Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Культурные новости >> Опера >> О непосредственности восприятия
О непосредственности восприятия
28.01.2013 10:48

Автор - Александр Курмачёв Кушетка — Александра Кадурина. Кресло — Николай Казанский.  Дитя — Алина Яровая. Фото Дамира Юсупова/Большой театр
«Дитя и волшебство» Мориса Равеля заявлен как детский спектакль. То есть событие, ориентированное на непосредственность восприятия. Конечно, непосредственность у всех разная, но в основе любой непосредственности — не подготовленность, но вовлеченность, отсутствие предубежденности, но не тотальная дремучесть. То есть зритель, пришедший на детскую оперу в театр, как минимум, понимает, что опера — это там, где поют. Можно сказать, что это единственное условие для непосредственного восприятия детского мелодраматического спектакля. Так вот, если попытаться непосредственно воспринять то, что показал Большой театр, мы получим такую картину: около часа на сцене ожившие предметы и животные с насекомыми издеваются над ребёнком, который в порыве пубертатного перевозбуждения их повредил или обидел. Порванные книжки, разбитые чашки, сломанные часы, рваные обои и даже раненая белка ругают, обзывают, упрекают, бьют, топчут и всячески «гнобят» бедного подростка. Сложно сказать, насколько распространен в мировой литературе мотив воспитательной мести вещей своему хозяину, но в русской детской классике достаточно вспомнить «Федорино горе» К. И. Чуковского и его же «Мойдодыра», чтобы оценить степень укорененности карательной дидактики в нашем сознании. Вот и в опере Равеля, написанной по пьесе Сидони Габриэль Колетт, перевоспитание ребёнка происходит не благодаря взаимодействию с авторитетным человеком, а в результате панического страха и внешнего насилия со стороны неживой или полуживой природы. Тот факт, что Мама выполняет в опере роль «deus ex machina», весьма показателен: ни у одного из авторов этой оперы не было полноценного родительского опыта. Дитя — Алина Яровая. Принцесса — Ульяна Алексюк. Фото Дамира Юсупова/Большой театр И автор либретто Колетт и сам Равель — любили животных больше, чем людей (отсюда и нудный дуэт кошек в опере). К слову, в опере даже речи не идёт о папе мальчика. И это при том, что нервный срыв главного героя, скорее всего, и связан с тем, что ребёнок растёт в неполной семье. Спрашивается, зачем эту болезненную модель тиражировать в детском произведении? Зачем её культивировать в мировоззрении? Ну, и чтобы закрыть вопрос о педагогической вредоносности этого произведения, напомню, что любое сопоставление «страданий» неодушевленных предметов (веников, пряников, чайников и часиков) с болью и страданиями живого человека — преступление против гуманизма. Можно дискутировать о защите «прав животных», о защите окружающей среды, о бережном отношении к вещам и так далее, но когда на сцене андроидный чайник с носиком на уровне причинного места избивает и топчет живого ребёнка, о негативных педагогических последствиях навязывания такого «панспиритуализма» говорить излишне: если к дереву нужно относиться как к человеку, то почему бы и к человеку не относиться как к дереву? Вообще говоря, в контексте нашей детской литературы, в которой мама спит не с папой, а с умывальником, моющим всё до дыр, а главным авторитетом для немытого ребенка становится крокодил, прогуливающийся по Летнему саду, содержание оперы «Дитя и волшебство» не покажется чем-то экстраординарным. Но в балете «Мойдодыр», поставленном недавно в Большом театре, зрелищность и нарядность сценического воплощения сочетались с позитивным зарядом и озорной импульсивностью музыки Ефрема Подгайца, что снимало все претензии к сказочной несуразности содержания. Можно стерпеть любой сюжетный бред в либретто, если это терпение оправдано музыкальными достоинствами произведения. Оправдывается ли постоянное издевательство над бедным ребёнком в опере «Дитя и волшебство» эстетической ценностью музыки Равеля? Сцена из спектакля.  Дитя — Алина Яровая.  Летучая мышь — Анна Аглатова. Фото Дамира Юсупова/Большой театр И тут, опираясь на ту самую непосредственность восприятия, приходится отметить, что Морис Равель — безусловно, великий композитор и, возможно, для кого-то незаменимо ценный и важный. Он автор «Болеро», «Дафниса и Хлои» и второго фортепианного концерта для «одной левой», — но, хоть убейте, музыка оперы «Дитя и волшебство» — это не музыка для детей. Хотя бы уже потому, что она лишена мелодических красот. Это депрессивное и по форме, и по сути оркестровое сопровождение к пьесе Колетт. Это если судить непосредственно. Конечно, если обложиться специальной литературой и попытаться настроиться на трагическое мировосприятие самого композитора, тогда партитура и «дитя», и «волшебства» заиграет каким-то особыми смыслами и красками. Но — зачем? Основной адресат представления — дети. А их восприятие — непосредственно. Но даже если отключить на время эту непосредственность восприятия и обратиться к жизни и творчеству авторов оперы «Дитя и волшебство», то у любого нормального родителя сразу возникнет вопрос: а зачем воспитывать своего ребёнка посредством прививания ему трагического мировосприятия и полной зависимости от одного из родителей? Я не исключаю возможности убедительных аргументов «за» бесценное воспитательное значение этого произведения Колетт и Равеля, и сам, будучи родителем, нашёл бы для своего ребёнка массу убедительных объяснений происходящему на сцене. Но ни одному, даже самому изобретательному родителю ни при каких обстоятельствах не удастся объяснить своему ребенку ценность и красоту нудно-истероидной импульсивности Равеля. И вот на этом можно было бы поставить точку, потому что в рамках такой эстетики говорить о вокальных работах артистов — полная профанация, — как, впрочем, и об особенностях оркестровой интерпретации, оценить которую в состоянии лишь знатоки именно этой конкретной партитуры. Но проблема новой премьеры в Большом театре даже не в том, что выбор самого произведения оказался неудачным. А в том, что эта неудача не компенсировалась весьма достойной работой коллектива театра и постановочной группы. Сцена из спектакля.  Дитя — Алина Яровая.  Белка — Александра Кадурина. Фото Дамира Юсупова/Большой театр Режиссёр и оформитель спектакля Энтони Мак-Дональд попытался немного сгладить жестокость первоисточника, как бы давая понять, что опера, откровенно говоря, не детская и не для детей. Но получилось у него это лишь во второй части — «в саду», когда яркость декораций и костюмов в сочетании с хореографическими и акробатическими инсталляциями позволила отвлечься от идиотизма происходящего «по тексту» и переключиться на акриловую пестроту видеоряда, тем более что из-за сложности ритмики, отсутствия мелодики и невнятности артикуляции, понять, какой смысл скрывается за звуками, летящими со сцены, не представлялось возможным. А вот сыграли свои роли артисты театра просто блестяще. Великолепно получился образ Дитя у Алины Яровой, диапазонное сопрано которой прекрасно справилось с тесситурой партии. Несколько истерично прозвучала Ульяна Алексюк в партии Принцессы, а Ксения Вязникова с изысканной манерностью озвучила партию Китайской чашки. Интересно, что, только просмотрев программку, я понял, насколько интересные певцы были заняты в спектакле (и Николай Казанский, и Станислав Мостовой, и Константин Шушаков, и Анна Аглатова и многие другие), но расслышать их в предложенном материале было совершенно невозможно! И это было вдвойне обидно, что играли артисты с полной самоотдачей, от души. Но — опера ли это? И если опера, то — зачем приучать детей к такой опере, где невозможно расслышать ни мелодий, ни вокала? Уверен, что музыковеды и профессионалы смогут убедить и меня, и других зрителей в том, что «Дитя и волшебство» — это именно то произведение, которого не хватало детскому репертуару Большого театра, но вряд ли такое восприятие, «аргументированное» и обработанное таким «переубеждением», можно будет назвать непосредственным…

Информационная поддержка - belcanto.ru

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5487 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5322 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:5125 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:5067 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:5017 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4966 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4860 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4794 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4779 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4602 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер