Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Культурные новости >> Классическая музыка >> Андрей Коробейников: «Бетховен forever»
Андрей Коробейников: «Бетховен forever»
13.05.2013 00:35

Автор - Ольга Юсова.Андрей Коробейников
Когда творческая молодежь вступает во владение мировыми культурными сокровищами, есть в этом что-то вечное, библейское – «придите и наследуйте землю…», ну что-то в этом роде. И вот они наследуют. Кто-то – с робостью и страхом, а кто-то – закатав рукава, с решимостью по-новому взглянуть на запыленные грани старинных бриллиантов и придать им новую современную огранку, которая превратит их в яркие украшения сегодняшней жизни. Примерно такое впечатление оставляет творческая работа Андрея Коробейникова сразу с целым пластом музыкальных богатств, которую он уже на протяжении второго сезона показывает в Нижнем Новгороде. Год назад это был цикл из пяти концертов «Рахманинов и ХХ век», в каждом из которых исполнялись произведения русского композитора и тех, на кого он оказал влияние, по мнению Андрея Коробейникова. В этом сезоне – Бетховен. Таким образом, за два года пианист побывал в Нижнем десять раз. В первых четырех из пяти концертов нынешнего цикла были исполнены 8, 17, 23, 24, 28, 29, 30 фортепианные сонаты, Вариации соч.76, 6 Багателей соч.126, Andante favori, 7-я и 10-я скрипичные (с Дмитрием Махтиным), 1-й и 4-й фортепианные концерты, вокальная лирика (в исполнении Яны Иваниловой). Единственным сочинением, в исполнении которого сам Андрей не участвовал, был Скрипичный концерт (в исполнении Дмитрия Махтина). Во всех произведениях с оркестром потрясающе творил и помогал солистам дирижер Александр Скульский с Академическим симфоническим оркестром Нижегородской филармонии. Каждый концертный вечер имел свое название, вытекающее из определенной идеи, которую воплощал на сцене автор цикла; каждая программа сопровождалась небольшим комментарием Андрея, где он цитировал удивительно яркие письма Бетховена, имеющие то или иное отношение к музыке концерта. На заключительном вечере «Обнимитесь, миллионы», апофеозе всего бетховенского марафона, были исполнены Трио №5 «Призрак», Фантазия для фортепиано, хора и оркестра до минор, «Тройной» концерт для скрипки, виолончели и фортепиано (помимо Андрея солировали Гайк Казазян (скрипка), Николай Шугаев (виолончель) и Академический хор ННГУ им. Лобачевского в сопровождении Нижегородского оркестра под управлением Александра Скульского). В интервью для Belcanto.ru Андрей Коробейников подводит итоги своей работы, рассказывает об отношении к творчеству Бетховена, о коллегах-музыкантах, выступивших вместе с ним, и обо всем, чем насыщена его яркая, богатая на события и впечатления жизнь.

— Произведения, включенные в последний концерт вашего цикла, несут идею радости и объединения. Кроме исполнения великих сочинений, было ли для вас важно послать обществу позитивный месседж?

— В письмах Бетховен часто употребляет два понятия — «радость» и «страдание». Для него это два противоположных полюса человеческого существования. Достижение радости возможно, по мысли композитора, лишь единственным путем – через страдания. Это его философское кредо, для него радость – высшая цель всего бытия, то, к чему всё в мире стремится. Поэтому идея радости и объединения людей устремленностью к ней как к некому высшему топосу, конечно, присутствует во многих его произведениях. Так что месседж посылает нам сам Бетховен. Для меня в этом концерте идея объединения, всеобщности была даже важнее собственно темы радости, хотя и она была выражена чрезвычайно ярко во всех исполненных сочинениях. Я хотел особо показать, что в них взаимодействие участвующих музыкантов не диалогично, а, напротив, все время вырабатывает некую общую единую энергию, некий общий «дух» (может быть, поэтому я решил включить и трио «Дух», хотя это не бетховенское название и связано с совсем другим «духом»). И этот дух, эта энергия и идея охватывают собой всех участвующих – солистов, оркестр, хор, зал. Все становятся единым организмом. Как раз в другом концерте, «Человек и оркестр», мне хотелось показать, что взаимодействие солиста и оркестра приближается к извечной оси «человек – мир», и в этом дуализме, если так можно сказать, есть и диалог, и борьба, и противостояние, и примирение, и растворение, и, конечно, также объединение, но в нем никогда не теряется обособленность, индивидуальность личного, присущего «человеку»-солисту. Здесь же музыка переходит от одного музыканта к другому, но это не диалог, не разговор, не спор солистов. Музыка некоей абсолютно единой сущностью живет одновременно у всех исполнителей. Например, в «Фантазии…» вариации на главную тему (прообраз темы радости 9-й симфонии) играют по очереди разные группы инструментов – то квартет, то фортепиано с флейтой, потом, наконец, и хор с фортепиано и оркестром. Но все это в своей сути – одна единая энергия и идея, все бесконечно разнообразное объединено, объято, а не разъято. Как будто «вирус» воодушевления заражает всех участников, и эпидемия восторга, радости начинает пронизывать все пространство на сцене и в зале. «Обнимитесь, миллионы», в общем.

— В русской традиции в таких случаях употребляется понятие «соборность».

— Да, что-то вроде этого имел в виду и Бетховен. Советское музыковедение использовало тут другую формулировку, которая сегодня нам кажется забавной, про «важность роли коллективных усилий» у Бетховена. Но ведь он действительно оперировал коллективными понятиями и, я думаю, даже имел в виду, что, творя музыку, одновременно обращенную ко всем людям и устремленную в высшие сферы, он в каком-то смысле выступает от лица всего человечества, что движение к божеству – Gottheit – возможно для человека лишь в результате совместных усилий с другими. Кстати, понятие человеческой солидарности было очень важным в его мировоззрении. Во всех трех произведениях этого концерта участники – равноценные субъекты творимой музыки. Во всех итог движения музыки – какая-то космическая радость, которая в то же время очень жизненна, в этом, как мне кажется, абсолютная уникальность гения Бетховена. Даже Трио «Geister» («Призрак» или «Дух») отвечает этой общей идее: во всех трех его частях, разных частях, как ни в каком другом трио, исполнители являются единой материей, из которой, как из родника, а может, из звезды, летит, как свет, музыка – одухотворенная, мистическая, заряжающая необычной энергией... Кстати, название было дано произведению не самим Бетховеном, а теми, кто знал, что музыка второй части с ее таинственным колоритом была написана композитором сначала для «Макбета» - в итоге нереализованного проекта. В процессе работы над письмами Бетховена, отрывки и отдельные цитаты из которых я цитировал в каждом концерте, меня удивил масштаб одиночества этого великого человека. Возможно, результатом его беспрецедентного, космического человеческого и художнического одиночества и стали столь страстные попытки соединить отдельного человека с остальным человечеством в совместном преодолении страданий и в конечной радости. Апофеозом реализации этого замысла в его творчестве является, конечно, Девятая симфония с ее знаменитой темой. Но мы отчетливо слышим, что, слегка измененная, тема «К радости» звучит и в «Фантазии…». Она же использована и в песне Бетховена «Вздохи нелюбимого и взаимная любовь», которая завершила предпоследний концерт цикла.

— Можно ли, по-вашему, назвать бетховенскую идею радости как цели бытия религиозной?

— Религиозность Бетховена была довольно странной. Многие даже считают его атеистом. В вопросе отношения к Богу в нем хорошо заметна внутренняя борьба. Можно сравнить его в этом плане со Скрябиным, который не отвергал христианства, но, в то же время, был довольно воинственным богоискателем. Многие считают, что постепенно он совсем отошел от веры, но его причастие перед смертью говорит об обратном. И Бетховен, и Скрябин написали своих «Прометеев», и в этой «прометейскости», точнее не скажешь, в осознании Бога и в отношении к нему, я вижу общность этих, конечно, божественных гениев. Они оба, как два античных героя, в какой-то период открыто выражали свой протест против Бога, роптали и сопротивлялись судьбе, затем, возможно, из-за космогонических поисков в своей музыке, приходили к обратному, как минимум, к осознанию единой природы Творца, всего творения и их собственного творчества. Бетховен даже проклинал Бога, а потом почти сразу писал, что он в сравнении с Создателем ничтожен, благодарил его за свой дар и молился... Но в любом случае он всегда ощущал, что связан с Богом прочной пуповиной, источник своего таланта видел в Божестве, в отличие от Скрябина, придерживающегося в этом вопросе ницшеанских взглядов. И, повторюсь, Бетховен испытывал благодарные чувства к Богу за возможность и дар сочинять. Удивительный факт: чем тяжелее была его жизнь, тем светлее произведения, которые появлялись в это время. Я думаю, это тоже говорит о религиозности его взглядов.

— Ощущение трагизма бытия, поиски радости и единства с другими для вас так же актуальны, как и для Бетховена?

— В принципе, я человек с позитивным мироощущением, хотя и не идеализирую мир. Бывают моменты, когда я остро ощущаю трагедийность происходящего. Но музыкальные гении учат меня тому, что не надо унывать. Это звучит у Бетховена, конечно, с наибольшей яркостью и силой, но кого из композиторов ни возьми – все призывают к надежде.

— Про Шостаковича, по-моему, такое трудно сказать.

— Верно. С другой стороны, в некоторых его произведениях есть моменты, которые являются знаком того, что, несмотря на все пережитые трагедии, веру в свет в конце пути – пусть холодный и неяркий – не терял и Шостакович. Хотя, конечно, от большинства его произведений с трагической окраской охватывает озноб. Возвращаясь к программе последнего нашего «бетховенского» концерта, еще скажу, что мы сегодня нуждаемся в той здоровой, удивительно светлой энергии, которую несет музыка Бетховена, в идее единения в радости, которая была для Бетховена не умозрительной, а выстраданной. Иногда в глазах людей в зале видишь это возникшее радостное чувство и понимаешь, что они разделяют с композитором и исполнителем эту идею. Я и сам в качестве слушателя и зрителя ценю в искусстве возможность испытать сильные эмоции и выйти после концерта или спектакля обновленным. Ради таких мгновений, к тому же, иногда переживаемых не только лично, но и в некой художественной солидарности со множеством других людей, есть смысл всем этим заниматься.

— Для последнего концерта вы отобрали прямо-таки хитовые произведения, исполнение их – всегда событие.

— Это можно сказать только про «Тройной» концерт, а не про два других сочинения, хотя они вполне заслуживают большего внимания. В Москве Трио «Призрак» и «Фантазия…» исполняются редко. Я благодарен Нижегородской филармонии за то, что и в рахманиновском, и в бетховенском циклах у меня была возможность использовать в концертах хор здешнего университета. Всякие организационные сложности с хором как раз и являются обычно препятствием для исполнения «Фантазии…» Бетховена. Вы заметили, что все эти произведения объединены еще и цифрой «3»? Трое солистов в Трио и «Тройном» концерте, да и в «Фантазии…» пианист, хор и оркестр тоже составляют троицу. Кстати, недавно я выучил 32-ю сонату и в ариетте увидел построение всей конструкции части вокруг тройки и производных от нее – 6, 9, 18, 24… Так и последний концерт нашего цикла тоже находится под воздействием магии этого завораживающего числа.

— Что нового нынешнее поколение молодых музыкантов вносит в традицию исполнения «Тройного» концерта?

— Каждое новое поколение, конечно, к традиции относится бережно. Ее невозможно не учитывать. Но когда начинается непосредственная работа над исполнением, то ты понимаешь, что практически заново проходишь весь этот путь, самостоятельно знакомишься с этим почти необъятным миром, с этой бетховенской Вселенной. Погружаясь в детали, каждый раз открываешь что-то новое. Путешествие по музыке Бетховена – процесс бесконечный. Новым в исполнении «Тройного» концерта за последнее, скажем, десятилетие можно назвать более быстрые темпы, огненную энергетику. Честно скажу, это не мое наблюдение. Так ответил Борис Березовский, когда его спросили, почему он так быстро сыграл Первый концерт Бетховена.

— Недавно в БЗК тоже в невероятном темпе Второй концерт сыграл Фредерик Кемпф. — Обычно музыканты в таких случаях говорят, что сейчас такое время и что они так чувствуют. Это мне напоминает известный случай с Марией Юдиной, которая исполняла си-бемоль минорную прелюдию Баха быстро и громко и на вопрос Нейгауза, почему она играет так, сказала: «Сейчас война». Найти что-то общее в нынешнем исполнительстве можно будет лишь по прошествии не менее десяти лет, а сейчас пока судить трудно.

— Существуют ли для вас эталонные исполнения этих трех произведений?

— Что касается «Фантазии…», то, пожалуй, нет. Особенность этого произведения в том, что фортепианное вступление у Бетховена не было написано к первому выступлению, Бетховен сочинял его по ходу дела, а записал потом то, что родилось прямо на сцене. Поэтому исполнение должно быть подчеркнуто импровизационным, но услышать именно это удается редко. Если говорить про «Тройной» концерт, то при прослушивании знаменитого исполнения Караяна с Рихтером, Ростроповичем и Ойстрахом лично я невольно вспоминаю двух лучших в мире исполнителей песен Шуберта – Дитриха Фишера-Дискау и Томаса Квастхоффа и провожу параллели. У Квастхоффа есть в исполнении что-то созвучное современности. Я не знаю – что это, но в моей душе он затрагивает какой-то современный нерв, буквально хватает меня за жабры сегодня и сейчас. Тогда как Шуберт у Дискау – это исполнение вне времени, вечное, классическое, образцово-показательное. Вот такое же ощущение, как от Дискау, у меня и от эталонного исполнения «Тройного» с Караяном.

— Может быть, вы слышали, как в январе в БЗК концерт сыграли Сергей Крылов, Александр Князев и Николай Луганский?

— Нет. Но живьем я слышал, как его исполняли Березовский, Князев, Махтин, а также Гутман, Третьяков и Лобанов. В «Тройном» очень важно, чтобы исполнители существовали в единой эстетике, а не тянули в разные стороны, как лебедь, рак и щука. А то, бывает, знаете, один рвется в небеса, он одухотворен, он созерцает заоблачные выси, другой разводит пастораль, играет как на свирельке, у него тишь и благодать, у третьего – безумные страсти, прорыв через тернии к звездам, ну а у оркестра вообще что-то четвертое. Необходимо единение солистов и оркестра. Должен быть переход общей, единой стихии к разным состояниям. Вот если бы «Тройной» исполнили уникумы вроде Юдиной или Гульда, я, может быть, прямо бы зафанател от их игры. Но, жаль, о таких записях я не знаю. Я всегда буквально фанатею, слово странное, но все-таки, от людей, которые выбиваются своей индивидуальностью из мейнстрима, предлагают слушателю совершенно другой мир. Мы все знакомы с эталонными исполнениями, но каждому хочется услышать что-то новое, а при исполнении добавить к традиции что-то свое, тем более что музыка Бетховена неисчерпаема.

— Представьте, пожалуйста, ваших партнеров-музыкантов, принявших участие в цикле.

— Мы все знакомы давно, нас связывают дружеские и творческие отношения, все были рады приглашению принять участие в цикле, долго уговаривать никого не пришлось. Мы в чем-то очень разные, а в чем-то похожи. В первую очередь, отдельно хотелось бы сказать про Яну Иванилову. Это удивительная певица, музыкант с большой буквы, у нее голос льется как будто с небес. Я сам меняюсь, играя вместе с ней. Аккомпанемент из трех нот вдруг становится увлекательным, интересным занятием, когда она поет Бетховена.

— Наверное, неслучайно концерт с ее участием был назван «Космос и голос». Туда, видимо, нас ее голос и уводит?

— Концерт так назывался потому, что в нем звучала философская и любовная музыкальная лирика Бетховена. Все, что у него написано для голоса, это всегда о любви – к человеку или к Богу. Эти два вида лирики у Бетховена перетекают друг в друга. Последняя песня — «Взаимная любовь» - как связующее звено между ними. А романс «О смерти» перекликается с образами из второй части Трио «Geister». С Дмитрием Махтиным мне давно нравится играть классиков – Бетховена, Шуберта. Его манера игры восходит к старой ауэровской школе, в ней нет надрыва и, быть может, огненности. Он не рвет струн, но зато у него теплая, удивительно «говорящая» скрипка. В каждой фразе чувствуется достоинство, утонченность и аристократизм, недаром он из Петербурга. Мы вместе играли много – Прокофьева, Брамса, Чайковского. Он потрясающе играет Трио «На смерть великого артиста». Гайк Казазян – мой друг и однокурсник. Он светлый, солнечный, гармоничный человек и музыкант. Его игра заразительна простотой и светом. Эта его индивидуальная озаренность очень органична в «Тройном» концерте. Николай Шугаев – просто замечательный виолончелист. Его игра очень выразительна, он все глубоко переживает, все пропускает сквозь себя, ему очень много надо от музыки. Я его давно знаю. Мы несколько раз вместе играли сонаты Бетховена – 3-ю, 4-ю и 5-ю. У меня всегда появляется ощущение диалога с понимающим собеседником, когда мы музицируем вместе. С ним всегда возникает настоящий камерный ансамбль.

— Кстати, Николай Луганский после январского выступления в интервью телеканалу «Культура» сказал, что в «Тройном» ведущая роль принадлежит виолончели.

— Так можно говорить, если иметь в виду лишь технологическую сторону исполнения. Партия виолончели, пожалуй, сложнее всего, и все три части после оркестра начинаются у нее. Но я склоняюсь к тому, что Бетховен так специально все выстроил тембрально, чтобы технология соответствовала творческой задаче: сначала звучит человечный, теплый голос виолончели, потом – возвышенной скрипки, а затем уж вступает фортепиано с его универсальным тембром. У Бетховена ведь был замысел написать виолончельный концерт для Бернарда Ромберга, судя по свидетельствам, фантастического музыканта. Может, отчасти ради него он и выстроил так «Тройной» концерт. Я вижу здесь только такое объяснение. Ведь если бы Бетховен хотел подчеркнуть ведущую роль какого-то одного инструмента из трех, он написал бы каденцию или сделал это каким-то другим способом.

— Как вы оцениваете свой бетховенский цикл в целом?

— Мне очень понравилось, как получилось. Понятно, что мир Бетховена неисчерпаем, но в пяти концертах мы затронули практически все стороны его мировоззрения, философии и собственно музыкального творчества. Всё сыграли – сонаты, багатели, концерты, вокальные, хоровые произведения. Про себя могу сказать, что в понимании некоторых произведений, которые я уже играю давно, появилось ощущение большей стройности, системности. Что-то улеглось, стерлись какие-то белые пятна.

— Какие произведения вам пришлось разучивать специально для этого цикла?

— Вокальные произведения, которые мы исполняли с Яной Иваниловой, это была премьера и для Яны. Я дебютировал и в «Тройном» концерте, и в «Фантазии…». Но я бы сказал, что это не столь уж важный вопрос, ведь накопление нового репертуара происходит постоянно, и никогда не знаешь – новое или старое исполнение окажется наиболее эмоциональным. Вот неделю назад я исполнял в Колумбии на Бетховенском фестивале только что выученную 32-ю сонату и считаю, что давно не играл с таким наполнением. В прошлогоднем рахманиновском цикле специально для выступления в Нижнем Новгороде я подготовил концерты Мийо, Лютославского, Шёнберга, 4-й Рахманинова.

— Какова роль Александра Скульского в подготовке обоих циклов?

— За оба цикла ему низкий поклон, но особенно – за рахманиновский, в котором звучали исключительно произведения с оркестром и симфонические. Там были такие сочинения, как Девятая симфония Малера, уже перечисленные концерты, «Уцелевший из Варшавы» Шёнберга, «Колокола» Мийо, другие. То, как он это сделал, с какой отдачей, на каком непревзойденном профессиональном уровне, меня просто поразило. В составлении программы он дал мне карт-бланш и, когда увидел, какие произведения я туда включил, пригрозил мне в шутку: «Ну, я тебе покажу Девятую Малера!» А я как раз хотел услышать именно в его исполнении эту симфонию.

— Не собираетесь сыграть в Нижнем цикл из произведений Шостаковича?

— Конечно, хотел бы. Знаете, наверное, высшие силы так действуют, что когда на что-то решишься, то вдруг раз – и выстраивается вся концепция. Так было и с Рахманиновым, и с Бетховеном. Из каких-то прежних наработок, из смутных ощущений вдруг родились две стройные программы циклов. Музыка Шостаковича до сих пор современна и имеет отношение именно к нашему сегодняшнему обществу, ведь у нас в обществе, по сути, не завершена гражданская война, и она отражена в его музыке. Сарказм, с которым Шостакович изображал абсурд советской жизни, актуален для нас, а другим как раз может быть непонятен. Мы же видим себя в его музыке как в зеркале. — Кто для вас подлинный «бетховенист»

— Альфред Брендель, Вильгельм Кемпф, кто-то еще?

— Брендель, конечно, большой специалист по Бетховену, спору нет. Он знает о Бетховене всё, ведь ему разрешили работать с рукописями. Многие могут об этом только мечтать! Но, на мой взгляд, он слишком дидактично подходит к исполнению этой великой, божественной и человечной музыки. Для меня в его игре практически всегда не хватает окрыленности. Кажется, он слишком много исследовал творчество Бетховена и ошибочно решил, что он один знает, как его нужно играть. Недавно он обронил фразу, что не слышал ничего вульгарнее, чем исполнение сонат Бетховена Ростроповичем и Рихтером. Я понимаю, почему он так сказал. Когда начинается живая музыка, живое творчество исполнителя, он внутренне протестует, потому что он раз и навсегда для себя решил, как надо. А вот Гульд фантастически играл Бетховена, хотя это было вообще вне русла какой-либо традиции исполнения. Я сам мыслю и играю Бетховена по-другому, но я в диком восторге, когда слушаю Гульда. Это именно Бетховен и никто другой. Но, пожалуй, для меня на первом месте стоит Гилельс. Он во всем гениальный пианист, но особенно он прочувствовал Бетховена. Когда Бетховен для исполнителя – это только пламя, только страсть или только трагедия, то это неправильно. А у Гилельса много теплоты, человечности в исполнении Бетховена. Еще, пожалуй, назову Артура Шнабеля. У него Бетховен тоже гармоничный и живой.

— Что нового появилось в вашем репертуаре за последние полгода?

— Я завершил все скрипичные сонаты Бетховена, сыграв 2-ю и 3-ю с Махтиным. Жаль, что их так редко играют. Если 2-я проста и этим хороша, то 3-я по насыщенности не уступает ни 5-й, ни 10-й, ни «Крейцеровой». Вот только что я вернулся из турне по Америке, где мы выступили в дуэте с Вадимом Репиным. Там я играл все новое – 3-ю Брамса, сонату Яначека, Равеля и 2-ю сонату Грига. Я также выучил 1-ю и 32-ю фортепианные сонаты Бетховена, радостно исполнять и ту, и другую. Кроме того, я играю Бергамасскую сюиту Дебюсси. Концерт Равеля я играл в Москве с БСО. С Князевым, слава Богу, играли и будем еще играть. Планируем выступить в трио – Махтин, Князев и я. Счастье играть с такими музыкантами. Но иногда хочется и с сольной программой выступить. Ведь человеку важно и на люди выйти, и одному побыть. После ансамбля иногда получаешь удивительное удовольствие от сольного музицирования.

— Какова география ваших выступлений?

— В этом году удивительно международная: Литва, Франция, Англия, Польша, Швеция, Дания, Германия, Турция, Колумбия, Америка, будут еще Люксембург, Бельгия, Швейцария, Словакия, Англия. Я также выступаю в небольших российских городах, таких, как Муром, где нет филармоний, но зато есть трепетная, благодарная публика, соскучившаяся по хорошей музыке.

— Надолго ли остается найденная вами концепция исполнения, и отчего она может поменяться?

— Она может поменяться без каких-либо внешних причин. Просто я вдруг чувствую, что надо сыграть по-другому. Через несколько месяцев или лет открываешь ноты – и понимаешь, что хочется сыграть не так, как раньше. Тут я доверяю интуиции. Этому же чувству я доверяю и в момент выступления, и тогда все так интересно закручивается, все может поменяться даже на концерте. Я в этом вопросе мистик.

— Про Модильяни один художник сказал: «Нужно было многое пережить, чтобы получился этот сочный розовый цвет». Должен ли пианист многое пережить, чтобы у него что-то получилось?

— Знание жизни, эмоциональный опыт, по-моему, ни одному исполнителю не помешают. Если человек сидит взаперти в золотой клетке и про жизнь узнает из фильмов или книг, то о каком эмоциональном опыте можно говорить? Это то же самое, что узнать по книгам, что такое любовь. Я благодарен судьбе за то, что у меня были драматические, порой трагические обстоятельства, которые мне на многое открывали глаза, в том числе и в творчестве. Конечно, я встречал музыкантов, которые пережили еще более тяжелые обстоятельства, чем у меня. И я чувствую, что в их исполнительстве это отражается с такой немыслимой силой, на какую мало кто способен из благополучных людей. Мыслящему человеку все идет на пользу. Чем богаче его опыт, тем лучше. Вот я сломал палец, не играл полтора месяца. Представьте, насколько критична эта ситуация для музыканта, но зато первые десять концертов после выздоровления я испытывал ощущение чуда и невероятное счастье выходить на сцену и играть.

— Надеюсь, обошлось без последствий?

— Тьфу-тьфу-тьфу, кажется, да.

— Может, надо было леворучный Равеля сыграть?

— Нет, я против таких экспериментов, потому что рояль – это очень координационный инструмент. И многие из тех, кто играет этот концерт Равеля, говорят, что не знают, куда деть правую руку, и она даже начинает болеть.

— Однажды вы сказали, что Плетнев, Соколов и Микеланджели для вас холодны как исполнители.

— Да, их эстетизм какой-то чересчур «холодный» и «от головы». Но у Микеланджели есть запись 2-й сонаты Шопена, которую он сделал через несколько дней после смерти отца. Перед таким исполнением я абсолютно преклоняюсь! Я могу судить об их исполнении лишь как слушатель, я просто анализирую свои ощущения, вступает ли игра перечисленных пианистов в резонанс с чем-то внутри меня, с моими чувствами. Соколова мне трудно слушать потому, что я все время слышу его потрясающую и, несомненно, гениальную «кухню». В его исполнении все выверено, все рассчитано. Не случайно он играет одну программу за сезон. Мне этот принцип чужд. По-моему, нужно играть так, чтобы была видна живая жизнь, чтобы она кипела. А с ним мне трудно дышать. Я знаю немало людей, которые находятся под сильным впечатлением от его игры. Я и сам под таким же впечатлением от его мастерства, но оно ничего не дает мне в эмоциональном плане, потому что для меня в его пианизме доминирует, как это сделано, и я, пока слушаю, не могу от этого избавиться. Он погружает меня во все эти детали, детали, детали. Я же сам пианист и начинаю слышать только технику. О композиторе я вообще забываю. А я люблю прийти на концерт, стать обычным слушателем и думать под музыку о жизни, а не об этих деталях.

— Как обстоят дела с занятиями на саксофоне? — Когда я поехал учиться в Лондон, то не взял его с собой. Поэтому и не занимался. Ну и вот, приехали... У меня страсть к духовым инструментам. Я же получил замечательный опыт игры в джаз-банде у композитора Юрия Чугунова. Что-то у меня даже начало получаться, я пытался импровизировать, даже солировал. В ЦДРИ сыграл на конкурсе. Но сейчас у меня нет для этого времени.

— Затянулась ли рана, нанесенная вам на конкурсе Чайковского в 2007 году? — Да вроде и не было никакой раны. В нашем обществе все время присутствуют какие-то неформальные отношения между людьми. Ну, не пустили меня в финал – жюри имеет на это полное право. Но вдруг после этого началась какая-то суета, от меня начали как будто откупаться, вручив мне все остальные премии, какие только были на конкурсе. Сначала, значит, мне не хватило одной тысячной балла, чтобы пройти в финал, а потом я получил все призы, кроме лауреатских. Например, мне дали премию за исполнение произведения Чайковского, хотя я играл его всего лишь 5 минут. Ну, я, конечно, взял, потому что с детства понял: дают – бери, а бьют – беги. В нашей стране это важно.

— Неполучение звания лауреата, видимо, не сказалось на ваших ангажементах? — Скорее наоборот. Большую часть концертов я играю на Западе. А для них конкурс Чайковского – всего лишь один из конкурсов, не более того. Мной как «молодым дарованием» занимается французское агентство «Продуксьон Сарфати». Но там есть и такие «зубры», как Князев, Березовский, Репин, квартет имени Бородина. Для меня было счастьем познакомиться с ними. Это безумно интересно. То, что у меня теперь больше ангажементов, логично: по ощущениям, играть я стал лучше.

— Правильно ли я понимаю, что окончательный выбор между музыкой и юриспруденцией вы сделали?

— Да.

Беседовала Ольга Юсова; Информационная поддержка новости оперы, балета и классической музыки glinka-capella.ru - belcanto.ru

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5283 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5112 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:4906 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:4878 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4842 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4784 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4676 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4555 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4547 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4447 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер