Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Разный Плетнёв
24.04.2013 13:00

Автор - Валентин Предлогов.Михаил Плетнёв

Полинялый, умягченный,
Взятый мглою в светлый плен,
Целый мир глядит замгленный,
Как старинный гобелен.

К. Д. Бальмонт Взявшись за нелёгкую задачу рецензирования концертов Михаила Плетнёва, прошедших в московском «Оркестрионе» 13 и 14 апреля, я не нашёл лучшего эпиграфа для своей статьи, чем тот, который пришёл мне первым. Оба концерта прошли по одной и той же программе, включая бисы, поэтому начну с анализа формы клавирабенда, его содержания, настроения и вызываемых им аналогий. Предыдущий концерт, ознаменовавший его «возвращение» на сцену как пианиста, наш выдающийся музыкант дал в самом конце 2012 года на рихтеровских «Декабрьских вечерах» в музее им.Пушкина, где исполнил два клавирных концерта камерного плана — d-moll-ный Баха и D-dur-ный Гайдна, а также 24 Прелюдии Скрябина, экспромт Ges-dur Шуберта и посмертный ноктюрн cis-moll Шопена. Любопытно, что 24 Прелюдии Скрябина прозвучали тогда не запланировано и только потому, что хозяйка музея Ирина Антонова попросила музыканта сыграть solo , и он сыграл — все 24 номера скрябинского op. 11. Проводя аналогию с концертами в «Оркестрионе», укажу на сыгранную на бис 4-ю балладу Шопена — тоже крупный и не очень бисовый номер. Некоторые музыканты, присутствовавшие на рецензируемых концертах в «Оркестрионе», указали на «ватное» звучание рояля «Kawai» как на «недостаток», который, дескать, пианисту пришлось «преодолевать». Ничего подобного! Вполне очевидно, что Плетнёв отлично знал, что делал, когда выбирал именно этот рояль для своего выступления: по прослушивании обоих концертов я могу со всей уверенностью заявить, что ему как раз и нужен был именно такой мягкий, безударный, «мглистый» звук инструмента, который дополнялся ещё более усугубляющим эту тенденцию туше самого пианиста. Настроение концерта было задано тремя сонатами Бетховена: после того, как с обречённо-согбенным видом, будто придавленный сразу всеми горестями юдольного мира, Плетнёв появился на сцене, в первом отделении были сыграны подряд 5-я, 10-я и 17-я сонаты. Многие задавались вопросом, почему музыкантом были выбраны именно эти «незатейливые» произведения? На эту тему можно лишь гадать, но теперь, когда оба концерта сыграны и стали более очевидными особенности нынешних музыкальных воззрений пианиста, можно с достаточным основанием предположить, что эти сонаты Бетховена, словно взятые из «ученического» репертуара, выбраны из неких ностальгических соображений, как и последовавшие во втором отделении опусы Чайковского: три пьесы op. 9, две пьесы op. 10, шесть пьес op. 19. Из одного перечня произведений хорошо видно, что основная программа клавирабенда была лишена даже тени виртуозного блеска. Всё было сыграно в «фирменной» плетнёвской экзистенциально-интровертной манере, которая стала типичной для него с последних лет прошлого века — плетнёвский Бетховен выглядел намного более субъективным, чем Чайковский. Или правильнее было бы сказать, что крайний субъективизм музыкального мышления и пианистического высказывания Плетнёва в Бетховене отражался более отчётливо и контрастировал с музыкой сильнее, чем в Чайковском, который как раз и требует изрядного исполнительского субъективизма и не слишком интересен без него. Бетховен же абсолютно не выглядел в такой подаче «громовержцем» или «титаном», каким мы его привыкли числить, а был тоже крайне интровертным и даже интимным: все резкие тембры убраны, динамика словно бы «усечена» на довольно невысоком уровне сверху. Зато снизу раскрылась какая-то динамическая пропасть, когда казалось, что звук может сделаться ещё и ещё тише, бесконечно-томительно устремляясь к нулю и превращаясь в ничто. То же самое было продемонстрировано и в Чайковском. Как однажды метко выразился по схожему поводу пианист Пётр Лаул, в Чайковском под руками Плетнёва ощущается «дух русской усадьбы» — спокойное течение событий, умиротворённость, неспешное времяпрепровождение, запах летних цветочных полей, вечная природа и гармония с нею. И если в сонатах Бетховена ощущалось существенное противоречие между объективной данностью композиторского стиля автора, явленного нам в его нотных знаках, и субъективистским своеволием стиля исполнения, то в Чайковском эти данности оказались в полной гармонии. Вряд ли такого рода подача материала может быть распространена на все 32 сонаты Бетховена, иначе на них можно будет просто помереть со скуки, но как вариант, эпизод, эксцесс подобное допустимо. Зато Чайковский, сыгранный в этой манере, обретает нечто такое, чего не добиться ни формальной строгостью, ни самым идеальным внешним совершенством. Да, Чайковский был подан гениально, как и моцартовское Рондо D-dur, сыгранное на бис примерно в той же стилистике и с характерными замираниями и приглушениями звучности в тех моментах, которые могли быть истолкованы романтически чувствительно. Но высшим потрясением концерта стала несколько неожиданно сыгранная на бис 4-я баллада Шопена. Уже все вскочили с мест и стоя приветствовали музыканта, а иные слушатели в немалом количестве уже отправились и на выход, как вдруг Плетнёв махнул в зал рукой и сыграл Балладу. Это было феноменально и даже пугало неожиданно открывшейся исторической бездной: как выразился о таких моментах поэт, «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы». Когда говорили о «реинкарнации», что, дескать, за клавиатурой сидел словно бы сам Моцарт или Бетховен, то у меня было ощущение, что за роялем был не Плетнёв, а будто сам Шопен. До сих пор не могу поверить, что я это слышал и даже почти видел, как играл великий поляк — даже после Чайковского это было уже нечто запредельное, на грани какого-то помешательства, медиумического общения с автором. И пусть какие-то места были смазаны, что-то напутано, а какие-то ноты остались недоигранными, но разве медиум обязан выражаться внятно и разве это имеет какое-то значение перед совершенно фантастическим общим впечатлением? Плетнёв играл Балладу примерно в той же манере, в какой обычно играют шопеновские мелкие вещи, например, ноктюрны или экспромты: звучность опять же не превышала самого скромного порога даже в кульминациях, все пассажи были очень нежными и хрупкими, ничего не было звучащего «крупно», а тем более, массивно, но это поразительно шло этой Балладе и было полное впечатление абсолютного «попадания» в шопеновскую стилистику. Бисовую 4-ю балладу Шопена я считаю откровением. Она была сыграна так свободно, так смело, так рискованно-рубатно, что именно в этом, пожалуй, и выразился эффект «реинкарнации», о котором я выше говорил, ибо только автор мог позволить себе подобные вольности в обращении с текстом в плане субъективно-окрашенных интонационных расшифровок, которые можно лишь почувствовать и угадать, но не вычитать в тексте, тем более, что их там нет. На следующий день Плетнёв полностью повторил всю программу, включая бисы, но сыграл это всё гораздо более собранно и мужественно. Парадокс состоит в том, что это не было так интересно, как накануне, хотя форте было сильнее, динамика была более контрастной, всё было подано более внятно, но, пожалуй, столь же «необязательно» в пианистическом отношении. Было заметно, что Плетнёв то ли тяготится своим пианизмом, то ли не желает с ним возиться, и игра его была порой неряшлива. Впрочем, пианист давно уже стал легендой, и что бы и как бы он ни играл, всё будет встречено «на ура». И хотя я лично был крайне недоволен точным повторением программы, потому что первоначально клавирабенды планировались абсолютно разными по содержанию, в частности, в одном из них фигурировали Рахманинов и Шопен, но зато можно было оценить, насколько же по-разному одна и та же программа может прозвучать у Плетнёва даже в том случае, когда исполнения разделены всего лишь сутками. На втором концерте я понял, что 4-я баллада Шопена вышла на бис не совсем «экспромтом», а была явлена нам из той программы, которую Плетнёв в этот раз так и не сыграл. Явился ли Плетнёв каким-то «новым» после своего молчания как пианиста в течение последних лет? И да, и нет. В целом он давно уже такой: ещё в прошлом веке он выработал и эту понурую мученическую походку, и отсутствующее выражение лица, а также начал практиковать в игре нивелирование резких звучностей даже там, где они нужны для контраста. За последнее его ругают специалисты уже лет десять. Перелом к нынешнему стилю произошёл у него где-то в середине 90-х. Я отлично помню, с каким подъёмом он однажды сыграл в Москве 4-ю сонату Скрябина, какой это был радостный полёт и экстаз, но с тех пор его словно подменили — Плетнёв будто погрузился с головой в «скорби всего человечества». Не знаю подробностей, но догадываюсь, что сказывается и возраст, и его личные драмы, да и положение дел с классической музыкой во всём мире и у нас в стране. Также подозреваю, что музыкант понял, что по части чистого пианизма ему уже не догнать зафиксированную грамзаписью игру титанов в этой области и никогда не сравняться с ними, поэтому он «махнул рукой» на чистое совершенство и ищет и пестует ныне в любой музыке интимные шевеления души. Что ж, имеет право! Зато для меня новой стала гораздо большая певучесть фортепианного звука Плетнёва. Во-первых, исчезли сухие щелчки мелкими нотами, за которые его часто упрекали специалисты, во-вторых, он стал играть намного мягче, а в то же время намного свободнее, иной раз почти уже на грани переинтонирования чужого материала. Какой-то музыке это очень идёт, например, Чайковскому и Шопену, а также, пожалуй, Моцарту, сыгранному на бис, а вот в Бетховене это выглядело неубедительно. Я также полагаю, что его исполнение Чайковского интересно не только само по себе, но и как заслуживающий подражания пример обращения выдающегося пианиста к фортепианному наследию великого русского композитора, и очень хотелось бы, чтобы фортепианный Чайковский был в России не менее популярен, чем Шопен. Но для этого нужны такие пианисты, как Рахманинов, Гольденвейзер, Игумнов, Оборин, Рихтер, Плетнёв — да, в исполнении Чайковского Плетнёва вполне можно числить в этом ряду. Композиторский дар его проявляется не столько в довольно надуманных собственных сочинениях, сколько в различного рода переложениях и в творческом отношении к ранее созданным чужим произведениям, что и было продемонстрировано на концертах в «Оркестрионе».

Фото: ИТАР-ТАСС; Информационная поддержка новости оперы, балета и классической музыки glinka-capella.ru - belcanto.ru

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5478 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5319 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:5118 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:5066 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:5012 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4960 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4855 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4788 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4773 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4599 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер