Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Культурные новости >> Балет >> Звёзды балета: Артём Овчаренко
Звёзды балета: Артём Овчаренко
19.04.2013 00:53

Автор - Катерина Кудрявцева.Артём Овчаренко
В рубрике «Интервью с молодыми исполнителями балета» — разговор с премьером Большого театра Артемом Овчаренко. Артист пришел в Большой в 2007 году, будучи обладателем феноменального прыжка, нескольких балетных премий, любимцем конкурсной критики и звездой класса покойного А. Бондаренко (ведущий педагог МГАХ — прим. ред.). На первых порах адаптироваться в профессии ему помог Николай Цискаридзе, в настоящее время работает со старейшиной преподавательского состава Большого театра Николаем Борисовичем Фадеечевым. Начал Овчаренко с кордебалета, на второй год работы в театре подготовил с Н. Цискаридзе и блистательно исполнил партию Принца в балете «Щелкунчик» на фестивале, посвященном 50-летию творческого дуэта Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. Прошел всю лестницу театральной иерархии за шесть сезонов и в 2013 был возведен в ранг премьера. В его репертуар входят партии Принца в «Щелкунчике», Франца в «Коппелии», Альбера и Феба в «Эсмеральде», Ромео в «Ромео и Джульетте», Альберта в «Жизели», Голубой птицы и Принца Дезире в «Спящей красавице», Лорда Вилсона – Таора в «Дочери фараона», Князя Курбского в «Иване Грозном», Студента в «Анюте», Графа Вишенки в «Чиполлино», Антуана Мистраля в «Пламени Парижа», Принца Зигфрида в «Лебедином озере», Аполлона Мусагета, Жана де Бриенна в «Раймонде», Петрушки, солиста III части в «Симфонии до мажор» и «Бриллиантах» Дж. Баланчина, Первого танцовщика в «Утраченных иллюзиях», Замарашки в «Мойдодыре». Репетирует партию Ленского к июльской премьере балета Дж. Кранко «Евгений Онегин».
 
  Артём Овчаренко в балете «Щелкунчик» — Граф Альберт, Голубая птица, Дезире, Зигфрид… А что было до всех этих партий, когда ты впервые пришел в балет?
 — Все началось с того, что во мне было слишком много энергии: ее куда-то надо было девать. Мама отдавала меня в разные кружки. В этот список включалось абсолютно всё – и единоборства, и шахматы, и плавание, и футбол… Что только ни пробовал. Но быстро терял интерес ко всему. Ну, что футбол? Побежал, забил, гол. Что каратэ, тхэквандо? Ударил ты, ударили тебя. Никак не мог поймать смысл – для чего это? А когда первый раз посмотрел балет, когда увидел парня, танцовщика в театре, который прыгал, вертелся, да еще под музыку, под целый оркестр – меня это очень удивило, я не знал, что такое возможно. И я сразу сказал: хочу этим заниматься. Не понял тогда, что это очень не просто. Но я загорелся, и мама отвела меня в балетную школу. Хотя чаще бывает наоборот: дети приходят в балет, потому что этого хотят их родители.
 
  — Ты потянулся за каким-то красивым искусством или чтобы конкретно добиться того, что делал тот парень?
 — Не могу сказать, что имел какое-то понимание об искусстве, мне было 11 лет. Увлекло какое-то сочетание музыки и «физики», пластических возможностей человеческого тела. Плюс ко всему у людей, особенно в Днепропетровске, откуда я родом, не так много шансов научиться делать нечто подобное. Я хотел повторить, понять, смогу ли я это сделать, хотел проверить себя на прочность. И, наверное, это срабатывает и по сей день. Берясь за какие-то партии в спектаклях, я сам себе отвечаю на вопросы: на что я еще способен, какие творческие грани, во мне закрытые, могу еще открыть? Как делать то или это? Не «списывая» с кого-то, а извлекая что-то из самого себя.
 
 Артём Овчаренко в балете «Аполлон» — Хорошо знают московскую или питерскую балетные школы. А что такое школа украинская? Или конкретно днепропетровская?
 — В украинской школе много людей, которые учились в Петербурге. Сказать, что она какая-то особая, украинская, не могу. Те же комбинации классических па. Понятно, что уровень иной. Но вот мой последний педагог в Днепропетровске, Вячеслав Волков, учил тому же, что и знаменитый Пестов: той эластичности, тому понятию стопы, правильной, вкусной, сильной, строгой, натянутой – батман тандю, лицом к станку, где ты прожимаешь своды, вытягиваешь каждую часть ноги: бедра, пальцы – все медленно, по 1-й позиции, по 2-й, по 5-й... Про Киев ничего сказать не могу, там не учился. Но среди украинцев очень много танцовщиков одаренных – Александр Рябко в Гамбурге, Денис Матвиенко, Леонид Сарафанов, ребята очень хорошо танцевали и танцуют по сей день.
   — Когда ты приехал в Москву и стал учиться в Академии на старших курсах, ты очень выделялся из всех. Как считаешь сам – почему? 
 — Возможно, потому, что очень много танцевал, и был всеядным. Участвовал с 11 лет во всех спектаклях, был на сцене постоянно. В «Дон Кихоте» сначала выходил с бубном, изображая горожанина. Потом «перерос» в пажей, через все это проходил. И когда приехал в Академию, у меня уже был небольшой даже репертуар в театре, и растанцованность, ощущение сцены, ощущение зрителя – этого даже нельзя объяснить, это надо почувствовать. Ты должен постоянно танцевать, должен быть со сценой на «ты», должен все время быть на ней, чтобы она стала чем-то твоим, родным и уютным.
 Артём Овчаренко в балете «Раймонда» — Что дала тебе Академия? 
 — Она мне дала, естественно, школу, выучку. Но я больше ценю людей, которых мне подарила Академия. Александр Иванович Бондаренко, мой педагог. Очень многим ему обязан и не только профессиональной выучкой. Академия – это определенные люди для меня. Люди, с которыми я учился, которые учили меня, которые вкладывали в меня свои знания.
 
  — Александра Ивановича, к сожалению, с нами уже нет… Что был за человек и педагог – Бондаренко? 
 — Мне кажется, он к каждому ученику относился по-разному. Но всех, кто у него учился, в принципе, любил. Я в этом уверен. Он пытался из каждого из нас сделать именно артиста. Хотел, чтобы мы имели базу, крепкий фундамент. Уделял много внимания вращению, другим сложным техническим моментам. Мы с ним проходили вещи, которые опережали программу. Некоторые элементы, из тех, что обычно показывают на экзамене в конце 2-го курса, мы показывали на 1-м. Он проводил очень много времени в школе. Когда мы были свободны, всегда шел с нами в зал, мы что-то пытались выучить, он что-то постоянно пытался нам объяснить: как сделать то или другое. Он был все время с нами…
 
 — Твоя первая роль? 
 — Моя первая роль… Когда я пришел в днепропетровскую школу, у моего первого педагога Виктора Ивановича Рогачева был юбилей. Я всего лишь месяц был в балете, а на меня уже надели какое-то трико, чалму, и я вышел – Алладин. Виктор Иванович когда-то сам танцевал эту партию, и я, как его ученик, тоже должен был… Ну, хореография не сложная – шаг, шаг, батман, ранверсе, поворот, сотеню, два шине и всё. Такой была моя первая роль. А в Большом театре мой самый первый выход – это «копья» в «Жизели»: та-ра, та-ра-рам… Я очень рад, что прошел все карьерные ступеньки без каких-то перепрыжек: кордебалет, корифей, солист, первый солист, ведущий и премьер. Каждый сезон у меня было повышение. Рад, потому что ценю всех артистов. Понимаю, насколько их труд иногда сложнее моего – ведь солисты могут меняться, а кордебалет меняться не может, особенно когда спектакли блоками идут: по 6 спектаклей без перемен. Эти этапы я прошел быстро в принципе, но это все мне очень многое дало – и как артисту, и как человеку.
 Артём Овчаренко в балете «Раймонда» — Несколько лет назад на конкурсе «Арабеск» ты был награжден призом «За верность традициям московской школы классического танца». В чем ты видишь эти традиции? 
 — Московская школа в принципе отличается от западной. Я занимался немного у Владимира Малахова (интендант Берлинского балета – прим. ред.) в Берлине, у него на классе очень много уделяется внимания балансу, аккуратности ступни, там темп очень медленный, спокойный, ты успеваешь прочувствовать каждую мышцу, успеваешь вывернуть бедра, дотянуть ногу… Но они очень долго сидят на станке и прыгает очень мало людей. Мы же делаем класс во многом для того, чтобы прыгать. Ведь русская школа – это именно прыжки, мужское аллегро. И в классе есть логика – ты делаешь батман тандю, потом жете, пике. Для чего? Для того, чтобы потом наверху делать кабриоль. Определенные движения в определенной последовательности разогревают для того, чтобы прыгать. И русские танцовщики большей частью прыгают лучше. Но даже не в этом основа балета, а в образах. Московская школа – это, конечно, академизм, чистота, и это сочетание движения с музыкальностью… Хотя сейчас я вижу тенденцию, когда русские берут у Запада, а Запад берет у русских некоторые вещи.
  — На чей класс в Большом театре ты ходишь? И всегда ли это один и тот же класс? 
 — Все классы разные, нужно четко знать, какая у тебя цель: разогреться, поддержать тонус, работать с конкретной хореографией. Я могу ходить на разные классы…У Никонова класс в театре очень мужской, он дает прыжки, сложные силовые комбинации. У Акимова класс тонизирует тебя очень хорошо. Если после никоновского класса думаешь о том, как бы немного отдохнуть, то после акимовского хочется прыгать и работать. И ты после его класса бежишь и репетируешь… Вообще, выбор класса, очень зависит от спектаклей, которые я репетирую в данный момент. Если ты танцуешь хореографию Лакотта или Бурнонвиля – а она специфична, там большое количество «заносок», – то на классе уделяешь большее внимание 5-м позициям, фраппе, кудепье... Так что я и на женский класс могу пойти – там ноги становятся более эластичными, воспитанными, прорабатываются те самые 5-е позиции. Если танцуешь балеты Григоровича, тебе необходима выносливость, очень большая физическая сила, крепкая спина, развитые ляжки. И ты должен доводить себя до предела, до изнеможения, делать все от начала до конца и на классе, и на репетициях – чтобы не умереть на спектакле. Потому что когда ты еще включаешь эмоции, то начинаешь «гореть», тебя просто-напросто может не хватить. Эмоции забирают 50% физической силы, и теряется вес. Если идут, например, «блоки» балетов, и я танцую спектакль за спектаклем, за 2-3 дня могу потерять 2-3 кг.
 
 Артём Овчаренко в балете «Раймонда» — Как и чем потом нормализуешь себя? 
 — У тебя не хватает сил, но принимать какие-то гуараны, энергетические ред-буллы и другие стимуляторы в большом количестве очень вредно. Ем овощи, крупы, мясо… Это необходимо, чтобы не сидеть на допинге. Любой допинг скажется потом на твоем здоровье... Нужно спать 8 часов и есть правильную пищу 3 раза в день. Чтобы не играть со своим здоровьем.
 
 — И ты вовремя обедаешь в театре? 
 — Если у меня загруженность серьезная, то обедаю после шести или уже дома. Могу обед пропустить из-за того, что не успеваю или просто забываю…
 
 — А только что так правильно про 3 раза в день говорил… 
 — Говорил… Но обедать обязательно надо, от этого силы. Хотя в то же время ты не можешь много съесть, потому что надо прыгать, надо носить балерину. Если переешь, то просто не сможешь двигаться.
 
 — Расскажи об одном своем дне, пусть даже не с правильной едой, — как он строится? 
 — На завтрак – углеводы, долго помогают сохранять энергию. Печенье со злаками. Плюс кофе – маленькую дозу кофеина, чтобы проснуться. Из всех веществ, которые могут тебя взбодрить, кофе – единственный безвредный энергетик. На работу по Кутузовской трассе: пробки – не пробки – еду, слушаю музыку. Музыка – это мое настроение. Она может быть любой, от классической до рока. Хотя классическая все же редко – я столько ее слушаю в театре… Потом класс. А дальше – расписание разное. Репетиции могут варьироваться – или сразу после класса, или первая репетиция может начаться вообще только часов в шесть.
 
 Артём Овчаренко в балете «Эсмеральда» — А сколько репетиции длятся? 
 — В зависимости от того, что репетирую. Например, в «Драгоценностях» есть дуэты – такого долгого адажио никогда не видел: длится 11 минут! В нем масса нюансов и некий минимализм: вы вдвоем на большой сцене, на которой нет ничего, и вы должны рассказать историю об отношениях. Сделать это, на самом деле, не просто. А помимо этого адажио есть и какие-то свои вариационные кусочки, это тоже надо проработать, это классика – всё должно быть филигранно чисто. И в то же время музыкально, ведь здесь – Баланчин, он необычный хореограф, его надо понять. У Баланчина акценты вниз. Большинство хореографов ставят «раз» – наверх, «раз» – прыжок уже, а у Баланчина «раз» – вниз, плие, потом уже на «два» – прыжок. Это свойственно Баланчину – не то, чтобы его автограф, но что-то вроде того.
 
 — Вообще сложно перестраиваться с одного хореографа на другого, с одной роли на иное амплуа? 
 — Сложно, когда танцуешь в «Мойдодыре» Замарашку, а после этого Таора в «Дочери фараона». Вот это сложно. Замарашка – партия настолько свободная, ты здесь как бы лунные дорожки делаешь Майкла Джексона, а потом вдруг танцуешь чистую классику в 5-х позициях с голыми ногами. Проще перестраиваться, когда после классики берешься снова за классику. 
 
 — Можно ли сказать что какая-то хореография или какое-то амплуа к твоей конфигурации, к твоим данным больше подходят? 
 — Я думал, что мое амплуа – это принц. Но сейчас танцую такие партии, что, знай я об этом два года назад, не поверил бы. Например, Князь Курбский. Над этой ролью я работал с ее первым исполнителем Б. Акимовым, он передавал хореографию, все то, что в свое время они с Григоровичем вместе делали – образ князя, боярина, который идет уверенными крепкими, мужскими шагами, и ведет за собой войско на татар. Нужно было продумать – какой ты должен быть в бою: страшный, должен идти, как траву сметать, в этот бой. И в то же время отношения с Анастасией, Иваном Грозным… Эта роль – отдельная история. Это не принц. Хотя принц для меня – тоже очень интересно. Ведь Дезире, Зигфрид или принц-Щелкунчик – разные принцы. Один, например, – принц-мечта, которого придумывает Маша. Каким ты должен быть? Ты должен быть в ее глазах идеальным. Не просто быть таким принцем в этом балете. Или какой ты в «Лебедином» в момент своего совершеннолетия? Обо всем этом нужно думать…
 
 Артём Овчаренко в балете «Коппелия» — Принцы – достаточно сложные образы, потому что в чем-то абстрактные, нереальные… Как танцевать эту нереальную историю? 
 — Как танцевать?.. Я люблю тот момент, когда могу испытать эмоции, которые не испытываю в жизни. В этом вообще прелесть сцены. На сцене я могу расколдовать спящую принцессу, держать убитого друга в своих руках – я говорю про Меркуцио, могу почувствовать, как от ненависти «сносит крышу», могу убить Тибальда. Могу увидеть любимую, которая мертва, не ведая, что она скоро проснется. Могу выпить яд… Я не хочу испытывать все эти чувства в реальной жизни, но у меня есть возможность испытать это на сцене…
 
 — Сейчас твой педагог — Николай Фадеечев. В начале твоей работы в Большом был другой – Николай Цискаридзе. Почему ты ушел от него? 
 — Это старый вопрос, я на него сто раз отвечал…
  — Ответишь в сто первый? 
 — Мы просто разные люди. С разными взглядами на жизнь, с разным пониманием важного в балете… Я решил подойти к Фадеечеву – у меня до того были пару раз с ним репетиции. Я понял, что это мой человек. Человек, с которым хорошо, комфортно в зале, который близок мне по духу, который умением своего слова может передать большие идеи. Этот человек, иногда не вставая, объясняет так, как другой не может тебе даже показать. У него 20 лет стажа на сцене плюс 40 лет репетиторской работы, через него прошло столько артистов! С ним я подготовил большинство партий. Он много рассказывает, дает почувствовать правильный дух любой роли, правильное настроение, правильную «психофизику». Очень важно поймать это. Важно понять разницу между артистом и танцовщиком.
 
 Артём Овчаренко в балете «Коппелия» — И в чем она для тебя, эта разница? 
 — Я стремлюсь развивать себя прежде всего как артиста, что же касается туров, пируэтов или жете – это, разумеется, должно быть. По технике тебе твои педагоги, коллеги могут сказать: ты не довернул пяточку. А зрителю важно, чтобы ему рассказали историю – ему важно знать, для чего ты прыгаешь, для чего ты крутишься, для чего ты с этой девушкой, кто ты такой вообще. Ты должен с первым выходом сложить все пяточки и носочки так, чтобы зрители тебе поверили. И ты сам должен поверить себе. Если берешься за спектакль, ты обязан поверить в то, что ты – правда Принц, правда Джеймс, правда Франц или тот же Замарашка. Когда поверишь, тогда это и будет правдой. Когда отдашь себя полностью и без остатка, станешь самым богатым. Это для любого артиста, мне кажется, самое ценное.
 
 — И как поверить в то, что ты делаешь? 
 — Тут, наверное, у каждого свои личные ощущения. Для меня – не представлять, что у тебя есть вторая жизнь вне театра. У тебя есть только эта жизнь. Все твои друзья и не друзья – здесь, сейчас, на этой сцене. Вся твоя история происходит тут. Другого ничего просто нет. Я только так могу это объяснить…
 
 — Как развиваешь в себе те же артистические способности? 
 — Читал Станиславского, Михаила Чехова. Конечно, есть определенные технические приемы, но когда я берусь за роль, то не думаю о том, чтобы специально применить тот или иной прием. Возможно, это все уже есть где-то во мне. И нужно просто почувствовать – что и когда сделать. Иногда, если специально думаешь – где и что применить, то могут возникать штампы, и они во всех партиях будут видны, эти жесты одинаковые… Хотя, конечно, нужно все время искать, чем разукрасить свой монолог – а разукрасить можно только своим телом. Это единственный мой инструмент на сцене, чем я могу рассказать любую историю … Записываю себя на камеру, смотрю со стороны, что-то исправляю – ведь внутренние ощущения отличаются от визуальных, от восприятия зрителя.
 
 Артём Овчаренко в балете «Сильфида» — Что-то конкретное берешь для своих образов от драматических артистов? 
 — Искренность. Стараюсь. Учусь не делать эмоцию, чтобы она не была фальшивой, а найти причину, которая сподвигла тебя думать так эмоционально. Учусь ловить действие, которое предшествует этой эмоции. Чтобы убить, надо взять меч. Чтобы поцеловать, надо приблизиться. Учусь ловить вот это «до» – эмоции рождаются только на этом. И если тебе надо бежать и поцеловать Джульетту, то надо бежать так, как в последний раз. Конечно, я иногда заигрываюсь в эмоциях, и потом это отражается на здоровье. Были случаи на прогонах перед спектаклем, когда приходил Григорович. А когда он приходит, ты не можешь не выкладываться на всю катушку. С точки зрения техники, эмоций, вообще всего, ты стараешься по полной прожить этот балет для себя, для всех окружающих. И вот в один период у нас было очень много таких прогонов, много репетиций, обычных, генеральных, и когда я уже целовал Джульетту и отходил от нее, у меня кровь шла носом, бросало в жар, становилось плохо…
 
 — А чисто эмоционально — после спектаклей что с тобой происходит? 
 — Прихожу в раздевалку и минут 15-20 не хочу ни с кем говорить, не хочу ничего слышать. То, что я отдал, мне надо как-то вернуть обратно. Заполнить пустоту, потому что отдал себя без остатка. А заполняется она только временем. Таким спокойным – главное, чтобы поменьше людей, разговоров, чтобы тебя не тревожили, не задавали очень много вопросов.
 
 — Ну, а перед спектаклем – как настраиваешься и вообще что делаешь? Вот тебе осталось до выхода полчаса… 
 — За полчаса я уже загримирован. Проверяю костюм, балетные туфли, цепкость пола – это очень важно и для вращений, и для маховых движений, чтобы нога не уехала, не поскользнулась. Если скользко, есть канифоль. А иногда пол вязкий, и туфли не канифолишь. Пол, линолеум, всегда разный на всех балетах. Чуть-чуть другое покрытие – и нужно щупать, приспосабливаться. Или пол могут помыть чем-то скользким и тогда ты – как на льду. Потом, когда все артисты дружно поканифолятся и побегают по линолеуму, тогда можно танцевать… Ну, конечно, греюсь на сцене: батман тандю, жете, немного прыжков, релеве, шажманы – сделать это очень важно, чтобы не произошло никакого конфуза на спектакле. Привыкаю к объему сцены, к свету, ведь прожектора – это другой свет, очень яркий, не такой, как в репетиционном зале. Стараюсь надеть что-то на себя, чтобы ноги были в тепле. Вот это «тепло» самое сложное во время спектакля – нужно думать о том, чтобы постоянно быть разогретым. И еще нужно уметь равномерно распределять всю нагрузку. Но это подсказывает тебе твое тело.
 
 Артём Овчаренко в балете «Эсмеральда» — А что еще оно подсказывает? 
 — Ну, например, как вообще вести себя в день спектакля. Я могу сделать класс в 11 часов, потом поехать домой, пообедать, даже поспать часа два, снова приехать в театр, загримироваться. А могу поспать утром подольше и приехать днем, сам сделать станок, разогреть тело, загримироваться… Я «слушаю» свое тело, поэтому тут не всегда все стереотипно. Вообще дни спектаклей – это особые дни, они всегда разные. Спектакли бывают и в 12 часов, и в 6, и в 7. Или спектакли на гастролях – тут все другое. Бывает, тело тебя где-то не слушается, нарушается немножко вестибулярный аппарат после перелета. Но когда гастролируешь часто, и тело свое уже знаешь, то понимаешь, как себе помочь, чтобы завтра на спектакле хорошо станцевать. Это тоже целое искусство: как выходить на сцену, как греться, что делать в тот или иной момент, что конкретно есть перед спектаклем. Ты должен хорошо понимать свое тело, а оно должно подсказывать: нужно съесть сыр – в нем белок, или больше рыбы – она быстрее усваивается. Это все то, из чего состоит моя профессия. Состоит она из большого комплекса самых разных умений и качеств, и мозг здесь работает во всех направлениях.
 
 — Никогда не чувствовал какую-то ограниченность, замкнутость балетного мира? Ведь ни на что другое ни времени, ни сил уже не остается… 
 — Мне кажется, сам мир балета настолько широк... Вообще это очень философский вопрос, и касается даже не балета, а жизни вообще. Мы то, чем мы живем. На что мы обращаем внимание, что чувствуем, то и встречаем в своей жизни. И не важно, кто ты – адвокат, футболист или артист балета. То, что ты ищешь, то ты обязательно и найдешь. В кругу балета или в какой-то другой области. Замкнутости никогда не чувствовал. Все, что хотел, находил и нахожу здесь… Столько работы, столько хореографов, столько людей и возможностей! Времени не хватает на то, чтобы это все охватить. Конечно, всё охватить и невозможно, и солнцем для всех быть нельзя. Понимаю, что надо брать что-то определенное и делать постепенно каждую роль, каждую партию…
 
 Артём Овчаренко в балете «Коппелия» — Что скажешь о конкуренции в балете? 
 — Задача любого артиста, как мне кажется, – не в том, чтобы кто-то станцевал хуже тебя, а в том, чтобы ты станцевал лучше. Это надо понимать. И этого добиваться. Если конкуренция такая, то это правильная конкуренция, она подстегивает и меня, и любого артиста. Когда ты видишь, что человек лучше танцует, то начинаешь к этому уровню тянуться. Самое сложное – когда попадаешь в тот коллектив, где ты самый лучший: тут можно быстро расслабиться, «зазвездиться», начать диктовать свои правила, и это будет уже не верно… Что касается конкуренции, скажу, что сейчас с открытием исторической сцены, стало очень много работы. Если раньше были проблемы с тем, чтобы дождаться своего часа, то сейчас столько спектаклей, что порой даже не хватает артистов, чтобы их станцевать. Недавно я танцевал две «Коппелии» подряд с М. Александровой. И у меня не было замены. Случись что со мной, закрыли бы спектакль. Какая здесь конкуренция! Тебе нужна работа? Хочешь танцевать? Берись. Вот тебе концертмейстер, вот педагог. Делай!.. 
 
 — Какие-то смешные случаи из твоей балетной жизни вспомнишь? 
 — В принципе каждый день бывают какие-то юморные вещи. Это надо видеть, сложно передать. Я на самом деле часто юморю на репетициях, когда все уже устали, а работать надо. И все начинают улыбаться, и работа как-то легче идет… Но бывают какие-то курьезные вещи на спектакле, и надо принимать решение сразу, на ходу. Как-то я танцевал Джеймса в «Сильфиде», и по сценарию в один момент появляется колдунья Мэдж у камина, я ее замечаю, подбегаю, она должна смотреть на меня, и я ей как бы говорю: ты здесь что делаешь? Но тогда, на том спектакле – неизвестно почему – Мэдж продолжала пялиться в камин. И я вдруг понимаю – если я буду «разговаривать» с ее спиной – зритель этого не поймет. И вот я беру эту Мэдж за плечо, разворачиваю и сквозь зубы, вместо запланированного немого вопроса цежу: «Ты в своем уме?» Я просто за эти доли секунды, что подбегал к ней, смог если не подумать, то как-то интуитивно осознать, как бы я поступил в реальной жизни - развернул бы человека, чтобы увидеть глаза, а потом уж что-то сказал…
 
 Артём Овчаренко в балете «Эсмеральда» — А бывало когда-нибудь, что ты «текст» забывал, и приходилось импровизировать? — Я-то не забывал никогда. Но вот недавно история была в балете Й. Эло «Dream of dream» – нас двое артистов, и мы должны делать клин. Мы начинаем крутиться, крутиться, крутиться, у нас шаг, со де баск (sаut de basque) и идем в разные стороны на этот клин. И вот я вижу второго артиста, он забывает сделать эти движения и уже идет делать клин, а у меня еще пируэт и со де баск. И я понимаю, если я все это сейчас буду делать, все то, что поставил хореограф – то что же будет? Это не моя ошибка, но один из нас сбился. И я его подхватываю, все бросаю, не доделываю свои движения и тоже начинаю клин. Соображаю на ходу, за доли секунды! А по идее, я мог все доделать, и был бы прав. Но что тогда увидел бы зритель?..
  — Вы с балериной Анной Тихомировой замечательная пара и на сцене, и в жизни. Танцевать с любимым человеком – сложнее? 
 — Когда я танцую с другой балериной, я, конечно, за нее тоже переживаю, стараюсь показать ее в лучшем виде. Но когда рядом любимый человек, то все же еще серьезнее относишься к тому, чтобы у вас все вышло здорово. Вот был «Щелкунчик», танцуем па-де-де – обычно когда балерина исполняет свою вариацию, я отдыхаю, стараюсь вытереть пот со лба, чуть-чуть прийти в себя, а когда танцевал с Аней, я смотрел ее вариацию, первый раз в жизни – после своей вариации смотрел женскую, с начала до конца. В принципе я вижу из-за кулис балерин, когда они танцуют, но ни на кого я еще не смотрел так, как на Аню: ты несешь другую ответственность, какую-то двойную что ли... Если такие выходы будут чаще, то будет проще, наверное.
 
 — В 2012-м вы с Аней получили Гран-при телеконкурса «Большой балет». Что ты для себя вынес из этого проекта? 
 — Для меня главное было – понять Аню как балерину. Все наши номера были только дуэтные. Мы не выпячивали себя – «Посмотрите, какой я артист!» или «Какая я артистка!» – мы делали пару.
 
 Артём Овчаренко в балете «Щелкунчик» — Ты неоднократно участвовал в различных балетных конкурсах. Как ты относишься к конкурсной идее в искусстве? 
 — Конкурсы не люблю, потому что балетное искусство для меня не может судиться в баллах. Для меня это не спорт, не «кто выше прыгнул». Но, тем не менее, конкурсы есть, отменять их никто не собирается. И хорошо, что они есть. Это проверка любого артиста на нервы… Что касается телеконкурса «Большой балет», то ведь не каждый человек может прийти в Большой театр, да в любой театр не каждый может себе позволить прийти. Мы в Москве, у нас здесь много возможностей, но если взять дальние города наши, там есть люди, которые вообще не знают, что такое балет. И у них появилась возможность увидеть это хотя бы по ТВ. И в любом случае - вместо попсы и другого мусора, лучше посмотреть «Большой балет».
 
 — Ну, а после танцевальной карьеры? Какие-то планы есть? 
 — Уже сейчас есть предложения сниматься в кино, но я пока не представляю, как мог бы это сочетать. Чтобы сняться в фильме, надо закрыть на некоторое время балет…
 
 — Думаешь ли потом преподавать? 
 — Я уверен в том, что если артист уходит после своей карьеры в педагоги из-за того, что ему больше нечем заняться, он будет плохим педагогом. У каждого педагога должен быть дар. Каждый педагог должен сомневаться – браться ли ему за это, педагог ли он вообще или нет? Если это призвание во мне раскроется, если я как-то пойму, что могу преподавать, конечно, я буду преподавать. Но я пока на это не настроен. Конечно, я неплохо уже знаю основы классического искусства. Много видел, много танцевал, многое через себя пропустил. Могу многое подсказать в зале, на сцене. Но я пока делаю себя. Пока мне это очень интересно. Столько спектаклей, столько балетов, которых я еще жду… Но я особо не загадываю, ведь правильно говорят: если ты хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах. Никто не знает, что будет завтра. Я стараюсь жить сегодняшним. И не жить прошлым: если мы повернуты лицом к прошлому, то какой стороной мы стоим к будущему? Спиной. Это тоже неправильно… Стараюсь быть сегодня вот здесь, пить чай и говорить с тобой. 
 
 Артём Овчаренко в балете «Щелкунчик» — А в судьбу веришь? В какой-то сценарий, в то, что предопределено?.. 
 — Могу сказать одно – все жизненные ситуации, которые у меня были, меня воспитали и сделали меня таким, какой я есть. Судьба это была или не судьба, сценарий или нет – это все хорошо, все правильно. Есть одна интересная притча. У одного африканского короля был друг. Он королю заряжал ружье, когда они ходили на охоту. И как-то этот друг неправильно зарядил ружье. Король выстрелил, и ему оторвало палец. А друг всегда говорил: все хорошо! И когда палец оторвало, тоже сказал: это хорошо. На что король ответил: нет, плохо! И посадил друга в темницу. Потом король пошел на охоту один. Его поймали людоеды, хотели съесть, но увидели, что у жертвы нет пальца. А по традициям того племени, они не могли есть человека с изъяном в теле. И короля отпустили. Он прибегает к другу и говорит: я неправильно сделал, посадив тебя в темницу. А друг на это: все хорошо, если бы я был там, то съели бы меня. Так что все, что ни происходит, должно быть именно так. Я уверен, что в жизни все сбалансировано. Верю в то, что за зло мы получаем зло, за добро – добро. Стараюсь верить, пусть это даже будет не так.
 
 — Что тебя еще привлекает в жизни, кроме балета? 
 — Часть моей профессии – гастролировать по миру, это мой бонус, полмира я уже точно видел: какие люди, города, культуры, какая природа бывает… Мы живем в своем узком кругу, многое закрыто для нас, а мир настолько обширный и жизнь так необычна. Мы можем столько узнать, увидеть – нам жизни всей не хватит. Так что, кроме балета, или вместе с ним – путешествия…
 
 — Какая страна или город больше запечатлелись в памяти? 
 — Каждая страна по-своему…
 
 — Знаешь, так же начала отвечать на этот вопрос принцесса из фильма «Римские каникулы». А потом она отбросила дипломатию и сказала без всякого протокола: Рим, конечно, Рим… 
 — Тогда скажу так: есть райский уголок в Италии, Портофино, место очень уютное, компактное, спокойное. Море, солнце, кафешки. И очень мило, когда семья берет лодочку, качается на волнах и ест бутерброды, рыбу. Ты видишь наслаждение жизнью. Люди никуда не бегут, не торопятся. Они сейчас здесь, и сейчас они живут. Получают то солнце, которое им необходимо, тот кислород, который им нужен. И в этом есть прелесть. Многого, на самом деле, для счастья и не надо.
  — Чтобы ты хотел изменить в своей жизни? 
 — Ничего.
 
 — Тогда – чтобы прибавить?
— Тоже ничего. Ни отбавлять, ни прибавлять не хочу. Мне все нравится. И тем, что у меня есть, я доволен. А то, чего у меня нет, значит, оно мне пока не нужно.
 

Беседовала Катерина Кудрявцева , Фото Дамира Юсупова и из личного архива танцовщика; Информационная поддержка новости оперы, балета и классической музыки glinka-capella.ru - belcanto.ru

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5284 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5118 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:4911 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:4881 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4847 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4785 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4679 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4561 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4549 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4449 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер