Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Культурные новости >> Классическая музыка >> «Дирижирование — тёмное дело»?
«Дирижирование — тёмное дело»?
19.03.2013 00:18
Автор - Римский-Корсаков. Портрет кисти Валентина Серова Иосиф Райскин.
18 марта, в день 169-летия со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова, мы публикуем замечательное мини-исследование петербургского музыковеда И. Райскина об одном печально знаменитом крылатом выражении… В противоположность XIX веку, главной исполнительской задачей которого — как в пьесах Островского, так и в симфониях Бетховена или операх Глинки — была задача полнее реализовать автора, XX век выстроил концептуальный перпендикуляр к авторскому замыслу... Из предисловия к сборнику интервью
«Портреты современных дирижеров». М., 2003 Книгу, откуда заимствован приведенный эпиграф, я прочел с огромным интересом. Составитель сборника Надежда Маркарян взяла интервью у тридцати крупнейших современных дирижеров. Иных уж нет — тем драгоценнее каждое сохраненное в интервью слово Иегуди Менухина, Евгения Светланова, Евгения Колобова... С теми же, кто далече, тоже не каждому доведется поговорить о загадках дирижерской профессии. По выходе книги появились рецензии, которые воздали должное составителю, благодарно оценили ее многолетний труд. Но ни в одной из рецензий не была сделана попытка оспорить некоторые «фундаментальные» положения (постулаты, посылки — назовите, как хотите!), высказанные Надеждой Маркарян в первой главе, которая представляет собой, в сущности, предисловие к сборнику интервью. Заметьте, я говорю только о принципиальных положениях: любые вкусовые предпочтения, любые расхождения в оценках музыки или ее исполнителей, если и могут быть поводом для полемики, то совершенно в ином контексте. Но обида! Но тоска! Обида на Н. А. Римского-Корсакова, чьим именем без конца козыряют, повторяя — будем же откровенны — довольно-таки пошлую фразу (см. заглавие!). Тоска, вернее ностальгия по XIX веку, когда (о, счастье!) и в театре, и в концертном зале перед артистами была задача полнее реализовать автора. Итак, обида и тоска — два дивных чувства, близких нам, подвигли меня на небольшое исследование. Я не стану развертывать перед читателями историю дирижерских выступлений и педагогической деятельности Римского-Корсакова. Она хорошо известна: концерты в Бесплатной музыкальной школе (БМШ) и в Императорском русском музыкальном обществе (ИРМО), во Франции и Бельгии, на Всемирной выставке в Париже... Создание инструментальных классов в Капелле, дирижирование студенческими оркестрами, духовыми оркестрами военно-морских заведений, инспектором которых Римский-Корсаков был назначен и довольно долго служил... Премьеры собственных сочинений и произведений других русских композиторов... Словом, это более чем тридцатилетняя практика концертирующего дирижера и педагога. Практика, казалось бы, опровергающая сомнительный афоризм, приписываемый композитору. Но вот только несколько примеров, взятых наугад из прессы последних лет — читатели могут убедиться, что их (примеров) куда как больше. Пожалуйста: «Среди музыкантских профессий дирижирование — не только одна из относительно молодых, но и, пожалуй, наиболее виртуальная. Иначе говоря, это не вполне объяснимое, таинственное, неуловимое, по меткому выражению Н. А. Римского-Корсакова, «темное дело» (Вечерний Петербург, 11 февраля 1999 года). Шесть лет спустя в той же газете: «Общеизвестны слова Римского-Корсакова, который сказал, что дирижирование — это дело темное» (Вечерний Петербург, 19 января 2005 года). Молодой дирижер, отвечая (14 августа 2004 года) на вопрос не шибко грамотного журналиста петербургского радио («С детства не понимаю, что вообще делает дирижер руками, и что произойдет, если дирижер потеряет палочку?»), сказал, что «во времена Римского-Корсакова дирижирование было темным делом, а с тех пор оно только еще потемнело». И принялся рассказывать анекдоты о дирижерской профессии. Да зачем за примерами далеко ходить — раскрываем книгу Надежды Маркарян на стр. 64. Интервью с выдающимся дирижером так прямо в лоб и озаглавлено: «Темное дело»! Но больше всего я был поражен, слушая интервью на радио России с самой составительницей книги. Журналистка, отпуская совершенно заслуженные похвалы в ее адрес, оговорилась (о, разумеется, конечно же, оговорилась!) и назвала дирижирование ... «темной профессией» (так!). Но ведь ее никто не поправил! Никто не принес извинений ни слушателям, ни дирижерам, ни самому Николаю Андреевичу. Впору обижаться не на Римского-Корсакова, а за Римского-Корсакова! За дирижеров вступился только Кирилл Кондрашин в своей книге «О дирижерском искусстве». «Дирижерство — темное дело», — говорил когда-то Римский-Корсаков. Это выражение стало крылатым... Нет, дирижерство — не «темное дело»! Но вероятно нет другой музыкальной специальности, столь мало разработанной в научном отношении, как дирижирование». С той поры много воды утекло, появились — и у нас, и за рубежом — великолепные книги, исследующие технику дирижирования, психологию, теорию и практику дирижерского искусства. Но по-прежнему «рецензенты, рассуждающие о магии дирижерской палочки, о гипнотическом воздействии дирижера на оркестрантов, в любую минуту готовы спрятаться за случайно оброненную фразу Римского-Корсакова о том, дескать, что «дирижерство — дело темное» (Культура, 22-28 января 2004 года). Это я сам себя процитировал, чтобы читатель не подумал, что я «наезжаю» на своих коллег по критическому цеху. Заблуждение было всеобщим! Хотя в моей интонации читатель, надеюсь, уловил все же нотку сомнения: свежо предание, а верится с трудом! Но об этом чуть дальше, а сейчас о «концептуальном перпендикуляре» из эпиграфа: это-то что за чудище? Читаем (все там же, в предисловии к «Портретам современных дирижеров»): «XX век утвердил мировоззренческий характер дирижерской профессии. И поставил дирижера рядом с другим интерпретатором-мыслителем новейшего времени — театральным режиссером». Мне случалось и раньше слышать о том, что будто бы режиссерский театр породил современного дирижера-интерпретатора. В действительности, как это хорошо известно всякому, знающему историю музыки и театра, все обстояло ровно наоборот. Первые дирижеры-интерпретаторы — назову имена хотя бы только Вагнера и Берлиоза, Листа и Бюлова — появились за пультом симфонических оркестров и оперных театров тогда, когда профессия режиссера в современном смысле слова попросту не существовала. Любая энциклопедия, любой учебник отнесут время возникновения самого института режиссуры к концу XIX века, а среди пионеров профессии назовут режиссеров Мейнингенского театра, так называемых Свободных театров в Париже и в Берлине, Независимого театра в Лондоне, наконец, Художественного театра в Москве. Попытка вывести искусство Малера-дирижера из опыта режиссуры современных ему драматических театров — это попытка поставить проблему с ног на голову в угоду плохо продуманной концепции. Позволю себе незамысловатый каламбур, игру паронимов: Мангеймская капелла, в недрах которой вызрела классическая симфония и в некотором смысле функция капельмейстера-прадирижера, — я подчеркиваю, прадирижера, — так вот, Мангеймская капелла появилась почти на полтора столетия раньше Мейнингенской труппы! Спрашивается, кто кого породил?! Да это и не удивительно, если вспомнить определение музыки, данное Игорем Стравинским: «Феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во все существующее, включая сюда, прежде всего отношения между человеком и временем. Следовательно, для того, чтобы феномен этот мог реализоваться, он требует как непременное и единственное условие — определенного построения... Гёте хорошо это понимал, он говорил, что архитектура — это окаменевшая музыка» (замечу, что фразу эту лучше все же вернуть ее подлинному автору Фридриху Шеллингу и звучит она так: «Архитектура — это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка». — И. Р.). Но если музыка это текучая, подвижная архитектура (разве нет?!), то для возведения симфонии нужен архитектор. Пусть таковым является композитор, тогда кто же дирижер? Он в рамках нашей метафоры — строитель, подрядившийся возвести здание, храм по чертежам (по партитуре) архитектора. Спрошу: нужен строитель-инженер, возглавляющий возведение храма, или можно поручить дело десяткам рабочих (оркестрантов), пусть даже умеющих читать чертежи (ноты)? Ответ очевиден — стало быть, дирижер нужен! Может строитель отклоняться от архитектурного проекта в процессе реального строительства? Конечно, но в жестких рамках, не дающих ему нарушить художественные контуры целого. Вот ведь и Доминик Перро никому не захотел уступить контроль и наблюдение за строительством спроектированного им здания Мариинки-2. Что же до границ свободы интерпретатора-«строителя», то здесь лучше всего вспомнить актуальную сегодня мысль о том, что свобода неотделима от ответственности. В данном случае, ответственности перед автором — композитором, «архитектором музыки». Мнения дирижеров и композиторов на сей счет разнятся: возьмем лишь крайние точки зрения. Так выдающийся дирижер Эрнест Ансерме требовал от исполнителя, чтобы он проник «за пределы текста вплоть до смысла музыки, который автор схематизировал в записи. И в эту минуту он — интерпретатор, а не простой исполнитель». В противоположность сказанному, Морису Равелю приписывают слова: «Я не хочу, чтобы меня интерпретировали!», а Антон Рубинштейн даже высказывал пожелание, чтобы посягательства иных капельмейстеров на симфонии Бетховена рассматривались как уголовное преступление. Игорь Стравинский требовал от дирижера только тщательной подготовки исполнения, «так как всякое иное отношение с его стороны переходит сейчас же в интерпретацию, а этого я не терплю». Идеальный пример — Огюст Монферран, строящий Исаакий — в одном лице архитектор и строитель! Или Густав Малер, исполняющий свои симфонии — в одном лице гениальный композитор и гениальный же дирижер, возводящий в присутствии аудитории звуковые формы — то, что Асафьев определил: музыкальная форма как процесс. Не застывшая кристаллическая форма, а текучая, рождающаяся здесь сейчас. В этом феномен музыки, если расширительно толковать, парадоксальное, на первый взгляд, определение Стравинского. Тогда спросим себя, что такое дирижерский «концептуальный перпендикуляр» к авторскому замыслу? Дирижерский перпендикуляр, например, к Пятой симфонии Бетховена? А вот, что такое — это нонсенс, «реникса», по-русски говоря, чепуха! Мне привелось однажды слышать именно Пятую Бетховена, сыгранную как симфонию четырех скерцо: все энергичные быстрые темпы были замедлены, а медленные — ускорены, средний темп всех частей — allegretto. Воистину перпендикуляр к Бетховену! Зачем? «Ну, скучно же играть одно и то же», — ответил мне дирижер после концерта (не где-нибудь, а в Большом зале филармонии). Так знаменитое словечко Бориса Покровского о режиссерском перпендикуляре к оперной партитуре, неумно перетолкованное на чужой лад, превращается чуть ли не в индульгенцию любого исполнительского произвола. Наш знаменитый режиссер призывал к режиссерской инициативе, к бегству от рутины, от рабского следования чужим образцам, к контрапункту режиссерской мысли и нотного текста. Напомню: «контрапункт — определенный тип многоголосия, характеризующийся сочетанием развитых и осмысленных контрастных мелодий... стройное целое, сочетание единства и контрастности в одно и то же время» (см. любой словарь или учебник). Скажите, может блестящая метафора Покровского служить оправданием режиссерской глухоты к музыке, режиссерского своеволия под флагом свободы интерпретации? Мне часто вспоминается замечательное высказывание американского культуролога Сьюзен Зонтаг: «Интерпретация — это месть интеллекта искусству». Уточню, это месть самовлюбленного квазиинтеллектуала. Подлинный интеллект стремится к гармонии, а не к победе над классиками. Другая расхожая метафора: подобно тому, как режиссер — дирижер драматического спектакля, так и дирижер — режиссер исполнения симфонии. Как будто правильно, но только надо все время помнить, что это метафора, и понимать ее границы. Во всяком случае, умный дирижер знает меру в «режиссировании» симфонии Бетховена. И он никогда не позволит себе обращаться с текстом композитора так, как иные современные режиссеры, которые «не любят инсценировать авторские ремарки», позволяют себе аранжировать Шекспира. Да, режиссерские функции дирижера очевидны. Но сегодня, когда музыкальным миром правит торопливый менеджмент, когда филармонии экономят на репетициях, забывается едва ли не главная функция дирижера — учительская! Дирижер — учитель оркестра, как, впрочем, и режиссер — учитель театральной труппы. Умница Натан Перельман недаром острил: «Какое счастье, что музыку "ставят" учителя, а не режиссеры, не то появились бы "Апассионата" на Таганке, "Лунная" на Фонтанке и т. д. и т. п.» Но где же Римский-Корсаков, спросите вы? А дело в том, что все разговоры о дирижерском перпендикуляре служат оправданием не только «интерпретаторской свободы» (исполнительского произвола), но и того «разлета оценок», который больше чем в каком-либо другом виде исполнительства, наблюдается в рецензиях на концерты дирижеров. И вот тут — внимание! — ссылаются на Римского-Корсакова, который яко бы сказал: «дирижирование — дело темное». Собственную беспомощность и некомпетентность лучше всего защитить авторитетом классика. За эту фразу цепляются всякий раз, когда разглагольствуют об «иррациональных глубинах», о «магнетизме», излучаемом дирижером, об «энергетических потоках», о неисследованных физических полях и прочем пара-научном (то есть, околонаучном!) бреде. Разумеется, магнетизм личности великого дирижера (пианиста, вообще артиста) — вне сомнений; я возражаю только против буквальной интерпретации этих метафизических понятий. Откуда же взялось апокрифическое высказывание. Римского-Корсакова? Приходилось слышать, будто из его статьи «Эпидемия дирижерства». Но ничего подобного там нет. Напротив, эта статья поражает ясным, абсолютно современным взглядом на дирижерскую профессию... Вот что пишет профессор Лео Гинзбург в сборнике «Дирижерское исполнительство»: «Великий композитор приводит в своей статье весьма обстоятельную и для своих дней убедительную классификацию дирижеров по их участию в той или иной практической работе и перечисляет качества, которыми они должны обладать…». Оказалось, сакраментальную фразу не надо искать в архивах. Раскроем «Летопись моей музыкальной жизни», главу VI (1865—1866). Римскому-Корсакову 21 год, он только вернулся из плаванья и «для меня, — пишет он, — началась береговая и петербургская жизнь». В отсутствие Римского-Корсакова приезжал Вагнер, Балакирев стал дирижером БМШ... «Дирижерское искусство было тогда для меня тайной, и я благоговел перед Балакиревым, который эту тайну знал». «Кюи в своих статьях нередко ставил Балакирева как дирижера наряду с Вагнером и Берлиозом. Замечу, кстати, что в ту пору Кюи еще не слышал Берлиоза. Балакирев сам, несомненно, верил в свое превосходство и могущество, и надо сказать правду, что в те времена из дирижеров мы знали лишь его, А. Г. Рубинштейна и Лядова (Константина, отца будущего композитора. — И. Р.). Рубинштейн был в этом отношении на плохом счету, а Лядов уже клонился к упадку вследствие своей беспутной жизни. Некоторой долей доброй памяти пользовался Карл Шуберт; что же касается до заграничных дирижеров, то мы их не знали, за исключением Р. Вагнера, считавшегося гениальным в этом смысле. И вот наряду с ним и Берлиозом, которого помнил только Стасов, ставился Балакирев... Балакирев чувствовал себя окончательно гениальным дирижером, так же думал о нем и весь кружок…». Перейдем к главе VIII (1867—1868). Рассказ о шести концертах Берлиоза в ноябре-декабре 1867 — январе 1868 гг.: «Берлиоз явился к нам уже стариком, хотя и бодрым во время дирижирования, но угнетаемым болезнью... В шести берлиозовских концертах были даны "Гарольд", "Эпизод из жизни артиста", несколько увертюр, отрывки из "Фауста" и "Ромео"... 3, 4, 5 и 6 симфонии Бетховена, отрывки из опер Глюка... Прибавить увертюры "Вольный стрелок", и "Оберон" Вебера... Исполнение было прекрасное; обаяние знаменитой личности делало все. Взмах Берлиоза простой, ясный, красивый. Никакой вычуры в оттенках. Тем не менее (передаю со слов Балакирева) на репетиции в собственной вещи Берлиоз сбивался и начинал дирижировать три вместо двух или наоборот. Оркестр, стараясь не смотреть на него, продолжал играть верно, и все проходило благополучно. Итак, Берлиоз, великий дирижер своего времени, приехал к нам в период уже слабеющих под влиянием старости, болезни и утомления способностей. Публика этого не заметила, оркестр простил ему это. Дирижерство — темное дело…». Ко времени написания воспоминаний о приезде Берлиоза Римский-Корсаков, повторюсь, имел богатейший дирижерский опыт и просто не мог сказать этого псевдоафоризма. Тут надобно заметить, что «Летопись» написана не сразу (см. предисловие А. Н. Римского-Корсакова к 5-му изданию). Хронология возникновения отдельных ее частей следующая: 1 и 2 глава написаны еще летом 1876 года. Следующие 3-7, 11-14 и 22 главы — весной и летом 1893 года в Ялте; далее часть страниц — в 1895 и в 1904 годах, но подавляющая часть «Летописи» в 1905-1906 годах. Еще раз подчеркну, что интересующие нас главы: 6-я — написана в 1893, а 8-я — в 1906 годах. Датировка есть в рукописи и точно проверена Н. Н и А. Н. Римскими-Корсаковыми. Запомним эти даты: 1893 и особенно 1906 (8 глава, где Римский-Корсаков передает слова Балакирева о Берлиозе). Статья же «Эпидемия дирижерства» написана в 1892 году, то есть даже за год до первых высказываний композитора о дирижировании в 6 главе «Летописи», опубликована же она только в 1911 году вдовой композитора в посмертном сборнике Римского-Корсакова «Музыкальные статьи и заметки»; в том же 1911 году статья была перепечатана журналом «Оркестр». Все эти факты общеизвестны, я просто сопоставил их для того, чтобы установить подлинного автора сомнительного афоризма и защитить Римского-Корсакова от спекуляций вокруг приписываемого ему апокрифа.

 

Информационная поддержка новости оперы, балета и классической музыки glinka-capella.ru - belcanto.ru

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5279 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5108 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:4901 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:4872 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4837 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4780 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4672 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4551 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4543 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4446 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер