Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Культурные новости >> Опера >> Почти идеальная «Хованщина» в Париже
Почти идеальная «Хованщина» в Париже
03.02.2013 13:04

«Хованщина» в Опере БастилииАвтор - Елена Ганчикова

Впервые опера Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина» прозвучала в парижском Дворце Гарнье 13 апреля 1923 года в оркестровке Н. А. Римского-Корсакова, во французском переводе под управлением Сергея Кусевицкого и в режиссёрской постановке Александра Санина. На следующий год в возобновлённой постановке роль Досифея исполнял Фёдор Шаляпин. В 1970 году «Хованщина» прозвучала, наконец, на русском языке в репертуаре гастролирующего в Париже Большого театра, где Ирина Архипова и Елена Образцова исполняли партию Марфы. В 2001 году режиссёр Андрей Щербан ввёл в репертуар Парижской оперы ту постановку, которая нам была показана сейчас, двенадцать лет спустя. Тогда дирижировал Джеймс Конлон, а в этом году — Михаил Юровский. Главное, нужно понять: опера «Хованщина» — редчайший случай в истории музыки, когда результатом глубокого научного исследования становится не диссертация, а произведение искусства. Так работали Леонардо да Винчи со своими инженерными расчётами и Микеланджело, изучавший анатомию человеческого тела. Таким же оказался подход Мусоргского к «Хованщине». Будучи человеком широко и глубоко образованным, он прекрасно умел работать с архивными источниками и документацией. Опера стала результатом его исторических исследований сложнейшего для понимания периода русской истории: междувластия, борьбы за трон, смуты, стрелецкого восстания и церковного раскола весны 1682 года. В отличие от предыдущий оперы «Борис Годунов», в которой все исторические и литературные изыскания были проделаны Пушкиным, и оставалось только осмыслить его текст и написать музыку, в работе над «Хованщиной» Мусоргский полностью взял на себя ответственность и за историческую, психологическую и событийную достоверность либретто и сочинение музыки, проделав совершенно титаническую работу. Фактически он сначала написал исторический роман, а затем сделал из него либретто оперы. Во время семилетней работы над этой грандиозной эпопеей композитор надорвался от бытовой и финансовой неустроенности, объема проделываемой работы и умер. Первоначально он задумывал оперную трилогию «Борис Годунов», «Хованщина» и «Емельян Пугачёв», но третьей опере не суждено было осуществиться. «Хованщина» в Опере Бастилии Если в «Борисе Годунове» Мусоргский не только завершил всю работу по композиции и оркестровке, но даже сделал две версии, то работа над «Хованщиной» оборвалась со смертью композитора на стадии клавира (версии для голосов и фортепиано) с двумя недописанными сценами. Дальнейшая судьба сочинения оказалась очень сложной. Первоначально опера шла в благополучной, приглаженной и закруглённой оркестровке Римского-Корсакова с некоторыми сценами, переставленными местами, и вырезанной сценой попытки изнасилования Эммы (надо полагать из соображений нравственности) — версии, абсолютно необходимой для того времени, чтобы опера вообще попала на сцену. Затем появился клавир Ламма, в котором были скрупулёзно собраны все музыкальные отрывки, по словам дирижёра Михаила Юровского, «даже те, в которые заворачивали селёдку». Затем Дмитрий Шостакович оркестровал именно этот клавир. Именно эта версия и была представлена в Опере Бастилии на этот раз. Лично у меня эта версия вызывает только одно сомнение: Шостакович, трепетно относившийся к тексту Мусоргского, не посмевший дописать от себя ни одной ноты, в заключительной сцене оперы самосожжения староверов, использует музыку из вступления «Рассвет на Москве-реке». Представляется, что атмосфера восхода солнца никоем образом не состыковывается с трагичнейшей по накалу страстей сценой коллективного самоубийства. Как бы не исхитрялись режиссёры-постановщики, существует финал «Хованщины», написанный Игорем Стравинским. Почему бы не обратиться к этой музыке? Понятно, что Стравинстий — это не Мусоргский, и музыка отличается, но слушаем же мы Реквием Моцарта, дописанный Францем Зюсмайром. Было бы странно, если бы вместо того, чтобы дописать это произведение до логического конца в меру своих сил, он бы ещё раз просто повторил в финале Лакримозу. «Меня интересует прошлое в настоящем», — написал Мусоргский в письме Стасову во время работы над оперой. Нас тоже интересует прошлое в настоящем. В«Хованщине» происходит открытая борьба за власть, очень хитрое и коварное взаимодействие и противостояние трёх сил: военной, расколовшейся на два лагеря — восставших стрельцов, возглавляемых князем Хованским и правительственные войска (царских стольников), государственной власти, вырываемой друг у друга из рук двумя кланами (Милославских и Нарышкиных), родственников матерей маленьких царевичей Петра и Ивана, и церковной — с третьей стороны. Именно в этот момент происходит прямое противостояние в Москве реформированной патриархом Никоном церкви и собравшихся в Москве «активистов» гонимой старой веры, почувствовавших слабость правительства и поддерживаемых князем Хованским. И во всём этом хаосе, народ, верящий то одним, то другим, надеющийся то на одного, то на другого, оказывающийся по разные стороны баррикад, но толком не понимающий механизмов происходящего. Ни до, ни после Мусоргского почти ни один композитор не брался за работу над таким сложным в событийном плане историческим полотном в жанре оперы. Как правило, в исторических сюжетах все массовые события происходят где-то за кадром, о них только говорят между собой персонажи, либо хор играет роль свидетеля. В опере «Хованщина» хоры — это коллективные персонажи, и для каждого из них композитор нашёл свой индивидуальный музыкальный язык. «Хованщина» в Опере Бастилии Как писал мой учитель, великий музыкальный теоретик Юрий Николаевич Холопов: «Мусоргский открывает новые идеи композиции ХХ века, оставаясь в рамках порождающего их лона музыки своего времени. Отсюда и характеризующее Мусоргского столкновение старой и новой техники композиции, старых и новых критериев эстетической ценности». Отсюда, добавлю свою мысль, и яркость восприятия нами музыки Мусоргского (именно в оркестровке Шостаковича), благодаря идеальному равновесию между красотами ещё свойственными музыке XIX века и свежести в остроте гармонии, свободе формы, неожиданности и смелости решений, расширение доступной музыке образности, свойственных уже ХХ веку. Опера «Хованщина» это редчайший, если не единственный случай в истории оперы, когда хоровые сцены сменяются одна другой, применяются совершенно разные вокальные техники и, собственно хоры стрельцов, городских жителей, староверов и являются главными персонажами и центром драмы. Понимание Мусоргским психологии толпы и акценты, которые он расставляет, потрясают и заставляют задуматься. Например, в третьем действии головорезы-стрельцы обращаются к своему предводителю Ивану Хованскому: «Батя, батя, выйди к нам». Он же обращается к ним «Дети» и велит расходиться по домам. Именно так: беспомощные, растерянные и бестолковые дети, под влиянием сильной личности превращающиеся в страшную толпу головорезов, растерзавших в Кремле на глазах десятилетнего царевича Петра всех его родственников мужского пола. Кроме того, сам подход к вокальной музыке у Мусоргского революционен по сути. Он обладал невероятно острым и точным слухом на разговорную речь. 25 декабря 1876 года Мусоргский пишет Стасову: «Работая над говором человеческим, я добрел до мелодии, творимой этим говором, добрел до воплощения речитатива в мелодии… Я хотел бы назвать это осмысленною-оправданною мелодией. И тешит меня работа; вдруг, нежданно-несказанно, пропето будет враждебное классической мелодии (столь излюбленной) и сразу всем и каждому понятное. Если достигну, почту завоеванием в искусстве, а достигнуть надо». Мусоргский не просто достиг своей цели, он добился большего. Пропеваемый в его операх текст кажется более естественным, чем если бы он был просто проговорён. Это редчайшая особенность его вокальной музыки, делающая его не похожим ни на одного другого композитора, — ни предшественника, ни последователя. «Хованщина» в Опере Бастилии Кстати, именно поэтому убедительно и хорошо петь Мусоргского могут только русскоязычные или, в крайнем случае, славянские певцы. Достаточно легчайшего акцента или недопонимания текста, и уже ничего не получается. Не говоря уже о том, что попытки перевести его текст на другой язык сразу всё убивают: невозможно петь по-французски фразу, порождённую интонацией русской речи. Только артисты, являющиеся сами по себе носителями русской культуры, русского менталитета и знающие российскую историю, могут вжиться в персонажи его опер и донести его заряд до слушателей. Именно поэтому на этот раз дирекция Парижской оперы собрала сливки российской вокальной элиты. В одном спектакле пели солисты Мариинского и Большого театров. Дирижировал спектаклем патриарх отечественной дирижёрской династии Михаил Юровский. Ему удалось решить две сложнейшие задачи, получающиеся очень редко: с одной стороны найти такой темпоритм движения, что ни разу не возникло ощущения затянутости или скуки, спектакль проскочил на едином дыхании и хотелось продолжения (хотя обычно в «Хованщине» всегда есть опасность слушательского утомления), а с другой — он постоянно держал идеальный баланс между оркестром, солистами и хорами. Слышно, что Михаилу Владимировичу очень нравится оркестровка Шостаковича, поскольку все красоты и неожиданные тембровые сюрпризы в оркестровых красках были рельефно подчёркнуты и поданы. Юровский — мастер, который очень много внимания уделяет несению русской музыки в мир и считает это одной из своих основных творческих задач. Но в постановке произошло соединение музыкальных сил (дирижёра и вокалистов), выросших из недр российской культуры и истории, и постановочных сил совсем из другого мира. Режиссёр-постановщик румын Андрей Щербан и автор декораций и костюмов, родившийся в Зимбабве и получивший образование в Англии, Ричард Хьюстон видят русскую культуру со стороны и изучали её скорее всего по голливудским фильмам, постольку при всей как бы реалистичности и историчности костюмов и декораций, у них получился лубочно-сувенирный стиль с откровенными нестыковками. Посредине сцены вокруг Кремля воздвигнута стена из серого гранита (может быть Петербург? Но на момент «Хованщины» Петр — десятилетний ребёнок и ещё не построил северной столицы). На стене аршинными буквами и шрифтом 19 века написаны какие-то странные, отвлекающие вещи: «Частный коммерческий банк», «Электролечебница», заслоняющие половину сцены и совершенно сбивающие зрителя с толку. Понятно, что кириллица — это полная абстракция для декоратора, но это же не клинопись! На ней писали Пушкин, Достоевский, Толстой и Чехов. Пока русский зритель пытается прочитать написанное, кусок музыки проскакивает. «Хованщина» в Опере Бастилии Мы обменивались мнениями с немецким и французским критиками: зрительный ряд оперы может быть решён как угодно: в академично-музейном, в модерновом, в минималистическом, в футуристическом стиле. Самое главное, чтобы это не сбивало с толку зрителя и слушателя и не мешало восприятию музыки. Пожалуй, самый главный недостаток постановки — это самое начало. Дело в том, что прибежавшего из городской суеты, служебной гонки и бытовых проблем слушателя, необходимо переключить на восприятие музыки, сконцентрировать его внимание на слушании. Этой цели служит увертюра. Как правило, в увертюре композитор представляет публике основной музыкальный материал и мелодические линии, вводит его в атмосферу действа. А уж вступление к опере «Хованщина» («Рассвет на Москве-реке») — это совершенно волшебная симфоническая картина восхода солнца, погружающая слушателя в транс. Зачем во время исполнения этого шедевра распахивать занавес, устраивать беготню и суету на сцене с перетаскиванием кукол, изображающих трупы, совершенно не понятно. Зритель следит за мельтешнёй, слышит стук каблуков суетящихся статистов, и увертюра просто убита. Для того, чтобы показать и рассказать историю «Хованщины», у режиссёра есть ещё целых четыре часа впереди, можно было и оставить увертюру в покое. Далее перед режиссёром опер с хорами всегда возникает проблема: что делать с толпами на сцене. Стиль постановок Андрея Щербана всегда крутится вокруг одного, раз найденного приёма, который тиражируется весь спектакль. Как сейчас помню, в постановке «Огненного ангела» Прокофьева это были девушки с голой грудью, целящиеся из лука, возникавшие по ходу спектакля к месту и не к месту. «Хованщина» в Опере Бастилии В данном случае режиссёр ухватился за две зрительные подробности богослужебной реформы и церковного раскола. Между старообрядцами и патриархом Никоном возникли разногласия по поводу икон (старообрядцы активно выступали против нововведений) и редактирования Священного писания. Кроме того во время крёстного хода старообрядцы двигаются по часовой стрелке (посолонь), а патриарх Никон распорядился двигаться в обратном направлении: против солнца. Этим разногласия не исчерпываются, но для режиссёра этого оказалось достаточно: весь спектакль хоры у него так и ходят: с иконами и раскрытыми книгами наперевес, одни в одну сторону, другие в другую. Бесконечный крестный ход. Периодически они ещё пританцовывают и вертятся вокруг своей оси, как дервиши, задрав иконы над головой. Хорошо, что не жонглируют. В общем, для нерусских постановка зрелищная, яркая и запоминающаяся, для русских — удивительная. Певцы были собраны самые лучшие, солисты Большого, Мариинского и других театров России, поющие на самых прославленных сценах русский и итальянский репертуар. Исполнительница роли Марфы Лариса Дядькова — на сегодняшний день одна из эталонных исполнительниц этой роли, певшая её ещё в 1995 году в Большом театре под управлением Мстислава Ростроповича, в «Ла Скала» и «Метрополитен». «Хованщина» в Опере Бастилии Бас Глеб Никольский, солист Большого театра, идеально воплощающий образ князя Ивана Хованского не только благодаря своего могучему басу и актёрскому мастерству, но и «царскому» росту, возвышающему его над толпой. Перепевший весь теноровый репертуар на самых главных сценах мира, выходец из Мариинского театра Владимир Галузин блистает в партии Андрея Хованского. В манере исполнения болгарского баса Орлина Анастассова роли Досифея чувствуется по приёмам звукоизвлечения и фразировке, что певец очень подробно и внимательно изучал сохранившиеся записи Фёдора Шаляпина. Я не буду разбирать подробности голосов и интерпретаций этих прославленных мастеров, показавших парижской публике потрясающий спектакль. Впечатление настолько сильное и позитивное, что хочется только перечислить их имена, поблагодарить за доставленное эстетическое наслаждение и пожелать себе почаще видеть их на сцене «Гранд-опера». Это солист Большого театра Всеволод Гривнов в партии Василия Голицина, солист Мариинки Сергей Мурзаев в партии Шакловитого, солистка Большого, сопрано Марина Лапина в партии Сусанны, тенор из московского «Геликона» Вадим Заплечный в партии Подьячего, выпускница Академии Мариинского театра сопрано Наталья Тимченко в партии Эммы, бас из Перми, ныне проживающий в Израиле Юрий Кисин в партии Варсонофьева, бас Владимир Капчук , баритон Игорь Гиндин, бас Максим Михайлов и корейский тенор Се-Йин Хванг.

Фото — Ian Patrick / Opera National de Paris; Информационная поддержка - belcanto.ru

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5279 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5108 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:4901 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:4872 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4837 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4780 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4672 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4551 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4543 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4446 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер