Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Культурные новости >> Балет >> «Онегин», мелодрама
«Онегин», мелодрама
05.08.2013 00:00

Автор - Людмила Гусева.Татьяна — Ольга Смирнова. Онегин — Владислав Лантратов. Фото Дамира Юсупова / Большой театр

Сезон 2012/13 запомнится как сезон возрождения интереса российских театров к драмбалету — жанру, который давно, полвека назад, списан отечественной культурой. Московский театр Станиславского поставил «Майерлинг» Макмиллана, Пермский — «Ромео и Джульетту» Макмиллана, Михайловский завершил сезон реконструкцией «Пламени Парижа» Вайнонена, а Большой — премьерой «Онегина» Джона Крэнко, балета почти с пятидесятилетней историей. Тенденция, однако... Премьера «Онегина» в Большом прошла с успехом, а спектакль с приглашенными звездами Дианой Вишнёвой и Марсело Гомесом — триумфально.

Русский зритель приучен к сюжетному балету: в России, в отличие от Запада, связь балетных времен не прерывалась, и большой сюжетный спектакль всегда был приоритетным жанром отечественного балета. Это на Западе «новые формы», вживленные в балетное искусство Европы и Северной Америки антрепризой Дягилева в начале ХХ века, диктовали моду на короткий, абстрактный, бессюжетный формат, и так продолжалось до середины 1950-х, до очередного вторжения «варваров» с Востока: в 1956 г. в Англии прошли памятные первые гастроли Большого театра, русские привезли «Ромео и Джульетту» Лавровского, вершину советского драмбалета. Этот легендарный спектакль имел не только колоссальный успех у зарубежной публики, но и стал источником для зарождения собственной балетной драмы. Хореограф «Онегина» Джон Крэнко — один из главных апологетов этого направления на Западе, выходец из Южной Африки, начинавший балетмейстерскую карьеру в Лондоне и сделавший ее в Германии — в Штутгарте. Штутгартский балет в эпоху директорства Крэнко стал не только главным оплотом драмбалета в Европе, но и «кузницей хореографов», из его стен, выпестованная Джоном Крэнко, вышла почти вся балетмейстерская элита последней четверти ХХ века — Ноймайер, Килиан, Форсайт. Почти четыре года Сергей Филин, сначала в ранге худрука театра Станиславского, затем — Большого театра, добивался того, чтобы «Онегин» появился в России. Фонд Крэнко, обладающий правами на его творческое наследие, очень этого не хотел: спектакль Крэнко по «Евгению Онегину» был плохо встречен во время давних, еще в 1960-х, гастролей Штутгартского театра в Советском Союзе. Критика сурово раскритиковала балет, а зрители смеялись, потому что балет был переполнен неточностями и нелепостями, которые очевидны только здесь, на родине «Онегина». Но это не остановило Филина, которому очень хотелось вернуть «Онегина» в страну, где родилась эта история, сначала в поэме Пушкина, потом — в опере Чайковского, в театр, который знает толк в балетной драме. Контракт все-таки был подписан — Филин постарался сделать шаги навстречу Штутгарту: премьеру Онегина предваряли гастроли Штутгартского балета с двумя программами. Отличные, впрочем, гастроли, не затерявшиеся в интенсивном весеннем гастрольно-фестивальном графике Москвы. Ольга — Анна Тихомирова. Ленский — Семен Чудин.  Фото Дамира Юсупова/Большой театр

Штутгартский балет предстал перед московским зрителем, с одной стороны, музеем Крэнко — в репертуаре сохраняются его известные спектакли, один из них — «Ромео и Джульетта» Прокофьева — был включен в гастрольную программу, с другой — вполне живым танцевальным театром, которому по плечу любые изыски современных балетмейстеров. Звездой гастролей стали Алисия Аматриан и целая когорта мужчин-танцовщиков. Артисты из Штутгарта были приглашены Большим театром поучаствовать в премьере «Онегина» в Москве. В финале премьерного блока «Онегина» в Большом один спектакль был штутгартским — они исполнили все пять главных ролей в спектакле, а Татьяной была та самая звезда труппы — Алисия Аматриан. Скорее всего, участие «родного состава» в «Онегине» тоже было условием для заключения контракта на перенос «Онегина» в Москву. Но дело не только в уступке фонду: решение пригласить актеров из «дома Крэнко» концептуально — интересно посмотреть, как танцуют Крэнко танцовщики его труппы сегодня, и отклоняются ли русские танцовщики от «эталона Крэнко».

Премьера была задумана как широкомасштабная акция: 9 представлений подряд (первый опыт блока такой длительности для Большого), 4 собственных состава и 2 состава приглашенных солистов. Правда, из 4 собственных составов к премьере осталось 3,5 — не получившая права «первой премьерной ночи», самая известная балерина Большого Светлана Захарова отказалась от участия в балете, и в спешном порядке с ее партнером — Холбергом — ввели Евгению Образцову. В результате вместо звездного состава (Захарова — Холберг, оба — мировые балетные звезды, а Холберг еще и известный исполнитель Онегина, который идет в его родной труппе — Американском театре балета) премьеру танцевал молодежный состав, случайно или не совсем случайно, состоявший сплошь из нынешних фаворитов администрации. «Онегину» почти 50 лет, но он исполняется на самых престижных балетных площадках: за эти десятилетия в мире не появилось другой версии «Онегина», которая смогла бы потеснить «Онегина» Крэнко. Его уже можно считать классикой? Знак вопроса поставлен не случайно: то, что увидел русский зритель в Москве летом 2013 г. на сцене Большого, можно оценивать по-разному, в том числе и крайне скептически. Но на сей раз смешков в зале почти не было слышно (русская публика перестала читать или думать?), наоборот, премьера прошла с очевидным успехом, и этому есть объяснение. Жанр жестокой мелодрамы, в которую Крэнко превратил многослойный первоисточник, ныне активно пропагандируется «самым важным» из искусств — телевидением, и мыльные мелодрамы — в близком к этому жанру поставлен и балетный «Онегин» — любимы зрителем. Откровенный мелодраматизм «Онегина» поддержан музыкой Чайковского, правда, в нарезке из множества источников, главными из которых стали фортепианный цикл «Времена года» и опера «Черевички», об отрывке из «Франчески да Римини» речь впереди.

На сцене очень условная, подсахаренная Россия — Россия, которой никогда не существовало. Крепостные целуют дамам ручку и жмут руку дворянам, на именинах Татьяны часть дам шляпы не снимает, святочные гадания сестер Лариных происходят летом, у Ольги — еще и при стечении домашних — барышни-дворянки танцуют руку об руку с крестьянами во главе с Ленским и Ольгой, танцы дворни напоминают то ли болгарский хоро, то ли греческий сиртаки, но никак не русскую. По этому поводу можно повздыхать или посмеяться, а можно закрыть на это глаза — не для России ставился этот балет. Трудней простить Крэнко огрубление сюжета и искажение характеров двух главных мужских персонажей балета. Крэнко явно вдохновлялся оперой, а не романом, но и из оперного первоисточника оставлен только остов сюжета: внезапная любовь провинциальной девочки к надутому столичному господину, его отказ, престижное замужество девочки, ее взросление и вхождение в высший свет, «внезапное прозрение» господина и его притязания на любовь, которые героиня, благополучно вышедшая замуж, не без сомнений и тяги к господину, отвергает. Из героев «Онегина» более всего не повезло Ленскому: он ведет себя так, как было непозволительно вести себе не только дворянину (к тому же и закончившему престижный германский университет), но и любому порядочному человеку в обществе — во взвинченном состоянии Ленский публично хлещет Онегина по щекам перчатками, дает пощечину и при попытке примирения перед дуэлью. Онегин выставлен однозначно отрицательным героем, интриганом и плохо воспитанным человеком, «демоном», наказанным в спектакле совершенно по заслугам. Разве у Пушкина, да и у Чайковского Ленский — истерик, а Онегин — только злодей и коварный искуситель, разве он тоже не жертва, разве он заслуживает только наказания, а не сочувствия? Онегин — Владислав Лантратов.  Ольга — Анна Тихомирова. Ленский — Семен Чудин.  Фото Дамира Юсупова/Большой театр

Чуть больше повезло Татьяне, которая и у Крэнко (так же, как и в опере) — главная героиня, но и ее он «награждает» странным поведением. На балу у Лариных после объяснения, в котором Онегин ее отвергает, даже демонстративно рвет ее письмо в клочки, она все равно пытается привлечь его внимание: монолог Татьяны Крэнко — странный, клочковатый, наполненный нелепыми па, выглядит как умопомрачение. Это психологически абсолютно немыслимо для Татьяны, которую мы знаем (и любим): объяснение уже состоялось, все точки на i расставлены, тут не до публичных и назойливых проявлений своих чувств. Против пушкинской и чайковской Татьяны в балете работает и совместный яростный «набег» с Ольгой на Ленского сразу после его припадка на балу и перед дуэлью. Даже опытным актрисам — Аматриан и Вишнёвой — не удалось преодолеть в этих номерах сопротивление хореографического материала настоящей Татьяне. Но в балете есть то, что очень привлекательно для артистов, хотя, скорей, для артисток, включая «божественных» (не случайно в московской премьере должны были участвовать две балерины из числа современных небожительниц — Вишнёва и Захарова). Это «драматическое» пространство главной героини — от искренней деревенской барышни до неприступной княгини, неостывшие чувства которой спрятаны под ежедневной светской маской, и танцевальный «Олимп» — головокружительные, с рискованными поддержками и сверхвысоким эмоциональным накалом, дуэты главных героев. Самые знаменитые — с зеркалом, из которого материализуется Онегин в сне-видении Татьяны (какой, однако, традиционный балетный жанр!), и финальный — объяснение перед окончательным разрывом.

Поставлен финал на музыку «Франчески да Римини», и музыка здесь, первый раз в балете, создает не музыкальный фон, а саму ткань танца, определяя его страстный накал. Сколько пар — столько и вариантов решения финального дуэта: от неприятия до упоения, от надежды до обреченности, от любви до ненависти и обратно. Многовариантный финал — если он исполнен на уровне — компенсирует все недостатки этого балета и объясняет его долголетие. Первый состав, предложенный театром и одобренный фондом Крэнко, ради которого пожертвовали Захаровой и Холбергом, включал молодую балерину Ольгу Смирнову (выпускницу Вагановской академии, танцующую в театре всего два года, но уже обладательницу престижной премии Бенуа как лучшая балерина мира этого года), Владислава Лантратова (очень заметного молодого танцовщика, еще не в ранге премьера, но в «пяти минутах» от него), он станцевал Онегина, Семена Чудина — Ленского и Анну Тихомирову — Ольгу. Заранее можно было предсказать, что Ольге очень пойдет Татьяна (близкий психотип — замкнутая, строгая, аристократичная балерина, разве только мимическая недостаточность Смирновой сработала против жанра балетной мелодрамы), а Анне — Ольга (не менее близкий психотип к своей героине — заводная, яркая, темпераментная балерина, немного «трещотка», пренебрегающая точностью исполнения ради скорости, но ее роль это не испортило). Лантратов — танцовщик благородного типа, мягкий и «душевный», скорее на Ленского, чем на Онегина, в роли демонического главного героя был не совсем в своей тарелке, играл, казался, а не был, но компенсировал это аристократизмом, изысканной красотой и недюжинными партнерскими качествами (Смирнова — балерина немаленькая и не очень опытная партнерша). И только Чудин ни по облику, ни по наполнению роли (при отличных танцевальных качествах у этого танцовщика хронически подхрамывает актерские способности) никак не вписывался в канонический образ романтичного красавца и поэта, каким мы привыкли считать Ленского, к тому же артист во время премьеры не совсем совладал с техникой. Как оказалось потом, первый состав второй пары балета (Ленский-Ольга) серьезно проиграл составу второму — Кристина Кретова оказалась куда более искушенной актрисой и сделала Ольгу живым персонажем, жизнелюбие и лидерские качества вполне уживаются с легкомыслием, а не с глупостью, а Ленский Овчаренко наконец-то стал напоминать не чудака-неудачника, а юного, неискушенного поэта-романтика.

Не зря именно Овчаренко и Кретову поставили в спектакль больших мастеров — Вишнёвой и Гомеса. Два спектакля с приглашенными мастерами представляли наибольший интерес в премьерной серии: штутгартцы — исторический, а русско-американский (Гомес, бразилец по происхождению, — премьер Американского театра балета, Вишнёва — прима этого театра) — вполне животрепещущий. Аматриан в деревенских актах старательно педалировала наивность Татьяны. Конечно, это могло бы показаться вполне трогательным, если бы актрисе не было бы далеко за тридцать, поэтому странноватое поведение неюной Татьяны в большинстве случаев выглядело комично. Но это искупалось легкостью ее танца: в дуэте с зеркалом героиня летала облачком вокруг пригрезившегося Онегина. Вообще, легкость, безусильность и бесшовность дуэтов — завидное качество штутгартского состава «Онегина», московским артистам тут есть чему поучиться. В «петербургском» акте главной характеристикой Татьяны — светской дамы в исполнении Аматриан была нежность и непринужденность, даже платье ее было самое светлое из возможного, нежно-кораллового цвета (у остальных Татьян «коралл» был более насыщенный). Нежностью и искренностью были пронизаны ее отношения с мужем (у Крэнко Гремин — весьма импозантный мужчина), «гармоничный брак» — вот что приходило на ум во время их дуэта, похоже, что Татьяна Алисии Аматриан обрела семейное счастье, хотя и не забыла первую любовь. Но встретиться и расстаться с ее искусителем (а в штутгартской версии Онегин — настоящий искуситель, неприятный господин, хотя и обладающий привлекательностью и внешним лоском) Онегиным ей было проще, чем Татьянам Большого. Ленский — Семен Чудин.  Татьяна — Ольга Смирнова. Ольга — Анна Тихомирова. Онегин — Владислав Лантратов.  Фото Дамира Юсупова/Большой театр Эван МакКи — по слухам, самый известный на сегодня исполнитель Онегина в версии Крэнко — оказался внешне идеальным Онегиным, но внутренне отталкивающим персонажем. Штутгарт поставил его в свой эталонный состав и тем самым доказал, что у Крэнко Онегин — антигерой, противопоставленный главной героине — Татьяне. На русский глаз, штутгартские Татьяна и Онегин оказались совсем не похожи на героев пушкинского «Онегина», которые живут в национальной мифологии. А вот Фогель-Ленский вполне совпал с представлением русских о том, каким должен быть Ленский, хотя черных кудрей до плеч не явил. Интересно, что Артём Овчаренко выступил вполне в духе и стиле Фогеля (читай — Крэнко), более всего из москвичей приблизившись к штутгартскому оригиналу, но Фридеман Фогель танцевал куда более кантиленно и чувственно, и вместе с тем без драматического пережима. Выступление Анны Осадченко из Штутгарта в роли Ольги было сопоставимо с московскими, разве что в полетности она проиграла Тихомировой, а в актерском разнообразии и сценической органике — Кретовой.

Все это исключительно балетные радости, но если бы не Вишнёва и Гомес — пара, которая имеет все шансы войти в балетную историю парой легендарной — чисто балетными, театральными страстями, такими же надуманными как и Россия у Крэнко, премьера «Онегина» в Большом и ограничилась бы. Но на их спектакле пахнуло не придуманным Джоном Крэнко в далеких 1960-х балетным сочинением, а небалетной подлинностью. Диана Вишнёва, которую часто можно упрекнуть в некоторой сценической барочности, чрезмерности, предстала образцом естественности — в первых двух актах балета действительно молоденькой девушкой, впервые оторвавшейся от книжек и потрясенной огромным чувством, в финале — сильной женщиной, прожившей с болью неразделенной страсти до искушения соединиться с Онегиным, наконец-то ответившим ей столь же большой страстью. Трудно найти для Татьяны Вишнёвой такого вызывающего искреннее чувство партнера, как Марсело Гомес. Да, это не Онегин, не красавец и не интеллектуал, скорей Злой гений, чем Ангел-хранитель, это латиноамериканец с жгучим темпераментом, настоящий мужчина, чьему мужскому обаянию совершенно невозможно противостоять. Герой Гомеса убежден, что ничто его не может вытащить из мизантропии и одиночества. Первый дуэт с Татьяной он начинает даже с заинтересованностью, но по ходу решает — «опять не то», лучше не начинать, отставляет в сторону, но отставляет с горечью. Во время бала у Лариных он разочарован поведением Татьяны, не понимающей и не принимающей отказа, и его жестокое поведение с Ленским вызвано досадой, неловкостью положения, ненужной ему любовью «бедной девочки». Преобразившуюся Татьяну-даму на петербургском балу он узнает с болью и осознанием собственной непоправимой ошибки, его визит к княгине Греминой — не от стремления ее завоевать, а от невозможности жить без нее, справиться с чувством. Финальный дуэт Дианы и Марсело обжег как оголенные провода: их герои не могут быть друг без друга, но и вместе тоже. Татьяна-Диана вырывает эту страсть с кровью — их бросает друг к другу, но их одиночество непреодолимо. Указывая Онегину на дверь, Татьяна обрекает себя на страдание до конца жизни. А счастье было так возможно... Именно в такие минуты понимаешь величие танцевального искусства, когда слова бессильны выразить всю палитру чувств и малейшие их нюансы. Большие артисты — Вишнёва и Гомес — искупили нелепости «Онегина» Крэнко. Этот ветеран балетной сцены может быть банальной ходульной мелодрамой, а может быть актуальней сегодняшней газеты — но только в случае, если к нему прикасаются великие исполнители.

Фото Дамира Юсупова / Большой театр

Информационная поддержка новости оперы, балета и классической музыки glinka-capella.ru - belcanto.ru

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5284 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5114 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:4909 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:4879 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4844 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4785 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4677 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4556 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4548 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4449 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер