Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Культурные новости >> Опера >> Чайковский и Императорская сцена
Чайковский и Императорская сцена
03.06.2013 09:23

Пётр Ильич Чайковский Город белых ночей, Летнего сада, Невы, шумных проспектов, роскошных балов, дворянских собраний. Здесь, в «столь любимом и ненавистном» Петербурге, впервые увидели свет рампы большинство оперных и балетных сочинений Чайковского: «Опричник», «Кузнец Вакула», «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Все они были поставлены в стенах Императорского Мариинского театра. История взаимоотношений Чайковского с петербургской сценой началась в апреле 1872 года, когда 32-летний композитор, в то время профессор Московской консерватории, передал на рассмотрение дирекции Санкт-Петербургских императорских театров только что оконченную партитуру оперы «Опричник». За неимением влиятельных связей и близких знакомств в театральном мире столицы он был вынужден «покорнейше просить» начальника репертуара Фёдорова «отнестись благосклонно» к своему произведению, «возлагая все надежды лишь на просвещенное сочувствие к русскому искусству <...> и одному из преданнейших его поборников». В оперном комитете, призванном решить судьбу «Опричника», Чайковский нашел единственную поддержу в лице дирижера русской оперы Эдуарда Францевича Направника. Блистательный музыкант, сыгравший ключевую роль в сценической судьбе его сочинений, сумел первым проникнуть в богатейший образный мир композитора, открыв петербургской публике природу музыкального театра Чайковского. Первое представление оперы состоялось в бенефис капельмейстера 12 апреля 1874 года. Вопреки крайне скудному сценическому оформлению (декорации и костюмы были в основном из старых, снятых с репертуара постановок) и глубокому разочарованию композитора в утвержденном дирекцией исполнительском составе, «Опричник» имел успех благодаря виртуозной работе дирижера. Это вызвало скорое появление в афише нового сочинения Чайковского — оперы «Кузнец Вакула», созданной Чайковским специально для конкурса Русского музыкального общества. Премьера прошла 24 ноября 1876 года. «"Вакула" был разучен очень усердно, — вспоминал композитор, — и постановка не нищенская, но сколько бессмыслиц, сколько анахронизмов, какая пошлость в группировании хоров, а главное, какое неблагодарное распределение ролей!». С откровенной диктатурой в выборе исполнительского состава и сценической рутиной Чайковский не раз сталкивался на петербургской сцене в те годы. В случае с постановкой «Орлеанской девы» 13 февраля 1881 года ему, кроме того, пришлось «по горло окунуться в море театральных и чиновничьих дрязг». Множество закулисных игр и мелких интриг, связанных с цензурой, унизительные предписания Лукашевича, тогдашнего начальника репертуара, откровенно нищенское финансирование постановки директором театра Кистером. «Была минута, — писал композитор, — когда я хотел взять назад свою партитуру и уйти из театра. Направник уговорил меня этого не делать! Возмутительно, гадко! Хочется бежать из этого проклятого города, где царит чиновническое самоуправство!» Сразу после премьеры Чайковский покинул Петербург и «дал себе слово никогда больше не писать опер для петербургской сцены». Леонид Яковлев в роли Елецкого («Пиковая дама»), Мариинский театр, 1890 К счастью, свое слово композитор не сдержал. Его отношение к Петербургу и Мариинскому театру переменилось после назначения на пост директора Ивана Александровича Всеволожского, ставшего для него не только добрым другом, но и весьма могущественным покровителем. Прекрасно образованный человек, тонкий ценитель искусства, почетный член Императорской Академии художеств, Всеволожский начал активно заниматься развитием театрального дела: увеличил жалованье артистов, численность хора и оркестра, для финансирования новых постановок выделял ежегодные субсидии. В Мариинском театре Всеволожский учредил «"совет постановщиков" для объединений усилий сценариста, композитора, художника и хореографа будущего спектакля», а также должность «учителя сцены», назначив на нее Осипа Палечека, по сути первого в истории русской оперы режиссера-постановщика. Чайковский начал пользоваться «особыми выдающимися симпатиями и попечением Дирекции театров в лице всех влиятельных ее представителей»: композитору назначается пожизненная ежегодная пенсия от государя в 3000 рублей — «небывалая до того времени милость по отношению к музыкальным художникам». «Меня приятно удивляет, но вместе с тем приводит в недоумение то усердие, старание, почти энтузиазм, с которым весь этот театральный мир относится к моей новой опере, — писал в это время Чайковский, — прежде, бывало, мне приходилось хлопотать, просить, делать несноснейшие визиты к театральным тузам, дабы опера была принята и поставлена. Теперь, без всякого с моей стороны аванса, они с каким-то непостижимым рвением хватаются за мою оперу». Начиная с «Мазепы», прозвучавшей в Петербурге 6 февраля 1884 года, спустя всего несколько дней после московской премьеры, постановки опер и балетов Чайковского удостаиваются роскошного художественного оформления, на которое не жалеется никаких средств. Новые костюмы и декорации, отличающиеся невероятной пышностью и исторической точностью, великолепно проработанные массовые сцены, поставленные Палечеком, беспрекословное исполнение требований композитора относительно сценического действия и композиции мизансцен, — ни один русский композитор до того не удостаивался здесь таких привилегий. Настоящим триумфом в сценической истории сочинений Чайковского стала постановка «Евгения Онегина» 19 октября 1884 года, в одночасье сделавшая его самым популярным композитором Петербурга, а затем и всей России. Через пят лет после премьеры оперы в исполнении воспитанников Московской консерватории «Онегин», наконец, появился в столице. Мария Славина в роли Графини («Пиковая дама»). Мариинский театр, 1890 По распоряжению Всеволожского принимавшего активное участие в подготовке спектакля, Чайковский получил абсолютную свободу в выборе исполнителей (Татьяна — Эмилия Павловская, Ольга — Мария Славина, Онегин — Ипполит Прянишников, Ленский — Михаил Михайлов), наряду с режиссером Кондратьевым работал над деталями постановки. Императорская сцена, а вместе с ней и Петербург более не тяготили его. Во время репетиций «Чародейки», прозвучавшей здесь 20 октября 1887 года под управлением самого автора, Чайковский уже чувствовал себя «настоящим хозяином и главой всего, что делается в театре». Отныне он любимец столичной публики, и шумные премьеры всех его новых сочинений неизменно идут на подмостках Мариинского театра. Первое представление «Пиковой дамы» 7 декабря 1890 года прошло блистательно: роскошное сценическое оформление спектакля, в котором было задействовано семь постоянных декораторов театра, великолепный исполнительский состав (Николай Фигнер, Мария Славина, Иван Мельников, Леонид Яковлев), тонко гармонирующая с музыкой хореография Мариуса Петипа, детальная проработка мизансцен Осипом Палечеком. «В целом, — писал А.Н. Бенуа в своих "Воспоминаниях", — эту постановку можно было считать самой удачной и выдержанной за все время дирекции И. А. Всеволожского». Через два года после премьеры «Пиковой дамы» в Мариинском театре впервые представлены «Иоланта» и «Щелкунчик» (6 декабря 1892) — последние произведения Чайковского, которые ему довелось увидеть на этой сцене. Разработка либретто, композиция мизансцен, эскизы костюмов и декораций на этот раз всецело принадлежали Всеволожскому. Уже не представлявший себе нового театрального сезона без постановки сочинения любимого композитора, именно он предложил создать двухчастный, оперно-балетный вечер. Петербургская публика очень тепло приняла новую оперу. Исполнительский состав спектакля с супругами Николаем и Медеей Фигнер, Леонидом Яковлевым, Аркадием Черновым и деликатное художественное оформление Михаила Бочарова обеспечили «Иоланте» большой успех. Сцена из балета «Щелкунчик» Мариинский театр, 1892 «Щелкунчика» же, несмотря на феерическую пышность сценографического решения и признанные всеми достоинства музыкальной партитуры, ожидал гораздо более сдержанный прием. Критики объясняли это тем, что композицию второй половины балета в связи с внезапной болезнью Петипа было поручено поставить Льву Иванову, балетмейстеру, по едкому замечанию Погожева, «далеко отставшему от Петипа и в таланте, и в фантазии, и во вкусе». Творческий союз Чайковского и Петипа возник еще во время постановки «Спящей красавицы» — балета-феерии, ставшего выдающимся событием не только в театральной жизни Петербурга, но и в творческой биографии его создателей, а вместе с тем одной из самых помпезных и дорогих балетных премьер Мариинского театра. Известно, что «гардероб, декорации, машины и реквизит "Спящей красавицы" обошлись около 42 000 рублей, то есть несколько более четвертой части всего годового бюджета монтировочной (то есть обстановочной) части петербургских театров». Петипа писал в своих мемуарах о том, что «все, отвечающие стилю, эпохе и характеру сюжета, декорации, костюмы и аксессуары придумывал г. Всеволожский и сам же набрасывал все рисунки». Премьера 3 января 1890 года с участием знаменитой итальянской балерины Карлотты Брианца стала триумфом, открытием нового этапа в истории развития русского хореографического искусства и настоящим переворотом в области балетной музыки. «Лебединое озеро» — балет, написанный по заказу дирекции Большого театра, впервые появился в Петербурге уже после смерти Чайковского. В память о композиторе, по инициативе Петипа, осуществившего совместно с Ивановым подробный план переработки первой, московской редакции балета, он был показан здесь 15 января 1895 года. На Мариинской сцене он получил новую жизнь, войдя в число самых блистательных постановок Чайковского в Петербурге.

Татьяна Плахотина
Опубликовано в буклете XXI фестиваля «Звёзды белых ночей»; Информационная поддержка новости оперы, балета и классической музыки glinka-capella.ru - belcanto.ru

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5282 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5111 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:4906 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:4877 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4842 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4783 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4675 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4555 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4546 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4447 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер