Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Культурные новости >> Классическая музыка >> Музыкальные радости зимнего Петербурга
Музыкальные радости зимнего Петербурга
10.01.2013 08:23

Автор - Гюляра Садых-заде. На фестивале «Площадь искусств». Автор фото — Владимир Постнов
В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской филармонии открывается ежегодный зимний фестиваль «Площадь искусств». Пожалуй, это единственный в мире фестиваль, объединяющий несколько учреждений культуры по принципу местоположения. Площадь искусств — локус, в некотором смысле сакральный. Памятник Пушкину в скверике со всех сторон обступают статусные заведения: Русский музей, Михайловский театр, Филармония, Театр музыкальной комедии. И еще Гранд-отель «Европа», который, по традиции, принимает у себя гостей фестиваля. Все перечисленные учреждения, хоть и в разной степени, но вовлечены в фестиваль. В этом году, например, в программу был включен премьерный спектакль Михайловского — балет Начо Дуато «Ромео и Джульетта». От театра Музкомедии на фестивале представили «Фиалку Монмартра» Кальмана. На фестивале «Площадь искусств». Автор фото — Владимир Постнов Однако главным ньюсмейкером фестиваля, и его организатором являются Петербургская филармония и два ее оркестра — ЗКР и АСО. В филармонических залах, Большом и Малом развернулись основные события: концерты и мастер-классы приглашенных коллективов. Оркестр-резидент, принимающий гостей фестиваля на правах хозяина — это Первый филармонический оркестр, руководимый Юрием Темиркановым. Как правило, выступлением Заслуженного коллектива под управлением его шефа, открывается и закрывается фестиваль. Так было и на нынешнем, тринадцатом по счету, фестивале. На открытии сначала прозвучал Фортепианный концерт Моцарта № 24. Солировал американский пианист Алессио Бакс, ничем не примечательный: концерт был сыгран им вполне тривиально, туше блеклое, неинтересное, да и по части технической оснащенности пианиста возникали обоснованные сомнения. Алессио Бакс Во втором отделении исполнили «Жизнь героя»: но и на территории Рихарда Штрауса оркестр Юрия Темирканова не порадовал. Музыканты играли «голый текст», не одухотворенный ни оригинальной мыслью, ни искренним чувством. В пышной, разнообразной партитуре Штрауса взлеты и падения «героя» обрисованы гиперпатетично; но в исполнении ЗКР она влачилась вяло, духовые играли свои многочисленные соло отнюдь не идеально. Мерзкий гогот музыкальных критиков, которых Штраус так язвительно обрисовал в поэме, был сыгран безо всякого азарта: а ведь Темирканов наверняка солидарен со Штраусом в его взглядах на музыкальную критику. Юрий Темирканов Для закрытия выбрали «Кармину бурану» Карла Орфа: самое популярное из сочинений ещё одного немца. Эффектное и масштабное ораториальное полотно идеально подошло для пафосного и не слишком утомительного завершения фестиваля. Агрессивные остинатные ритмы, квазифольклорная мелодика, загадочные латинские тексты, в которых воспевается богиня Фортуна, и завораживающая повторяемость простейших мотивов действовали гипнотически, повергая публику в ажитацию и восторг. В целом, соотношение темпов между частями было вполне конвенциональным. Но сами темпы, задаваемые Темиркановым, были несколько более подвижны, чем это принято. Главный дирижер словно похвалялся звучащей мощью оркестра и хора; правда, этой мощи не помешало бы придать чуть больше дифференцированности в тембрах и фразировке. Юрий Темирканов Организаторы не поскупились, и пригласили вполне приличных, довольно известных солистов: россиниевского тенора, афроамериканца Лоуренса Браунли (правда, в «Кармине буране» его партия ограничена одной-двумя фразами), немецкого баритона Йохена Купфера, который спел партию обстоятельно, качественно, артистично, порой переходя на хриплый говорок пейзанина. Он даже попытался создать некий сценический образ. Обольстительная сопрано Марисоль Монтальво вышла из-за кулисы ближе к финалу, и пробралась между пультами к авансцене. В алом шелковом платье с исключительно смелым, глубоким вырезом, она, еще не начав петь, на несколько минут буквально приковала к себе внимание зала. Марисоль Монтальво Публика совершенно отвлеклась от музыки, завороженная вкрадчивой пластикой одалиски, странно противоречащей невинно-застенчивому выражению лица и скромно опущенным ресницам Монтальво. Ее звонкий, лучащийся светом голос пленял богатством обертонов, но был, скорее, камерным, не слишком сильным. Весьма способствовало успеху концерта и могучее звучание соединенных хоров Михайловского театра, Смольного собора и Детского хора телевидения и радио, отлично спевших, благодаря стараниям руководителя, Владимира Беглецова. Третий концерт с Заслуженным коллективом провел второй дирижер оркестра, Николай Алексеев: сыграли музыку Бетховена к «Эгмонту», причем в концерте участвовал Михаил Ефремов, ему была поручена партия чтеца (Эгмонт). * * * В целом, надо признать, прошедший фестиваль оказался одним из самых удачных за всю историю своего существования. В программе его просматривалась внятная концепция, была предпринята попытка отрефлексировать в концертах фестиваля русско-американские и русско-немецкие музыкальные связи. Программа прежних лет чаще представляла собою бессистемный набор репертуарных, часто играемых сочинений. Были, конечно, приятные исключения: в 2010 году программа составлялась «под знаком Франции» — шел Год Франции в России, и обилие французской музыки в афише придало ей цельность. Марисоль МонтальвоОбычно репертуарный диапазон симфонических концертов на фестивале простирался от Брамса и Чайковского — до Малера и Шостаковича. На фестивалях разных лет часто выступали признанные «звезды» — Евгений Кисин, Гидон Кремер, Ланг-Ланг, Ефим Бронфман, или Элисо Вирсаладзе, ее очень уважает Темирканов. Но круг солистов высшего ранга был очень узок. До нынешнего года фестиваль был принципиально атематичен. В этом году тем обнаружилось две: одна связана с музыкой США, другая — с музыкой Германии (в честь завершающегося Года Германии в России). И даже буклет на двух языках, вопреки обыкновению, содержал несколько вполне содержательных статей историко-культурологического плана, в которых освещались, в разных ракурсах, история и генезис русско-американских и русско-немецких культурных влияний и контактов.

Немецкие музыканты на фестивале: от барокко — к XXI веку

На сегодняшний день Германия является одной из самых продвинутых в музыкальном отношении стран Европы. Обилие первоклассных ансамблей и оркестров, умение и желание играть новейшую музыку XXI века, и весьма солидная федеральная и региональная поддержка ведущих коллективов, фестивалей и музыкального образования в стране привели к тому, что исполнительская культура в Германии — одна из самых высоких в мире. Соответственно, конкуренция среди музыкантов также весьма высока: количество и качество камерных ансамблей в Германии поражает. Ансамбль новой музыки Recherche Ансамбль новой музыки Recherche, впервые выступавший в Петербурге, обладает типическими признаками хорошего добротного немецкого коллектива: выучкой, отличной сыгранностью и ответственным подходом к делу. Он не входит в линейку самых раскрученных ансамблей современной музыки, но обладает достаточной известностью. Аннотация умалчивала о том, из какого именно города прибыли музыканты; лишь упоминала, что ансамбль сотрудничает с Фрайбургской академией музыки, и за 27 лет со дня основания, дал около 500 концертов — что, в сущности, не так и много. Программа камерного вечера в Малом зале филармонии называлась «Все включено». Действительно, за два с небольшим часа прозвучали: фортепианное трио Альфреда Шнитке, струнное трио Хельмута Лахенмана, «Альт в моей жизни» Мортона Фелдмана. Не забыли и о патриархе американской музыки Эллиоте Картере, сыграв Тройной дуэт для кларнета, фортепиано, ударных и струнных. И об «отце додекафонии» Арнольде Шёнберге — его Камерная симфония прозвучала в переложении для ансамбля. Дополнила программу пьеса англичанина Брайана Фернихоу: прозрачная, в ней было много воздуха, эфирной легкости, и доля лукавого кокетства: скерцозное начало взяло верх над активным импульсом, с которого началась пьеса. Ранняя пьеса Лахенманна 1965 года показала, что автор к тому времени еще не окончательно отказался от привычных инструментальных тембров. Дополнило вечер новое сочинение Юрия Акбалькана «3:1» для флейты, кларнета, альта и фортепиано — эдакий «привет от Лахенмана»: «скользящие» не вполне определимые звуки, призрачные шорохи, еле уловимое ухом глиссандирование кларнета… Музыканты демонстрировали поразительно острое, рельефное чувство ритма; программа была выучена, и отретуширована тщательно, на все сто процентов. Ансамбль новой музыки RechercheВ заключение сыграли Шёнберга: после рафинированных опусов Фелдмана и Фернехоу, после тишайших звучностей Лахенмана Камерная симфония показалась совершенно романтической музыкой. Эмоциональный тонус ее очевидно восходил к Шуману и Малеру: генезис интонационных матриц Шёнберга вдруг проступил очень ясно. Впервые в программе фестиваля нашлось место для «старинщиков»: «исторически информированное исполнительство» представлял на фестивале знаменитый коллектив, обремененный многочисленными международными премиями — «Берлинская Академия старинной музыки». «Академисты» сыграли в БЗФ опусы Баха, Генделя и Телемана: в частности, Пятый Бранденбургский концерт и Concerto grosso op. 6 №2. Это было торжество облигатных голосов: за партию первых скрипок отвечала одна скрипка, за партию вторых — другая, за группу виолончелей — одна виолончель. И, кстати, подобный «минимализм» — вполне в духе Баха, для которого плотность, количество и тембр инструментов имели второстепенное значение, а первостепенное — ясность голосоведения. Играли берлинцы, что и говорить, перфектно: мягкий звук, деликатная манера интонирования, четкая, но не агрессивная артикуляция. Исполнение их было лишено барочного чеканного драйва, азарта и спонтанности, что так характерны для итальянской барочной манеры. Главными ценностями в игре немцев были сдержанность, строгость и точность. Ничего лишнего, фразировка, артикуляция — всё выверено до микрона.

«Американский десант» на «Площадь искусств»

Концерт Джошуа Белла и Сэма Хейвуда, состоявшийся во второй день фестиваля, показался приятным и утешительным камерным интермеццо, внесшим разнообразие в жанровую палитру фестиваля, симфоническую по преимуществу. Белл, один из самых популярных американских скрипачей, уже выступал в Петербурге с оркестром ЗКР. Однако не произвел сногсшибательного впечатления: звук его инструмента в тот, первый раз оказался жидковат, лишен объема и красок. Да, голос скрипки Белла красив, изящен, грациозен: но в нем ощутимо недостает экспрессии и силы, которыми славна русская скрипичная школа. Джошуа Белл (Joshua Bell) Впрочем, в камерном концерте эти свойства скрипичного звука Белла оказались, скорее достоинствами, чем недостатками. К тому же, исполнение Белла было поддержано отличным концертмейстером, англичанином Сэмом Хейвудом: вместе они составили гармоничный дуэт, взаимодополняющую пару. Оба тяготеют к интеллигентной, рафинированной манере игры, оба обнаруживают идиосинкразию к форсированному звучанию. Рондо Шуберта прошло просто волшебно: истинное утешение для искушенного меломана, умеющего наслаждаться утонченными прелестями камерного исполнительства. Еще лучше сыграли Скрипичную сонату Рихарда Штрауса. А вот музыку Скрипичной сонаты Прокофьева я поначалу не узнала. Не по-прокофьевски она звучала: ни азарта, ни остроты звукоизвлечения, но хрупко, несколько худосочно. Вообще, качество скрипичного звука — это главная проблема Белла. Что касается выделки программы, то именно эта, камерная, была исполнена, практически, безукоризненно. Три фортепианные прелюдии Гершвина (в переложении для скрипки и фортепиано) сыграны негромко, сплошная томность и свингование; пламенные «Цыганские напевы» Сарасате — на «бис» к вящему удовольствию публики. Напоследок — Ноктюрн Шопена, в переложении для скрипки и фортепиано, повергший аудиторию в состояние неконтролируемого восторга: музыкантов долго не отпускали со сцены. Второй «американский десант» высадился на «Площадь искусств» спустя шесть дней: молодая пара — дирижер Джошуа Вайлерстайн и виолончелистка Алиса Вайлерстайн исполнили со Вторым филармоническим оркестром (АСО) Адажио для струнных Барбера, его же Виолончельный концерт, Lollapalooza Джона Адамса (первое исполнение в России) и «Четыре эпизода из балета «Родео» Аарона Копленда. «MUSICURCIS» («Музыкальный цирк») Третью программу, связанную впрямую с американской музыкой, подготовили московские музыканты: пианист Алексей Любимов и перкуссионист Марк Пекарский. Программа называлась «MUSICURCIS» («Музыкальный цирк») и была посвящена 100-летию Кейджа. На монографическом концерте Малый зал филармонии был не то, что полон — переполнен. Однако, происходившее в тот вечер на протяжении трех с половиной часов в зале и фойе МЗФ концертом можно назвать лишь с изрядной натяжкой. Музыка Кейджа взломала привычные рамки концерта, выплеснулась в фойе, звучала нон-стоп в антрактах, в разных углах анфилады залов. Это был типичный хэппенинг, плавно мутирующий то в сторону перформанса, то в сторону аудио и видеоинсталляций. «MUSICURCIS» («Музыкальный цирк») Экстремальный вокал Натальи Пшеничниковой, ее экстравагантный вид привлекали внимание, когда она размахивала черным знаменем, скандируя: «Лучшее правительство — никакого правительства!». Звук гамелана и тихое бряцание рояльных струн доносились из Красной гостиной. Затем под елкой расселись восемь участников, из числа волонтеров, со старыми транзисторными приемниками на коленях, и устроили симфонию радиошумов. С эстрады журчала вода, переливаемая из стакана в стакан, вжикали молнии на расстегиваемых куртках — впрочем, очень скоро одну из молний заело. Мягко светились слайды на стене — переплетенье черных голых ветвей на фоне серого неба. И вдруг, в самом конце возникал рисунок Поллока. И становилось ясно, что вот эти самые голые ветки и породили узнаваемый, поллоковский клубок линий. Целое отделение заняла сорокаминутная знаменитая «Лекция о Ничто» Кейджа, прочитанная композитором Владимиром Ранневым нарочито монотонным голосом — словом, развлечений москвичи припасли вагон и маленькую тележку. «MUSICURCIS» («Музыкальный цирк»)Это было ново; это было до жути увлекательно; это было любопытно. Проект, посвященный Кейджу, стал едва ли не самым ярким и запоминающимся событием XIII Международного зимнего фестиваля «Площадь искусств».

Откровение Юровского

Особняком в программе фестиваля стоял концерт ГАСО, впервые приехавшего в Петербург со своим новым главным дирижером, Владимиром Юровским. Выступление московского оркестра под занавес фестиваля стало для многих сильнейшим художественным переживанием, ценнейшим эмоциональным и интеллектуальным опытом. Дирижер, стоявший за пультом вверенного ему оркестра, внушал священный трепет: так глубоко и мудро он осмысливал партитуру Пятой симфонии Малера. Трагизм бытия, ощущаемый остро, личностно — в первой части; сквозь него пробивалась иная мысль — как драгоценен и хрупок каждый миг быстролетной жизни, как мимолетно счастье, как переполнен мир болью и страданием. Запредельная нежность в Адажио — в нем чувство, сначала тихое, поднимается, прибывает, как приливная волна: так внезапно затопляет душу чувство великой, пронзительной, невыразимой любви к ребенку. Владимир Юровский Юровский транслировал посредством малеровской партитуры какие-то фундаментальные вещи — то, что оправдывает существование человека на земле. И замысел его был настолько выпуклым, ясно читаемым, что становилось как-то не по себе: это было послание музыканта и человека, умеющего глубоко чувствовать, послание гуманистическое, по сути и по духу. В нем не было иронии, отстранения, но была концентрированность выражения и чувства: Юровскому явно есть, что сказать миру и человечеству. Оркестр ГАСО с Юровским обрел качественно иное — богатое, дифференцированное, и вместе с тем, могучее звучание: тембр оркестра совершенно преобразился. Это стало ясно уже в первой исполненной пьесе — «Эсхатофонии» Валентина Сильвестрова. В ней оркестр раскрылся как высококлассный, чуткий, чувствующий мельчайшие интенции дирижера коллектив. Сам же Юровский явно находил изысканное удовольствие в космической игре тембров и тонов, в переменчивости пустоты и наполненности, в разреженностях и сгущениях звучания, многочисленных и разнообразных типах тремоло, вибраций, трепетаний и пульсаций, составивших невесомую ткань Третьей симфонии. Автор, задавшийся целью отразить в оркестре некую «музыку сфер» в момент гибели вселенной, написал музыку, абсолютно лишенную «животного тепла». Она принципиально аэмоциональна — но жизнь звучащего вещества протекает в ней с невероятной интенсивностью. Переклички между «краями» и серединой оркестра — струнных и ударных; фирменный прием раздувания и опадания одного тона применяют многие авторы — тот же Сальваторе Шаррино, например, очень любит к нему прибегать. Однако, как выясняется, Сильвестров активно эксплуатировал его еще в 1966 году. Смысловой единицей, строительным материалом для Сильвестрова (впрочем, не у него одного) в ХХ веке становится фонема, тон, специфически, тембрально окрашенный, с определенной длительностью, которому придана функция мотива — то есть тон становится синтаксическим элементом, в котором тембр и характер звукоизвлечения первичны по отношению к звуковысотности. Владимир Юровский Сыграна «Эсхатофония» была блестяще, просто виртуозно — как в отношении ритмической координации между группами оркестра, так и внутри каждой из групп. Несмотря на протяженность, симфония пролетела на одном дыхании. Совместное «звуковое строительство» оркестра и дирижера, здесь и сейчас, оказалось необычайно увлекательным: скучно не было не минуты. Гибкий, сензитивный оркестр, и дирижер, не боящийся новой музыки, или упреков в «зауми». Руководитель оркестра, не идущий на поводу вкусов музыкальной «черни», но проводящий осмысленную целенаправленную художественную политику — редкостное явление для наших широт. Несомненно, Юровский — явление уникальное; дирижер новой формации, интеллектуал, незаурядная личность. Страстность и темперамент его дирижерской манеры поставлены на службу умному, продуманному высказыванию, апеллирующему не к «животу», но к «голове» слушающего. Словом, в этом году хороших, интересных концертов, солистов и высококлассных оркестров и ансамблей на «Площади искусств» было много. Фестиваль удался; он изменился в лучшую сторону так разительно, что впору задуматься — что случилось в недрах Петербургской филармонии? Из двенадцати концертов лично мне оказались интересны восемь. Тогда как в прежние годы, случалось, ни один концерт мне не хотелось посетить.

Автор фото — Владимир Постнов; Информационная поддержка - belcanto.ru

 

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5286 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5120 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:4917 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:4884 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4852 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4789 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4683 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4566 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4552 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4452 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер