Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Культурные новости >> Классическая музыка >> Как авангард превратился в арьергард
Как авангард превратился в арьергард
18.12.2012 18:35

Джон КейджАвтор - Валентин Предлогов.
15 сентября среди прочих концертов, посвящённых 100-летию Джона Кейджа, в Рахманиновском зале Московской консерватории состоялся ещё один концерт, основную часть программы которого составили произведения Кейджа. Я пишу «основную часть», потому что сочинения Кейджа были разбавлены произведениями других авторов. Как сказал в предисловии к концерту известный пианист, «клавирист» и, по совместительству, главный кейджианец нашей страны Алексей Любимов, целью действа, прошедшего 15 сентября в Рахманиновском зале, было воссоздание атмосферы американского андеграунда 50-60-х гг. ХХ века. Уж не знаю, насколько участникам удалось именно это, но забавлялись они от души и при этом веселились, как дети. Правда, с музыкой как таковой всё это имело весьма мало общего, но, собственно, цели такой и не было. А. Любимов сказал, что поворотной точкой в творчестве Кейджа был 1952 год, когда первый раз было исполнено знаменитое «молчащее» 4’33’’, был проведён первый хэппенинг, а самое главное, что в этом же году Кейдж впервые отказался от управления результатом своих композиторских манипуляций и перешёл к управлению процессами с непредсказуемым результатом. Именно эта идеология получила отражение в данном концерте, где были представлены произведения Кейджа и его коллег.? Любимов подчеркнул, что в концерте будут использованы различные специфические объекты и нестандартные инструменты, позволяющие реализовать элемент случайности и необычности. Чтобы не утомлять читателя пересказом «содержания» всех «опусов», я расскажу лишь о некоторых, ибо происходящее выглядело примерно так: объявлялось некое произведение, а затем неожиданно для публики из коробочки в зал выпускалась большая красивая бабочка — живая! Было объявлено, что это произведение можно считать законченным тогда, когда бабочка покинет пределы помещения. На деле в РЗК с бабочкой обошлись очень просто: поскольку насекомое выпускать на улицу было жаль, в зале погасили свет, в результате чего в темноте бабочка моментально остановилась на стене концертного зала, откуда её благополучно сняли и убрали обратно в коробочку.? Или, допустим, объявлялось, что «произведение будет исполнено в темноте», затем гасили свет, через несколько секунд опять его зажигали и объявляли, что «произведение исполнено»! Судя по всему, исполнители считали это «остроумным», но я почему-то вспоминал о том, что много раз повторённый анекдот уже не смешон. «Состав инструментов» некоторых творений тоже говорил сам за себя: например, «Музыка воды» предназначена для солиста (фортепиано), радио, свистков, сосудов с водой и колоды карт. Этот «опус», расписанный автором по минутам и секундам, был вдохновенно исполнен самим Любимовым и представлял собой примерно следующее. Сначала включается радиоприёмник и настраивается на какую-нибудь радиостанцию, звучит радиопередача (какая угодно); затем на фортепиано звучит аккорд, после чего верещит какой-нибудь противный свисток. Затем опять фортепианный аккорд, затем другой свисток, после чего идёт царапанье по струнам рояля, далее в открытый рояль раскидывается карточная колода с характерным призвуком падающих на струны карт (на педали). Затем радиоприёмник перестраивается на другую радиостанцию, а в определённый момент из одной ёмкости в другую переливается вода. Ну и так далее, думаю, «смысл» происходящего мною очерчен достаточно определённо.? И вот всей этой ерундой, пристально глядя в «партитуру», Алексей Любимов как раз и занимался. Честно говоря, у меня возникло чувство неловкости и какой-то даже жалости к исполнителю, который и своими манипуляциями, и даже внешне напоминал персонажа бессмертного спектакля «Необыкновенный концерт» кукольного театра Сергей Образцова. Я уже говорил в своей первой статье о стойкой ассоциации кейджианских действ с этим спектаклем, но кто бы мог подумать, что когда-то едко высмеянное сделается предметом серьёзного рассмотрения и даже культа. В то, что я сейчас скажу, трудно поверить, но сегодняшние авангардистские авторы вполне серьёзно предлагают превратить образцовскую пародию во вполне реальное «художественное» произведение, то есть парадокс состоит в том, что уничтожается граница между осмысленным и бессмысленным, художественным и антихудожественным, самим действом и пародией на него!? Впечатление полной невменяемости произвело выступление «певицы» с произведением «Песенники», когда она то рычала, то выла, то пищала в колоратурном регистре, хотя в целом это было не более одиозно, чем все остальные «импровизации». В сравнении с большинством окружающих произведений «Музыка для колокольчиков», исполненная Любимовым, однако, на челесте, выглядела просто образцом гармонии и изящества. Любопытна пьеска Кейджа для игрушечного фортепиано, сочинённая и в самом деле исполненная тем же Любимовым на игрушечном инструменте, которая должна была иллюстрировать ту немудрёную мысль, что нужно уметь сочинять для чего угодно и играть на чём угодно, потому что всё на свете является музыкой.? Были там действа по «кормлению рояля», когда в клавиатуру его запихивалось нечто вроде сена, а под крышку наливалась вода, причём, сие сопровождалось «философским» комментарием в том духе, что, дескать, рояль тоже должен быть накормлен. Впечатления были самые разнообразные, а публика в антракте разбегалась со страшной скоростью, хотя были там и танцы, и возжигание самого настоящего «ритуального огня» с песнопениями с участием нескольких певиц, расставленных по всему залу, и тому подобное. Можно было бы комментировать и дальнейшее, но... Вряд ли это что-то добавит к тому, что уже было сказано. Как бы это всё резюмировать, какую под это подвести «философическую базу»? Приведу сначала цитаты из работы Л. Гаккеля, посвящённой пианистическому Ленинграду 70-х и опубликованную в самом начале 80-х, в которой автор говорит и о концертах А. Любимова и его ансамбля: «Зал вначале заинтересован новизной происходящего, необычным освещением, свободными костюмами исполнителей (так было на всех ленинградских концертах ансамбля). Затем — ненадолго — публика увлекается, втягивается в поле притяжения всевозможных остинато с их способностью гипнотизировать. Далее — пресыщение, усталость, и последнее, с чем и расходятся, — раздражение» («Музыкальное исполнительство», вып.11, М.,«Музыка», 1983). Пожалуй, то же самое было и 15 сентября 2012 года в РЗК за исключением одного — никакой «новизны» в происходящем не было, и её давно уже нет. Как, впрочем, нет как такового и «раздражения» — это слишком сильная эмоция; я бы сегодня говорил о равнодушной усталости.? Но это ещё не всё, в той же статье Гаккель затрагивает и другой аспект проблемы, ничуть с тех пор не устаревший, а наоборот — как никогда ранее актуальный. Гаккель пишет: «Место концертов любимовского ансамбля — Ленинград, зал Академической капеллы на Мойке. Без всякого демагогического умысла спросим: имеет ли это значение для ансамбля, разыгрывающего хэппенинг Кейджа (кукурузные хлопья, мороженое на эстраде, фальшивое звучание фортепианного концерта Чайковского и т.д.), 25 минут отдающего скрипичной пьесе Мартынова „Листок из альбома Серебровского“ (её содержание — повторяющаяся гармоническая фигурация) или мартыновской же „Асане“ для контрабаса, каковой здесь — лишь источник физических звучаний?». На рубеже 70-80-х Гаккель даже представить себе не мог, к чему всё это может прийти со временем, лет этак через 30-35! И как к тому же самому, что демонстрировал Любимов тогда, относиться сегодня? С юмором? А что в этом смешного?.. Серьёзно? А какая в этом «проблема»?? В продолжение концертов 5 и 15 сентября меня не покидало почти физическое ощущение полного тупика, в который зашло кейджианство, а с ним и весь так называемый «авангард». Судя по всему, к идеологии и эстетике полувековой давности необходимо относиться соответствующим образом, то есть как к тупику, а не как к каким-то открытиям, долженствовавшим привести искусство к новым рубежам, раскрепостить его, обогатить новыми идеями и выразительными средствами. Недаром же возникло такое парадоксальное словосочетание как «классика авангарда»! Мысль о какой-то собственной «классике» могла появиться лишь в том случае, когда некое направление так и не вписалось в классику настоящую, в ту, которая представляет собой реальную художественную ценность и которая так или иначе развивала и обогащала музыкальное искусство. Скажем прямо: кейджианство — но не только оно одно, конечно, а вся совокупность подобных направлений середины и конца ХХ века — самым радикальным образом вывело звуковое искусство за рамки музыки. Сама эта ситуация заставляет вновь и вновь задуматься о том, что такое «музыка», но дело в том, что на протяжении последних веков вменяемое определение «музыки» так и не было предложено, хотя попыток было сделано неисчислимое количество. Как ни странно, но аналитически «музыку» так и не удалось определить, а любые определения прошлого так или иначе отсылали с интуитивному пониманию этого термина. Строгого определения не существует до сих пор. Дело дошло до того, что с лёгкой руки Кейджа и его радикал-современников музыкой стали считать и называть всё, что звучит вокруг! А на самом деле музыка — это далеко не всё, что звучит вокруг; это гораздо более узкая область, нежели область любых звуков и любых звукосочетаний. Что ж, концерты, подобные тем, которые прошли 5 и 15 сентября и на которых сподобился побывать ваш покорный слуга, были местами развлекательны и в каком-то отношении даже полезны, в частности, в плане размышлений о современном состоянии музыкального искусства и осознания его проблем. Как сказано в эпиграфе из Ренье, выбранном Равелем к его «Благородным и сентиментальным вальсам», «...сладостное и вечно новое удовольствие в бесполезном занятии». Трудно подобрать лучший эпиграф к концертам, посвящённым 100-летию Кейджа.
 

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5487 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5322 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:5125 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:5067 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:5017 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4966 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4861 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4794 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4779 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4602 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер