Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Культурные новости >> Классическая музыка >> Великий и коварный гений Паганини
Великий и коварный гений Паганини
30.12.2012 11:37

Граф МуржаАвтор - Валентин Предлогов.
Сменяют друг друга века, уходят в прошлое грандиозные эпохи, музыкальная общественность встречает самые невероятные юбилеи: уже отметили всем миром 200-летия крупнейших композиторов-романтиков — Шопена, Шумана, Листа, близится 200-летие Вагнера... Казалось бы в этих юбилеях нет ничего особенного: ведь давно уже никого не удивляют юбилеи Монтеверди или Фрескобальди, Баха или Генделя... Но имена этих мастеров ассоциируются в нашем воображении с фундаментальной «классикой», со «стариной», тогда как романтики XIX века до недавнего времени — почти до конца ХХ столетия — считались олицетворением бессмертия лучших душевных и физических человеческих проявлений: они ассоциировались с молодостью и энергией, с отвагой и философичностью, с красотой мира и поэтичностью, с непосредственностью и свежестью чувств... И вдруг — 200 лет! Позапрошлый век, XIX-й... А как же Паганини, родившийся в 1782 году, то есть 230 лет назад ещё в XVIII веке? Неужели его искусство отошло в прошлое и утратило обаяние молодости и силы, неужели его удивительный композиторский дар и необычайные виртуозные доблести примелькались и померкли на фоне позднейших достижений? На мой взгляд, гений Паганини не только не померк, а даже наоборот — он как нельзя более актуален и сегодня, если иметь в виду как его композиторскую стилистику, так и его революционное переосмысление сущности скрипичной игры. Великим маэстро были поставлены столь сложные технические задачи, что они и по сей день находятся вне возможностей большинства скрипачей, ибо Паганини уже два века назад вышел на физиологический предел доступного человеческому уму и рукам и уже тогда ходил «по лезвию бритвы», балансируя на грани возможного. Как метко было сказано когда-то, произведения для скрипки соло великого Баха — это «Ветхий завет» для каждого скрипача, а 24 Каприса для скрипки соло великого Паганини — это «Новый завет» для любого мастера скрипичной игры. И трудно не согласиться с этим заявлением. Нотный текст 24 Каприсов Паганини в полной мере отразил композиторский талант и сверхъестественное мастерство гения скрипичной игры. Итак, 20 октября 2012 года в Камерном зале ММДМ в рамках фестиваля «Арт-ноябрь» с 24 Каприсами Паганини выступил известный отечественный скрипач Граф Муржа, которого я неоднократно слышал в другом репертуаре, в том числе помню его замечательное исполнение музыки Н. Г. Капустина. Нет ничего удивительного в том, что исполнение самого известного опуса Паганини всякий раз становится праздником для любителей музыки: Камерный зал ММДМ был целиком заполнен. Как объявили перед началом выступления, скрипка, на которой Муржа исполнял Каприсы Паганини, была создана в 1681 году итальянским мастером из Вероны Бартоломео Обичи, а смычки — работы русских мастеров Николая Киттеля и Владимира Мухина. Сразу хочу сказать, что впечатления от этого концерта у меня остались крайне противоречивые, ибо различные номера сложнейшего паганиниевского опуса предстали перед нами словно бы в разной степени исполнительской готовности — от вполне приличных до весьма сырых и даже эскизных вариантов. Особенно сильно пострадали в этом смысле номера первого отделения концерта, в котором были представлены Каприсы с 1-го по 12-й (причём, 5-й номер был перенесён в конец отделения). Первый же номер произвёл впечатление столь очевидной неряшливости, что скрипачи, присутствовавшие в зале, начали недоумённо переглядываться и даже в голос комментировать услышанное. Конечно, сказалось и волнение исполнителя, и грандиозность задачи, и объём ответственности, которую скрипач взвалил на себя, но всё же начало было, прямо скажем, удручающим: непопадание в ноты, недоигранные звуки, скрежет... да и сам бешеный темп очень ли соответствовал авторской ремарке? Мне кажется вполне очевидным, что некоторая сдержанность пошла бы лишь на пользу и была бы в художественном отношении вполне оправданной в начале громадного опуса, тем более, что и в дальнейшем было где повиртуозничать, уже, однако, придя в себя и не волнуясь столь сильно. Недаром же по окончании всего цикла, когда отзвучал 24-й каприс и скрипач вышел на поклоны, ему из зала громко кричали, чтобы он повторил 1-й номер и 2-й тоже (я скажу об этом в конце статьи). А № 1 и впрямь был ужасен. В № 2 наступило некоторое просветление: видимо, скрипач немного успокоился, пусть и не окончательно, да и сам номер был более спокойным, хотя тоже не прошёл без потерь (Муржа сыграл его на бис совершенно по-другому). В № 4 меня удивили некоторые текстуальные решения, которые столь сильно бросались в глаза и уши, что сразу возник вопрос о редакции Каприсов, которым пользовался скрипач при разучивании. Чтобы пояснить мою мысль, кратко скажу о сложной судьбе нотного текста 24 Каприсов: дело в том, что текст автографа Паганини был опубликован лишь — вы не поверите! — в 1974 году, а до того момента скрипачи всего мира пользовались нотными редакциями, которые по изучении автографа могут быть названы, как минимум, сомнительными. В них не только не были учтены авторские варианты штрихов, регистров, аппликатур, но и приведены неверные расшифровки авторской нотации, даны не принадлежащие автору музыкальные решения. Так, в № 4 Муржа сыграл один из терцовых пассажей в том варианте, который считается авторской опиской, но в этом случае скрипач мог хотя бы чисто теоретически сослаться на автограф; однако тот же автограф содержит оригинальное авторское артикуляционное решение другого фрагмента, в большинстве редакций опрометчиво стандартизованное: имею в виду цепочку аккордов и одиночных нот ближе к концу 4-го Каприса как раз за несколько тактов до вышеупомянутого терцового пассажа. Почему же это решение не было почерпнуто из автографа? В общем, текстологические проблемы были налицо. № 5 и вовсе был перенесён в конец отделения и сыгран последним — причина, полагаю, в том, что скрипач не был психологически готов добротно сыграть его, поэтому то ли предусмотрел подобный перенос заранее, то ли из соображений безопасности предпринял его экспромтом: в продолжение всего вечера ноты стояли на пюпитре перед исполнителем, он их перелистывал между номерами. В № 6 была допущена очередная текстологическая ошибка: в согласии с принятой им к работе нотной редакцией скрипач сыграл неверную расшифровку авторского текста, в которой при повторении главной темы в конце произведения была нарушена авторская логика голосоведения (т. 42, который полезно сравнить с т. 4). Справедливости ради отмечу, что не он один допускает эту ошибку — реализует в звучании голоса, которые следовало бы обозначить не кантиленой, а посредством тремоло, а кантилену приберечь для авторской мелодической линии. К сожалению, в короткой заметке нет возможности упомянуть всё, за что зацепился слух, а только самое заметное, но не могу не сказать, что завершивший первое отделение 5-й каприс тоже был начат отнюдь не «за здравие»: первым делом прозвучал откровенно мажорный аккорд, хотя известно, что вещь начинается в миноре. Кроме того, высшие точки аккордовых взлётов — фиксированные ноты — скрипач слишком откровенно — и в противоречии с авторским обозначением — залиговал с нисходящими гаммами, тем самым лишив эти пассажи изначальной стремительности, тогда как здесь нельзя мямлить: эти гаммы нужно начинать без лишнего нажима, но решительной атакой и сразу в темпе, иначе теряется логика обозначаемых взлетающими и низвергающимися пассажами эффектных виртуозных росчерков. После такого первого отделения я крепко призадумался: о чём же я напишу в планируемой статье? Не лучше ли вовсе уйти с концерта, чтобы вообще никак не реагировать? И всё же я остался, чтобы дослушать, чем всё закончится. И о чудо! Второе отделение не в пример первому оказалось гораздо более приличным: Муржа интонировал намного точнее, в пассажах чаще попадал на нужные звуки, двойные ноты сделались более удобоваримыми и не вызывали ощущения откровенной фальши. И хотя чередование далёких регистров и виртуозные скачки по-прежнему не были украшением игры, музыка стала напоминать нечто такое, чего, вероятно, желал Паганини. Во втором отделении также была замечена мною глубоко внедрившаяся в скрипичный обиход редакторская отсебятина (лишние ноты в форшлагах, неверные расшифровки автографа, сомнительные способы практической реализации нотной записи и т.п.), но на сей раз я не буду утомлять перечислением: предлагаю обратиться к соответствующим исследованиям и рассмотреть проблемы текстологии самостоятельно. Тем более, что в обязанности обозревателя не входят подобные занятия: я считаю, что этим должны озаботиться сами скрипачи, если они, конечно, дорожат своей репутацией и интересуются подлинными композиторскими намерениями, ибо в концертном зале должен быть озвучен выверенный текст. К выбору редакции необходимо подходить очень ответственно: нужно принимать к работе те из них, которые максимально основаны на автографе, а также содержат разумные соображения по поводу авторских вариантов и авторских описок, которые, к сожалению, тоже имеют место. Пора, пора ставить всё это на прочную основу. Как я сказал выше, в целом второе отделение слушалось намного более прилично, чем первое! Многие вещи были выполнены на достаточно высоком техническом уровне, хотя самый последний Каприс, 24-й, который давно уже сделался мировым хитом и едва ли не символом творчества Паганини в глазах самой широкой общественности, по-видимому, опять вызвал у исполнителя приступ страха и прозвучал намного неряшливее, чем ожидалось по результатам второго отделения: было хорошо заметно, что скрипач играет не только хуже, чем хочет, но и хуже, чем может (цитирую знаменитое высказывание об игре Г. Г. Нейгауза). Но всему приходит конец: отзвучал 24-й Каприс, концерт закончился, и одновременно с аплодисментами из публики посыпались «заказы» бисировать тот или иной Каприс: «Второй! Двадцать четвёртый! Первый!» — кричали на весь зал слушатели («Первый!» — громче всех кричали скрипачи). Муржа сказал: «Первое слово дороже второго», — и сыграл на бис Каприс № 2. Это было любопытно в плане сравнения и выяснения того, как эта вещь могла бы прозвучать в отсутствие стресса в начале выступления, хотя трудно сказать, что «хуже»: стресс в начале или усталость в конце! Как мне показалось, бисовый номер выглядел гораздо более презентабельно, чем он же, сыгранный в составе цикла. Кое-что хотелось бы сказать в заключение. Во-первых, рецензируемый концерт актуализирует вопрос достоверности нотного текста: ну сколько же можно играть такую известную вещь по сомнительным редакциям? Не пора ли, наконец, в этом деле разобраться? Во-вторых, исполнители должны соизмерять свои возможности с объёмом и сложностью задачи, за которую они берутся: как мне показалось, объективные трудности опуса Паганини существенно превосходили технические ресурсы скрипача. Да, Муржа, вероятно, совершил личный подвиг, выучив и сыграв эту легендарную вещь, но не правильнее ли было бы обратить внимание на другие репертуарные ниши, оставив подобные «сверхзадачи» для более оснащённых в техническом плане виртуозов, а также для личных домашних упражнений и для студийных записей, когда можно добиться желаемого, делая множество дублей, а главное, монтируя, чтобы не играть всё подряд? Как я ещё раз убедился, 24 Каприса Паганини по сей день остаются сложнейшей профессиональной вершиной для любого скрипача. В самом начале статьи я утверждал, что уже 200 лет назад Паганини вышел на физический и интеллектуальный предел в плане возможных виртуозных достижений, когда способности мозга просчитывать сиюминутную музыкальную ситуацию и способности рук выполнять приказы мозга вряд ли могут быть развиты ещё сильнее. Со дня рождения Паганини миновало 230 лет, с тех пор сменилось несколько исторических эпох, облик цивилизации преобразился до неузнаваемости, появились неведомые ранее мировоззрения, нас окружил абсолютно новый быт, а индивидуальные возможности человека остались прежними. И можно лишь удивляться тому, как Паганини, автодидакт, не имея перед собой соответствующих примеров, на которых он мог бы учиться, чтобы хотя бы знать, что подобная скрипичная виртуозность в принципе возможна, сумел подняться до таких вершин и как далеко в будущее может заглянуть гений, распознавший в себе экстраординарные способности и раскрывший их на практике, сделав примером и путеводной звездой для всех остальных.

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5286 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5120 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:4915 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:4884 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4850 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4788 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4682 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4565 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4552 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4451 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер