Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Культурные новости >> Классическая музыка >> Денис Мацуев: «Культуру в нашей стране разрушить невозможно»
Денис Мацуев: «Культуру в нашей стране разрушить невозможно»
07.06.2013 09:57

Автор - Ольга Юсова.денис Мацуев

Народный артист России Денис Мацуев в интервью Belcanto.ru рассказывает про предстоящий 15-й конкурс Чайковского, первый детский конкурс пианистов в Астане, рояль Рахманинова из Сенара, строительство концертных залов в России, про виртуозность и тишину в исполнительстве, про джазовые импровизации в классических концертах. На закрытии филармонического сезона в Нижнем Новгороде он исполнил Второй концерт Рахманинова и «Рапсодию в стиле блюз» Гершвина с Нижегородским академическим оркестром под управлением Народного артиста России Александра Скульского.

— После 14-го конкурса Чайковского вы сказали, что у нынешнего поколения пианистов потеряно мужское начало и что женщины играют мощнее мужчин. Вы уверены, что это — тенденция, вынося такой приговор?

— Я это действительно сказал два года назад, но только что закончился мой детский конкурс в Астане, в Казахстане, и я пришел к другому мнению: за нынешними 20–25-летними пианистами идет поколение музыкантов, у которых мужское начало очень ярко выражено, и я успокоился.

— Говоря так, вы имели в виду только наших пианистов? Может быть, в мире наблюдается что–то другое?

— Нет, наши–то, как ни крути, в любом случае самые лучшие. Но что это общая тенденция — факт.

— Про какие еще особенности современного пианизма можно говорить как о сложившейся тенденции?

— В первую очередь, это отсутствие большой индивидуальности. Причем эта тенденция прочно связана с проблемой «вундеркиндов», скажем так. Вот сейчас на мой конкурс в Астане приехали просто гениальные дети — 10-летние, 13-летние, 15-летние из 20 стран мира, таких, как Америка, Япония, Китай, Англия, Италия. Это бомба! Но тут сразу включается сигнал об опасности. Дело в том, что когда талант засверкал в таком раннем возрасте, главное, чтобы он не останавливался, а продолжал развиваться дальше. Тут вся ответственность возложена на педагогов и родителей, они должны активно включиться в этот процесс.

— Процесс ковки личности из таланта?

— Да, личности. И, самое главное, чтобы этот талант развивался постепенно, не форсируя вершины творчества. Сколько мы знаем детей, которые в 10-летнем возрасте играют ну просто уникально. А в переломный момент, в 15–17 лет, всё уникальное куда-то напрочь исчезает.

— Думаете, это можно проконтролировать?

— Можно и нужно проконтролировать. Иначе, если кульминация творчества человека выпадет на детский возраст, дальше все пойдет на спад. Такое тоже бывает. Но, конечно, есть и другие — блестящие — примеры: Женя Кисин, который и в 12 лет играл гениально, и вырос в большого мастера нашего времени. Его случай подтверждает ту истину, что рядом были и мудрая наставница, и понимающие родители, которые точно знали, что ему было нужно, когда он был ребенком. Знаете, сегодня проблема еще и в том, что существует огромное количество конкурсов. Каждый день на Земле происходит какой-нибудь конкурс. Даже есть такая группа музыкантов, которая непрерывно перемещается с конкурса на конкурс. И везде занимает призовые места и получает лауреатские звания. Я ничего не хочу сказать плохого — они прекрасные музыканты. Просто когда человек постоянно участвует в конкурсах, он становится рабом схемы, запрограммированной именно на победу, и автоматически следует этой схеме. У него всё отработано — как на каком туре играть. Первый тур — это Бах, полифония, соната. Второй тур нужно сыграть непременно ярче первого, показать свою индивидуальность. А финал — уже с блеском, для чего нужно сэкономить силы в первых двух турах. И вот у этой группы такой своеобразный тренинг, они эти конкурсы посещают, как спортсмены — различные чемпионаты.

— Но ведь жизнь артиста, не участвующего в конкурсах, это тоже отчасти и тренинг, и завоевание публики, и в каком-то смысле состязание с коллегами.

— Конечно! Тем не менее, обычные концертные выступления на сцене требуют совершенно других параметров мастерства, нежели те, которые необходимы для конкурсов. С другой стороны, я прекрасно понимаю, что перемещение с конкурса на конкурс происходит не от хорошей жизни, а оттого, что нет ангажементов. Ведь все эти бесконечные конкурсы предлагают победителям максимум два-три концерта, не более.

— Про последний конкурс Чайковского этого уже не скажешь. Его победители, наверное, до сих пор из мировых турне домой не возвращались.

— Да, Гергиев сделал так, что победителям гарантирована мировая карьера. Настоящая, а не в течение одного месяца после победы. Но это один такой конкурс. Так что существует задача — заставить обойму молодых музыкантов путешествовать не по конкурсам, а по концертам, вернуть их на сцену, чтобы они играли как настоящие артисты, а не как конкурсанты. Безусловно, в этой обойме есть, слава Богу, искорки, которые обязательно займут свое место на международной сцене. Но, к сожалению, пока решением этой задачи никто не занимается.

— Какими способами, по-вашему, можно чуть-чуть притормозить стремительное развитие таланта и сделать так, чтобы кульминация его творчества пришлась на сознательный возраст?

— Самое главное тут — выбор педагога. Только хорошему педагогу под силу правильно распределить этапы взросления талантливого ученика. В принципе, наша школа по-прежнему остается лучшей в мире. Сейчас у молодых музыкантов появилась возможность ездить по миру и общаться с разными педагогами, знакомиться с другими традициями. И я вижу в этом много пользы для молодых. В советское время такого не было, для музыканта все обучение было сосредоточено в одном месте. Но, несмотря на это, наша школа была лучшей в мире. И она остается такой и по сей день. Посмотрите на любой конкурс — везде побеждают наши. Даже если вдруг призовые места занимают японцы или китайцы, оказывается, что педагоги-то у них все равно русские.

— Вот, кстати, про «миллионы китайских пианистов», которыми вы всех напугали. Цифра, которую вы называете, все время увеличивается — с 70 уже выросла до 100 миллионов.

— Да, близко к этому.

— И что — реально угрожают?

— Конечно.

— Но на последнем конкурсе Чайковского был только один китайский пианист. Если объективно, то каков реальный уровень этих миллионов?

— Высокий, очень высокий. Культура и спорт — две национальные идеи китайского правительства. У нас, для сравнения, только спорт. А там вкладываются миллионы долларов в год, чтобы открывать новые музыкальные школы, чтобы платить огромные зарплаты педагогам, как китайским, так и зарубежным — главным образом, конечно, нашим, которые приезжают туда с 5 тысяч рублей на 2 тысячи долларов. Кроме этого, они вкладывают средства в раскрутку будущих звезд. Я точно знаю, что в год они дают десятки миллионов долларов международным агентствам, для того чтобы из талантливых молодых китайских пианистов делали мировых звезд.

— Хотите сказать, что Европа не препятствует натиску миллионов китайцев? Или все-таки поток музыкантов из Азии чуть-чуть сдерживают?

— Да ведь в Европе и не было никогда такого уж потока собственных уникальных музыкантов. Все равно это всегда были в основном русские и азиаты. Конечно, в каждой европейской стране появляются самородки, но если говорить именно о потоке, то так дело поставлено сегодня только в Китае. Такие пианисты, как Ланг Ланг, Юджа Ванг, Юнди Ли, в Китае популярны не меньше попзвезд. Сейчас там на подходе еще три суперзвезды, в которых ежегодно вкладывают огромные суммы.

— А вы как член президентского Совета по культуре именно в таком аспекте эту проблему озвучивали на высоком уровне?

— Говорил, конечно, говорил. Но президент считает, что нам не нужно столько пианистов.

— Так ведь у нас и людей-то столько нет.

— Да, людей нет. Я с ним согласен. И потом, сейчас в первую очередь нужно позаботиться о педагогах. А что касается пианистов, так они всегда у нас будут, потому что в каждом городе мы проводим отборы и конкурсы фонда «Новые имена», и все время появляются новые яркие таланты среди детей.

— И что же педагоги — получат, наконец, больше денег?

— Что я могу сказать? Я на это надеюсь, я ведь не чиновник, не политик, я могу только говорить об этой проблеме везде, где только можно. На мой взгляд, выходом тут может стать принятый недавно закон о меценатстве, когда обеспеченным людям государство пойдет навстречу в вопросах налогообложения в обмен на помощь культуре и искусству, как это происходит во всем мире. Я думаю, что тогда они смогут оказывать поддержку не только исполнителям и творческим коллективам, но и педагогам.

— Уже половина срока осталась до следующего конкурса Чайковского. Собираетесь ли вы принять участие в работе жюри, оргкомитета.

— Сидеть в жюри на конкурсе я зарёкся. Но, конечно, я не оставлю моего старшего друга одного в работе над таким сложным проектом. Руку, конечно, приложу — это правда.

— Конкурс будет проведен на таком же высоком уровне, как 14-й?

— Он будет проведен на гораздо более высоком уровне. Хотя и 14-й конкурс уже можно было назвать прорывом, если иметь в виду довольно длительное плачевное состояние этого конкурса в последние годы. То, что сделал для обновления конкурса, для возвращения его славного реноме Валерий Гергиев, открывает новый этап в истории этого уникального творческого соревнования, всегда известного как один из основных брендов нашей страны. На предстоящем конкурсе мы ожидаем беспрецедентное количество заявок. А вот следующий за ним, 16-й, конкурс будет проведен просто на недосягаемом уровне — и по мастерству, и по международному резонансу, и по перспективам для победителей. Уже и 14-й конкурс вызвал огромный резонанс. А после 15-го и 16-го победители на три года станут самыми востребованными музыкантами мира!

— Правило, согласно которому в жюри не могут сидеть педагоги, подготовившие участников конкурса, сохранится?

— Конечно. Я могу в качестве гарантии дать свое имя, что и на 14-м конкурсе Чайковского, и вот сейчас в Астане судейство было независимым, бескорыстным, от чистого сердца. Это совершенно точно. Понятно, что на любом конкурсе по-настоящему довольным остается только победитель. Так бывает всегда. С другой стороны, конечно, судейство не может обойтись без субъективности. Ведь у каждого члена жюри свои предпочтения, свои мысли, свое настроение в тот или иной день. И потом, это же не спорт, невозможно в музыке поставить абсолютно объективную оценку. Представьте, выходят тридцать или больше практически одинаковых по уровню мастерства и таланта молодых исполнителей, и как там все повернется, заранее никто не может сказать.

— Кого из нынешних гениальных детей вы патронируете как будущих участников конкурса Чайковского?

— В ЦМШ у Пясецкого есть три ученика, которых я называю «три мушкетера», — это Даниил Харитонов, Дмитрий Майборода и Володя Петров из Челябинска, который за год добился потрясающих успехов. А Майборода — это уже сложившийся пианист, имеет международную карьеру, играет во всем мире. В этом ему помогает наш фонд имени С. В. Рахманинова. И тут большой вопрос: а нужен ли конкурс тем юным артистам, которые уже и так везде востребованы? Необходим индивидуальный подход к каждому из них. И следует хорошо подумать, сможет ли молодой тонкий, ранимый музыкант справиться с невероятной нагрузкой и соревновательными особенностями конкурса и выдать свою лучшую игру? Но что в Астане я увидел претендентов на лауреатство будущего конкурса — это сто процентов! Назову три имени, запомните их — это Варвара Кутузова, Александр Малофеев и Александр Кутузов (однофамилец Варвары). Так что там были такие творческие силы, что даже страшно становится.

— В этом году вы фактически главная фигура на праздновании 140-летия Рахманинова.

— Ну почему же, безусловно, не только я один.

— Вы так часто играете Второй концерт…

— Третий я играю, кстати, чаще. Второй я сыграл около 200 раз, а третий около 400 раз. Мало того, я еще ни в одном городе не повторил свою программу.

— У нас вы Второй уже играли.

— В Нижнем? Здесь я играл его со Спиваковым и РНО в 2003 году, когда мы выбили вот этот рояль. А с оркестром Нижегородской филармонии я его еще не исполнял.

— Я хотела спросить, когда счет исполнений уже идет на сотни, не приедается ли музыка сочинения, не притупляются ли у музыканта эмоции и как их освежить?

— Хороший вопрос. Если бы я знал на него универсальный ответ, я бы вам, конечно же, сказал. Вот сейчас я нахожусь под сильным впечатлением от события, которое произошло неделю назад на закрытии Люцернского фестиваля, где я выступал с Люцернским симфоническим оркестром. Когда я вышел на сцену, там стоял вот этот рояль. Это рояль, на котором играл сам Сергей Васильевич Рахманинов в Сенаре. (Денис показывает мне видеозапись на айфоне, на которой он играет на легендарном инструменте.) В Сенаре я записывал неизвестные произведения Рахманинова на этом рояле, а в 90-е годы на нем записывался Плетнев. Но на сцене инструмент оказался впервые. Супруга Александра Борисовича Рахманинова, внука композитора, к сожалению, умершего в ноябре прошлого года, сделала такой подарок, и я до сих пор не могу от этого события отойти. Оно дорогого стоит.

— Я помню, вы говорили про этот рояль, что в верхнем регистре у него звук человеческого голоса, а басы бархатные.

— Басы просто уникальные. И вообще таких роялей больше не существует. Прикоснувшись к такому инструменту, ты сразу мысленно прокручиваешь все довоенные записи Рахманинова, Горовица и всех, кто тогда записывался. После игры на таком рояле ты понимаешь, что то, на чем мы играем сегодня, роялем назвать сложно. Одним словом, впечатление потрясающее. И не только потому, что это выдающийся инструмент, а еще и потому, что с 1929 по 1939 годы на нем занимался, записывал пластинки, сочинял музыку — «Остров мертвых», «Симфонические танцы», «Вариации на тему Корелли», «Рапсодию на тему Паганини» и многое-многое другое — великий русский композитор. Честно говоря, я испытал потрясение, и мне трудно даже сформулировать определение этого чувства — это какая-то своеобразная «химия», под воздействием которой что бы ты ни играл, эмоции захлестывают, и ощущение такое, что ты играешь, как в первый раз. Наверное, Рахманинов такой композитор, что при исполнении его сочинений эта «химия» возникает всегда. Вот и сегодня у меня такое чувство, что Второй концерт я только что выучил и с трепетом иду играть впервые.

— За один только май вы сыграли 30 концертов. Немыслимое количество! Если вы в таком ритме живете, то когда же вы разучиваете новые произведения?

— Вот после концерта я останусь на два часа в филармонии и выучу последние 11 прелюдий Шопена. А то мне через девять дней нужно играть его цикл из 24 прелюдий.

— Успеете за два часа?!

— По крайней мере, успею выучить наизусть. А перед следующим концертом уже буду в выученном искать музыку.

— У вас в голове компьютер?

— Да, там есть такие специальные дедлайны, которые сразу включаются, когда мой сложный график начинает отрицательно влиять на качество работы, на скорость разучивания нового репертуара. Но вообще-то каждый год я обязательно разучиваю не менее трех новых концертов с оркестром и играю новую сольную программу. Какие-то произведения добавляются еще — например, в этом году Четвертая симфония «Концертанто» Шимановского, Второй концерт Щедрина, квинтет Танеева, квинтет Шостаковича, новая сольная камерная программа с Башметом в Вербье, «Прометей» Скрябина. Плюс Второй концерт Брамса. Кстати, в прошлом году на этой сцене возник мой «роман» с Первым концертом этого же композитора, и отсюда началось мое шествие с исполнением этого концерта по всему миру со всеми основными оркестрами. Это выступление в Нижнем Новгороде я запомнил надолго. Я вообще хочу сказать, что получаю огромное удовольствие от музицирования вместе с маэстро Скульским и этим оркестром, который развивается колоссальными темпами. Я считаю, что этому коллективу под силу любые направления, любые стили и произведения любой сложности. Мы уже играли вместе и «Бурлеску» Рихарда Штрауса, и «Каприччио» Стравинского, и всегда работа дирижера демонстрирует утонченное понимание всех нюансов произведения. Я думаю, нужно дать некий толчок вашему оркестру, сообщать о нем больше информации, чтобы его лучше узнали в стране. Вот в Казани произошел перелом, когда оркестр возглавил Саша Сладковский. — Да ведь Казанскому оркестру помогает вся республика. Они постоянно выезжают на гастроли. Не каждый коллектив может себе это позволить. — Да, помощь президента Татарстана Рустама Минниханова беспрецедентна. Это очень важно. Плюс Сашин энтузиазм. За последние три года он сделал из оркестра коллектив европейского уровня.

— Скажите, ваш гедонизм не мешает вам играть трагические произведения?

— Я глубоко убежден, что внешние проявления личности исполнителя, его визуальный образ не пересекаются с творчеством настолько близко, чтобы стать помехой для исполнения серьезного, трагического сочинения. По-моему, глупо думать, что если у тебя не произошло какой-нибудь трагедии в жизни, то ты не сможешь исполнить соответствующее произведение. Или, наоборот, что мрачные люди не сыграют что-то легкое и несерьезное. — Многие музыканты думают иначе. — Конечно, у каждого свое мнение, я уверен. Но множество примеров гениальных вариантов интерпретаций разрушают стереотип этого утверждения. Иногда я тоже слышу: что, мол, для того чтобы сыграть Шопена, тебе надо влюбиться. Или Елена Васильевна Образцова рассказывала мне, что если бы она не была влюблена, скажем, в Доминго или в Атлантова, то у нее не получился бы правильный образ. Но ведь это опера, театр. Впрочем, и у пианистов тоже от театра много чего есть. Я вам так скажу: любовь к жизни не может проявляться исключительно в оптимистических произведениях. Выжать из трагической музыки радостные моменты — это тоже, согласитесь, интересно.

— Вы всегда отбираете для выступлений виртуозные произведения, и они, конечно, востребованы публикой. В этом смысле вы идете ей навстречу. Ну а что бы вы выбрали для себя самого, может, для своей души?

— Далеко не в каждом произведении полноценное раскрытие образов происходит посредством виртуозности. Конечно, если это «Мефисто-вальс» — то тогда действительно виртуозность становится главным художественным средством. Но иногда для того чтобы сыграть тихо и медленно, необходимо больше виртуозности и мастерства, чем для того чтобы сыграть громко и быстро. Само слово «виртуозность» одно время использовалось как клише в отношении таких пианистов, как Горовиц или Циффра. Между тем, эффектные пассажи и громкие аккорды не всегда приводят в неистовство зал, иногда более мощное воздействие оказывает тончайшее пиано. Тишина и смиренная, я бы сказал, жуткая пауза вызывают подчас не меньший восторг публики. Когда я играл в Карнеги-холл сонату Листа, которая заканчивается долгим мажорным аккордом и этой последней «си» в конце, аплодисментов было ничуть не меньше, чем когда я играл 7-ю сонату Прокофьева в конце концерта. С другой стороны, проблема потакания публике в мире существует — исполнитель вынужден, а иногда и обязан соглашаться с организаторами концерта, которые заказывают ему то или иное сочинение. Но ведь ясно, что ни Первый концерт Чайковского, ни Второй концерт Рахманинова не станут от этого менее гениальными или менее серьезными сочинениями. Здесь я вижу другой аспект проблемы, он заключается в том, что сама идея непременно «продать» концерт стала во главу всей концертной деятельности импресарио. Это ужасно, с этим нужно как-то бороться. Я думаю, популярные исполнители должны добровольно взять на себя миссию открывать публике неизвестные произведения, не менее гениальные, чем те популярные классические сочинения, на исполнении которых настаивают менеджеры всего мира. Вот скажите мне: когда вы последний раз видели у нас на афишах имена Хачатуряна, Мясковского, Танеева, Гречанинова — я имею в виду, в России, а не где-нибудь? У Мясковского, между прочим, 27 симфоний. Есть выдающиеся! А Танеев! У меня сейчас наступил «танеевский» период — и квинтет, и будет, наверное, сольная программа. Я не решил, но скорее всего «Метнер — Танеев» или «Чайковский — Танеев». Я еще тут подумаю.

— Как вы считаете, не преувеличена ли проблема развала культуры в нашей стране? Если послушать иностранных музыкантов, приезжающих в Россию, то получается, что как раз в Европе всё заглохло, а у нас, наоборот, культурная жизнь бурлит, залы заполнены, публика валом валит.

— Я постоянно говорю, что у нас имеет место филармонический бум. Даже несмотря на то, что какие-то великие имена исчезли с афиш, билеты на все концерты распродаются, молодежи в залах полно, публика вполне просвещенная. Проблема в другом: посмотрите на центральные каналы телевидения и вы увидите, что там преподносится под видом культуры. Если бы не было собственно телеканала «Культура», я не знаю, как вообще хоть какие-то сведения об искусстве попали бы к зрителю. Я сейчас уж не буду касаться темы, как всё это методично разваливали на протяжении 20 лет, а то я заведусь надолго. Это ужасная тема. За эти годы в стране постепенно разрушалась культурная среда. Мы все прекрасно знаем, как это происходило.

— Ну так значит филармонический бум происходит вопреки этому методичному разрушению? Может, это какая-то своеобразная волна народного протеста против развала культуры?

— Да, люди изголодались по высокому, настоящему и человеческому. Слава Богу, культурные традиции были так глубоко заложены в нашей стране, что даже за такой период всё полностью разрушить не удалось, и далеко не все граждане захотели стать частью толпы. Впрочем, сдвиг наметился и на телевидении. За последний год на Первом канале появились уже первые «ласточки» культуры: это были фильмы и передачи о музыкантах и событиях в классической музыке. Все, конечно, видели прямую трансляцию открытия новой сцены Мариинского театра, после чего был показан большой фильм о маэстро Гергиеве. Кроме того, в этом году свой юбилей отмечал Юрий Башмет, и это событие также подробно освещалось на Первом канале. Также они показали фильм и обо мне под названием «Музыкант». Все эти фильмы вызвали живой интерес зрителей и получили огромные рейтинги. Да и тот факт, что меня пригласили войти в состав совета директоров канала, подтверждает эту пока слабо наметившуюся тенденцию возвращения культуры на ТВ.

— Уж коли в стране бум, так, наверное, и залов хороших не хватает?

— Это тоже одна из главных проблем, о которых я везде говорю. Вот сейчас в Иркутске начнется строительство нового концертного зала, для чего приглашены два канадских архитектора и специалист по акустике Тойота, который участвовал в создании многих знаменитых залов мира. Десять дней назад они приезжали в Иркутск, и мы встречались с губернатором области Сергеем Ерощенко, который дал свою личную гарантию того, что строительство будет проходить под его неусыпным контролем. В таком вопросе позиция губернатора очень важна. Смотрите, уже построены Мариинка-2, Мариинка-3, залы в Омске, Белгороде, Новосибирске… Пошла история-то! Нужно еще как минимум 15 залов по стране — нам негде играть. В Нижнем ну просто как воздух нужен хороший зал. Ведь этот зал категорически не предназначен для концертов классической музыки, вы все это прекрасно знаете. Конечно, с ним связаны славные традиции, сами стены напоминают про Шостаковича, Ростроповича, Гусмана, других. — У нас в этом здании духи великих обитают. — Да, только играть здесь невозможно — ни акустики, ни кондиционеров. Но зато у вас есть Ольга Николаевна Томина, которая, я уверен, пробьет этот зал в ближайшее время. Здесь просто обязан появиться настоящий зал для классической музыки — при наличии таких традиций, такого оркестра, Сахаровского фестиваля. В любом городе подобный зал может быть построен за два года, и стоит он 1 миллиард рублей. Если он будет стоить дороже, значит, что-то не то. Тут необходима жесткая позиция губернатора, а ваш губернатор хорошо настроен, я с ним уже об этом говорил.

— Когда это было?

— Это было на Дне России в прошлом году Москве.

— В Москве вы говорили с нашим губернатором про строительство концертного зала в Нижнем Новгороде?

— Да, а что? Когда я его вижу, сразу у него спрашиваю: что с залом? За последние три года я разговаривал с 17 губернаторами и посоветовал им купить новые рояли в свои филармонии, и вот уже в 17 городах стоят новые «Стейнвеи». И вам уже тоже скоро надо будет обновлять ваш рояль. Потому что на том рояле, который мы со Спиваковым выбили у Кириенко, молоточки уже лысые, их нужно менять. У меня-то силы еще есть, а у менее мощных пианистов рояль может и не зазвучать.

— Скажите, как вы отнесетесь, если в концерте Моцарта однажды услышите каденцию в джазовом стиле?

— Я буду только рад. Ведь само слово «каденция» подразумевает собственное сочинение исполнителем сольного номера, показ его собственной фантазии и собственной импровизации. Я вообще не понимаю, когда музыканты играют пусть даже гениальные известные каденции композиторов-авторов. Это неправильно. Вот, кстати, на конкурсе в Астане только что играл датский пианист, прекрасный, вдумчивый, я бы сказал, уникальный. Он исполнял Первый концерт Бетховена. И сыграл в нем две замечательных каденции, которые написал сам. Этим он абсолютно поразил жюри, мы начали переглядываться и спрашивать друг у друга, чьи это каденции. Причем, они были написаны в стилистике позднего Бетховена, довольно романтического, даже страстного характера. Я и сам много раз шел на подобные авантюры, во Второй рапсодии Листа играл откровенно джазовую импровизацию. Это то, что делал и Рахманинов, — к этой же рапсодии Листа он написал каденцию абсолютно в своем позднем стиле, с джазовыми гармониями и ритмами. Так что каденции в джазовом стиле я буду только приветствовать. Главное — чтобы они были здорово, талантливо написаны.

Беседовала Ольга Юсова; Информационная поддержка новости оперы, балета и классической музыки glinka-capella.ru - belcanto.ru

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5358 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5183 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:5008 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:4950 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4916 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4857 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4757 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4642 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4627 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4511 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер