаиванскую. На втором курсе консерватории наступил кризис: у меня начались трудности с низкими нотами, тогда как высокие я брала без малейшего усилия. Пришлось поменять роль и стать сопрано. Я закончила консерваторию в 1956 году, в Софии. Экзамены обернулись для меня едва ли не триумфом: я получила высшие оценки, золотую табличку и специальную государственную стипендию для стажировки в Большом театре в Москве. Надобно сказать, что для болгарских властей в то время Большой театр был единственным в мире, где можно было по-настоящему научиться музыке. Получить такую стипендию было большой честью. Все мои преподаватели очень волновались, сообщая мне это известие, и были потрясены, когда я ответила: "В Москву не поеду, хочу поехать на учёбу в Италию". Родственники и друзья, зная моё упрямство, умоляли меня не сходить с ума, оставить Италию в покое и отправиться в Москву. "Откажешься, считай, что твоя карьера кончена", – убеждали меня. Я не интересовалась политикой и хотела во что бы то ни стало добиться разрешения на поездку в Италию. Для начала я попросила, чтобы стипендию мне выделили для учёбы не в Большом, а в Италии. Меня отправляли из одного кабинета в другой. Моё заявление было для всех беспрецедентным. Никто не мог дать точный ответ. Наконец, один очень важный чиновник взял на себя ответственность разрешить этот вопрос. "Ваше заявление отклонено, – сообщил он, – вам необходимо ехать в Москву, иначе вы останетесь без стипендии". Я не смирилась. С помощью друзей и знакомых мне удалось попасть на приём к председателю Верховного Совета Вылко Червенкову. Я откровенно рассказала ему свою историю и попросила помочь мне. Видимо, Червенков был поражён прямотой, с которой я изложила столь острую проблему, а может быть, он тоже любил эту страну, потому что всякий раз, когда я произносила "Италия", лицо его освещалось улыбкой. К концу встречи он пообещал посодействовать мне, и через несколько дней я получила желанное разрешение. Все говорили, это просто чудо.

– А ваши родители, – спрашиваю, – были довольны, что вы покидаете Болгарию?

– Нисколько. Они, конечно, предпочли бы, чтобы я уехала в Москву. Они понимали, зная мою огромную любовь к Италии, что я больше не вернусь домой. Стипендия предполагала, что я буду учиться за границей семь месяцев, но уехала я с таким гардеробом, что его должно было хватить по крайней мере на четыре года. Я стала учиться серьёзно. Ещё до отъезда из Софии нужно было выбрать школу в Италии. Единственным известным в моей стране был музыкальный лицей Виотти в Верчелли, наверное потому, что был награждён знаменитой международной премией. Я поступила туда.

– Как вы себя почувствовали, приехав в Италию?

– Плохо. Я не знала ни слова по-итальянски и у меня не было ни родных, ни друзей, к кому я могла бы обратиться. Я остановилась в одной гостинице в Милане, но тут же перепугалась, увидев, какие там цены. Пришлось бы чрезмерно экономить, иначе стипендии не хватило бы даже на три месяца. Я тотчас переехала из гостиницы в пансион. Мне удалось найти комнату в квартире одной семьи. Это были бедные, но славные люди. И мне было по карману. В Милане мне повезло – я встретила необыкновенного педагога – Зиту Фумагалли Рива, которая преподавала в лицее Виотти. В прошлом она была певицей. И если я осталась тогда живой и стала знаменитой солисткой, то этим обязана синьоре Фумагалли. Кроме того, что она открыла мне секреты вокала и научила певческой технике, она ещё и кормила меня, спасая от голода. Она занималась со мной, ни разу не спросив у меня ни одной лиры. Она часто приглашала меня к себе домой и после занятий угощала каким-то изумительным рисовым блюдом. Три раза в неделю я садилась в поезд и отправлялась в Верчелли, на занятия, и на обратном пути у меня в сумочке всегда оказывались бутерброды. И не будь этого риса, этих бутербродов, которыми подкармливала меня учительница, я просто умерла бы или оказалась в санатории. Помню, что в пансионе, где жила, я никогда ничего не ела, потому что не могла заплатить даже за самый простой суп. Три года я вела такую трудную жизнь, занимаясь, как сумасшедшая. В 1959 году я получила диплом с наилучшими оценками и сразу же начала зарабатывать пением. Мой первый гонорар составил пятнадцать тысяч лир, и мне казалось, что я заработала сказочную сумму. Дебют состоялся в оперном театре в Верчелли. Это был «Плащ» Пуччини. Вместе со мной пел Пьеро Каппуччилли, сейчас это уже знаменитый баритон, а тогда он довольствовался гонораром в двадцать тысяч лир, потому что это была всего лишь четвёртая опера, которую он пел. Зимой мне предложили выступить в «Богеме» в Сан-Ремо. Было очень холодно, а у меня всего лишь старое лёгонькое пальтишко. Моя учительница сказала: "Примадонна не может появиться в Сан-Ремо без шубы". Она достала из шкафа несколько облезлую лису и пришила её на воротник моего пальто. Потом вынула ещё и шляпу от Диора моды сороковых годов, почистила и протянула мне. Принарядившись таким образом, я отправилась в Сан-Ремо, где спела «Богему» за двадцать тысяч лир (расходы были за мой счёт). Я продолжала выступать в провинциальных театрах почти целый год, и никто не замечал меня, словом, не происходило ничего важного. Однажды я прочитала сообщение о конкурсном приёме в вокальную школу при театре "Ла Скала". Я поговорила об этом с моей учительницей, но она не посоветовала мне участвовать в нём. "Тут нужны важные рекомендации, – вздохнула она, – а я не знакома с такими людьми". А через несколько дней я всё же решила записаться на этот конкурс. Меня пригласили на заседание театральной комиссии, а когда попросили что-нибудь спеть, то выбрала труднейшую арию из «Таис» Массне. Среди экзаменаторов оказался дирижёр Антонино Вотто, который, послушав меня, сказал: «Молодец. С вами я хоть завтра готов поставить «Таис» в "Ла Скала"». Меня приняли в школу. Шёл 1960 год.

– Именно в этом году, – напоминаю я, – вы с огромным успехом дебютировали в "Ла Скала".

– Нет, это произошло в мае 1961 года, спустя полгода после занятий в школе усовершенствования. Маэстро Вотто пригласил меня в свой кабинет и в присутствии других руководителей театра предложил: "Сядьте за рояль и исполните какие-нибудь страницы из этой партитуры". На пюпитре передо мной стояли ноты «Беатриче ди Тенда» Беллини. Я с листа спела две арии. И во время исполнения заметила, что присутствующие очень внимательно рассматривают меня и о чём-то перешёптываются. Наконец маэстро Вотто сказал мне: "У вас четыре дня, чтобы выучить оперу". "Хорошо", – ответила я и ушла. Я не очень ясно поняла, что всё-таки хотел сказать маэстро Вотто. Но выйдя из театра и увидев афишу, сообщавшую о премьере оперы Беллини с Джоан Сазерленд, поняла, что происходит. Я бросилась обратно в театр и разыскала маэстро Вотто. "Почему я должна выучить оперу за четыре дня?". Он с улыбкой ответил: "Потому что на пятый день надо репетировать, а на шестой выйти на сцену". Генеральная репетиция была назначена на одиннадцать часов утра. Я встала рано. Была забастовка трамвайщиков, а у меня не было денег на такси. Я жила тогда на виале Пьяве, оттуда до "Ла Скала" довольно далеко, и пришлось идти пешком. Когда я пришла в театр без десяти одиннадцать, маэстро Бьянки встретил меня крайне разгневанно. Он распекал меня изо всех сил. "Все остальные уже час, как готовы. Ты просто безрассудная девица, разве можно ходить пешком. Ведь если потеряешь голос, погубишь всё". Репетиция прошла превосходно. Премьеру все очень ждали. И на другой день только и разговоров было, что о Кабаиванской как об открытии.

– Вы продолжали петь в "Ла Скала", – спрашиваю я.

– Да, я осталась в "Ла Скала", но принимала предложения и других театров. Отовсюду шли приглашения. Я пела в "Ковент Гардене" в Лондоне, в "Гранд-Опера" в Париже, в Вене, в Рио-де-Жанейро. И в 1962 году впервые выступила в "Метрополитен" в Нью-Йорке. Повсюду я имела огромный успех, и в Нью-Йорке публика тоже была удивительная, а критика почти единодушно превозносила моё исполнение. Один только журналист отозвался плохо, рецензент газеты "Нью-Йорк Таймс". Он написал: "Перед нами подлинный музыкальный феномен, но…" и перечислял длинный ряд недостатков, от которых, по его мнению, мне следовало избавиться, чтобы действительно заслуживать оглушительную славу, какую все уже приписывали мне. Статья вызвала много споров. Мои поклонники говорили, что критик этот – дурак, а выступил вопреки общему мнению только ради рекламы самому себе, и хотели избить его. Я ничего не сказала, но в первый же свободный день отправилась к великой итало-американской певице Розе Понселл и попросила её откровенно сказать, справедлива ли эта критика. "Ты поёшь по-славянски, – ответила Роза Понсель.

– У тебя не такая, как на западе, постановка голоса. Ты тратишь больше сил, чем необходимо. Некоторые звуки недостаточно ясны. Но всё это незначительные недостатки, которые могут не понравится лишь какому-нибудь суперкритику. Что касается твоей актёрской игры, ничего нельзя возразить – ты достигла вершины". Недостатки, выходит, были. "Надо исключить их", – сказала я сама себе и решила прервать карьеру, чтобы продолжить занятия. Я рассказала о своём намерении друзьям, импресарио, директору "Метрополитен". Все решили, что я шучу и только посмеялись. Когда же поняли, что я говорила всерьёз, то подумали, что я сошла с ума. Но как всегда, никто не смог заставить меня изменить решение. Я прервала карьеру, вернулась в Милан, в свою скромную квартирку на виале Пьяве и начала заниматься как начинающая ученица. Никто не хотел верить, что я добровольно отказалась от сказочных гонораров только ради желания совершенствовать своё мастерство.

– Сколько же времени вы отсутствовали на сцене?

– Около года. Занималась неистово, фанатично. И только когда уже не сомневалась, что исправила все недостатки, отмеченные американским критиком, вновь вернулась на сцену. Было очень трудно достичь прежней планки. Трудностей оказалось гораздо больше, нежели в начале. Моё имя было известно, но никто не доверял мне. Публика, к счастью, не забыла меня. Я начала работать в провинциальных театрах, и на мои спектакли постоянно приезжали из Милана и других городов Эмилии автобусы с моими поклонниками. Постепенно, конечно, с помощью публики, я опять вернулась в большие театры, где имела успех, о котором всем известно.

– А в Болгарию вы больше не возвращались? – спрашиваю я.

– Почти каждый год я навещаю родителей и всячески им помогаю. Недавно они взяли кредит на автомобиль и ремонт дома - я приехала и оплатила все расходы. На родине выступала также с концертами. Государство сначала наградило меня почётным званием "заслуженная артистка", а потом и другим – "народная артистка", которое в коммунистической стране означает наивысшее признание. Но теперь моей родиной стала Италия.

– Вы рассказывали о своей работе, об успехах, о трудностях, какие пришлось преодолеть в ходе карьеры, – замечаю я, – но ни слова не сказали о вашей личной жизни.

– Я не люблю говорить на эту тему, – отвечает певица, пряча лицо в ладонях.

– На работе я сдержанна и хорошо владею собой, а в личной жизни впечатлительна и романтична. Даже слишком. Обожаю дружбу, мне всегда хочется чьей-то любви, но я требую, чтобы эти чувства были искренними и бескорыстными. У меня было много поклонников, некоторые просто с ума сходили, но я всегда была недоступна. После триумфального успеха в "Ла Скала" в 1961 году я получила несколько предложений выйти замуж. Среди претендентов на мою руку был также один очень известный человек, но я отклонила и его предложение. А влюбилась я в одного студента-физика, который идеализировал меня и очень надеялся на ответное чувство. Это была романтическая любовь. Мы обвенчались в 1963 году, но брак оказался несчастливым. Причём никто из нас не был виноват, союз наш рухнул почти сразу же. Я продолжала жить одинокой и очень страдала. Чтобы всё забыть, я с головой окунулась в работу. Однажды, приехав в Реджо Эмилию петь «Франческу да Римини», я встретилась с Франко Гуандалини, режиссёром спектакля. Мы сразу же полюбили друг друга и вскоре обвенчались, создав счастливую супружескую пару. Франко необыкновенно простой человек, добрый, светлый. Как раз такой муж, какой нужен мне. У нас дочь, которую мы обожаем.

– В 1973 году, когда Мария Каллас ставила в Турине Сицилийскую вечерню, она пожелала пригласить на главную женскую роль именно вас. Вы хорошо были знакомы с Марией Каллас?

– Нет, не очень. Я знала её грамзаписи, которые часто слушала. Встречались мы с ней всего два раза. Только однажды работали вместе. В первый раз я увидела Марию в "Ла Скала", в декабре 1960 года. В 1964, когда я вновь стала нищей, так как прервала свою карьеру, которая уже привела меня в крупнейшие оперные театры, я пошла послушать Марию в Париже, где она пела «Норму», и впечатление осталось совершенно незабываемым. Однако поездка в поезде была убийственно трудной. У меня не оказалось денег даже на самую дешёвую гостиницу, и пришлось спать на вокзале. С глазу на глаз мы впервые встретились с нею в 1973 году, когда она ставила «Сицилийскую вечерню», в Турине, где вместе с Джузеппе Ди Стефано дебютировала как режиссёр. Работать с такой артисткой… мне казалось, это во сне. Режиссура этого спектакля, как всем известно, была весьма сурово осуждена критикой. Но для меня такая встреча стала очень важной. Мария работала в прекрасном расположении духа. Думаю, она тогда была влюблена. Каллас всегда была мягкой, участливой, терпеливой. Однажды она пригласила меня в свой номер гостиницы и спела всю оперу от первой ноты до последней. Голос звучал уже не так, как прежде, но душа осталась всё той же – душа великой Каллас. Вечер оказался для меня незабываемым.

Перевод с итальянского Ирины Константиновой; Информационная поддержка новости оперы, балета и классической музыки glinka-capella.ru - belcanto.ru

Отрывок из книги Ренцо Аллегри «Звезды мировой оперной сцены рассказывают» любезно предоставлен нам её переводчицей

 

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5487 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5322 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:5125 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:5067 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:5017 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4966 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4860 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4794 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4779 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4602 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер