Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> История балета >> Мастера петербургской сцены >> Мастера петербургской сцены - Е. А. Смирнова
Мастера петербургской сцены - Е. А. Смирнова
24.09.2013 00:00

Мастера петербургской сцены - Е. А. СмирноваТворческая судьба Елены Александровны  Смирновой (1888—1935) сложилась так, что танцовщице приходилось одновременно исполнять ведущие партии академических балетов и выступать в постановках ее мужа Б. Г. Романова, перекинувших мостик от опытов Фокина к экспрессионизму.

Вместе с тем, Смирнова, ученица Фокина, не исполняла главных ролей в его балетах. Борисоглебский называл ее «противницей новаторства М. Фокина» и несколько прямолинейно объяснял это тем, что «мимика была уязви-мым местом в ее артистической деятельности». Для разногласий имелись более широкие поводы, но оценка мимических данных актрисы справедлива. Главным достоинством Смирновой всегда оставалась сила и точность танца.
Способности не были отмечены в школе.  декабря 1900 года, когда ей было двенадцать лет, она станцевала одну из двух девочек в ману на представлении «Баядерки». И потом ее занимали всюду, где полагалось танцевать лучшим воспитанницам.
В 1905 году Фокин поручил Смирновой роль Гименея в «Ацисе и Галатее»; она участвовала во всех ансамблях этого балета и исполняла сложную вариацию. Уже тогда о ней писали как о «вполне готовой танцовщице, сильной и элегантной». В следующем году Фокин поставил для своей ученицы Смирновой и предвыпускного ученика Розая польку с мячиком на музыку полькиpizzicato Штрауса, которую, как вспоминает Лопухов, они «блестяще исполняли». Весной, на выпускном спектакле, Смирнова изображала Титапию в балете Фокина «Сон в летнюю ночь» и танцевала с Нижипским «Полет бабочек» Шопена, также поставленный Фокиным. Критика назвала «хореографическим шедевром» и постановку, и исполнение «Полета бабочек». О Смирновой в «Сне в летнюю ночь» Нинов писал: «Г-жа Смирнова танцует еще лучше, еще увереннее, чем на прошлогоднем экзамене. К числу недочетов можно отнести один,— присущий молодости,— некоторую резкость в танцах, излишнюю, если можно так выразиться, точность... Зато какая свежесть исполнения, как хорошо г-жа Смирнова владеет руками и корпусом,— достоинство редкое и у опытных танцовщиц».
Резкость и «излишняя точность» остались у Смирновой навсегда. Танец ее представлял собой череду безупречно выполненных движений, подчеркнутая законченность которых нарушала мелодическую связь целого. При высоком прыжке, позволявшем Смирновой соревноваться с Нижипским, ее танцу была чужда воздушность. Самые позы были как бы не предвестьем танца, а его итогом. Линии арабеска Павловой устремлялись в бесконечность, истаивали в полете, арабеск Смирновой отливал законченностью бронзы и утверждал себя на земле.
Смирнову зачислили в кордебалет, и на первых порах она редко получала сольные номера. 24 сентября 1907 года Светловпохвалил ее в «Биржевых ведомостях» за «вполне удовлетворительно» исполненное с Нижинским pas de deux из «Приказа короля», вставленное в «Тщетную предосторожность». 22 октября 1908 года она первый раз появилась в pas d'esclave из «Корсара». На взгляд Светлова, «миловидная п даровитая» Смирнова «танцевала тяжеловато, в разладе с музыкой и не всегда отчетливо». Теляковский выразился энергичнее и короче: «Смирнова танцевала нахально, но плохо».
Суровая оценка директора, скорее всего, была вызвана тем, что Смирновой поручали роли ей чуждые. Памятуя, вероятно, об ее успехе в польке Штрауса, эффектной женщине с соболиными бровями и огненным взором давали партии, рассчитанные на инфантильную внешность. После «Пробуждения Флоры» Светлов писал: «Г-жа Смирнова изображала Купидона. Вообще амуры и купидоны почему-то specialile de la maison г-жи Смирновой. В «Дон Кихоте» она тоже амур... Этих античных божков уместнее было бы исполнять воспитанницам, чем танцовщицам,— впечатление не было бы столь материальным». 6 февраля 1909 года Смирнова исполняла роль Красной шапочки в «Спящей красавице». Назавтра тот же критик отметил в «Петербургской газете»: «Появление г-жи Смирновой в Красной шапочке можно объяснить только болезнью г-жи Билль; этот образ совершенно не подходит ни к внешнему облику, ни к мимическим данным этой танцовщицы». Не подходила Смирновой и партия девочки-подростка, дразнящей двух малышек, в ману из «Баядерки», которое она исполнила 15 апреля. Названные партии были попросту противопоказаны танцовщице с широкими бесподъемными ступнями, мускулистыми икрами и развитыми бедрами.
Все же в 1909 году Смирнову перевели в разряд вторых танцовщиц. 22 апреля 1910 года критика отметила ее успех в pas de trois «Лебединого озера».
В июне—июле 1910 года Смирнова гастролировала в Лондоне и Нью-Йорке как балерина труппы, возглавленной Ф. М. Козловым, танцовщиком московского Большого театра.
В конце года Смирнову «прикомандировали» па два месяца к Большому театру. Она получила главные партии в «Спящей красавице», «Коиьке-горбупке», «Тщетной предосторожности». Успеха она не имела. В роли Гамзатти из «Баядерки» она стушеваласьперед блестящей Никией — Гельцер, и «Петербургская газета»  декабря выбранила ее за «робкое и неуверенное исполнение».
В то время многие находили Смирнову тяжеловатой. «Побольше легкости! Бедный русский балет!»—восклицал один рецензент после ее выхода в pas de deux «Жизели», а другой ядовито замечал о «Капризах бабочки»: «Основательной мухой была г-жа Смирнова; видимо, московские хлеба на нее подействовали. Где же таким мухам летать?» Светлов в тот же день писал в «Биржевых ведомостях»: «Танцы дебютантки классичны, но это — классицизм «старого закала». В них чувствуется грузность, тяготение к земле, работа, но нет мечтательности, нет того, что называется опоэтизированием танца, что только и ценно в такой «грезе летней ночи», как этот балет».
Танцовщица, так много обещавшая в начале пути, обманывала ожидания. Волынский, посмотрев  ноября 1911 года Смирнову — Белую кошечку, не отрицал ее таланта. «По,— оговаривался критик,— талант этот где-то застрял на полпути ее сценической карьеры, которая еще два года назад обещала быть незаурядною».
Смирнову спасала все та же нехватка балерин. 9 октября 1911 года она получила роль Сванильды в «Коппелии» и, как выразился хроникер «Петербургского листка», заняла место «последней из балерин наличного состава». После спектакля Теляковский писал в дневнике: «Смирнова тяжела, нет баллона, техника, однако, удовлетворительна, успех имела». 17 октября Волынский буквально повторил те же слова в своей рецензии: «Г-жа Смирнова слишком тяжела. Она преодолевает сложные хореографические трудности откровенной борьбой... пируэты ее кажутся гимнастическими фокусами, за которыми чувствуется большая, упрямая, идущая напролом воля, увы, мало поэтическая и бескрылая». Через месяц Светлов и вовсе разругал Смирнову в роли Сванильды. 14 ноября он писал в «Петербургской газете»: «Наивная непосредственность, иначе говоря искренность, заменена у нее неприятным апломбом, в котором постоянные подчеркиванья и подмигиванья, если можно так выразиться, и некоторое ухарство, лишенное меры, а потому и вкуса, действует расхолаживающим образом».
Упреки ведущих критиков натолкнулись, однако, на ту «упрямую, идущую напролом волю», о которой упомянул Волынский.Смирнова была упорна и смела, что заставляло чтившего субординацию Теляковского не раз упрекать ее в «нахальстве». Главное же, она умела танцевать. И постепенно репертуар ее обогащался «балеринскими» ролями.
Еще 7 ноября 1911 года Светлов подосадовал в «Петербургскоп газете», что «при довольно хорошо разработанной технике и большом апломбе» Смирнова — фея Бриллиантов в «Спящей красавице» «совершенно лишена чувства стиля строгого классического танца. От этого все ее подчеркивания, так сказать «курсивы», производят как раз обратное впечатление». Но уже 21 апреля 1914 года Кудрин в «Петербургском листке» расхвалил ее в роли Авроры. «После г-жи Трефиловой — идеальной дочери короля Флорестана — она, пожалуй, лучшая исполнительница этой роли»,— писал он и особенно одобрил ее во втором акте, где «превосходно прошла вариация... построенная aux grands battements». Критик назвал «талантливой» даже игру Смирновой,—хотя роль Авроры «игры» не требует. Он сам объяснил причину неожиданного комплимента: «Об этом широкая публика знает и по кинематографам».
Действительно, Смирнова, не умевшая поэтизировать танец, пользовалась успехом на любительской драматической сцене и на экране, всюду пробуя приложить свою неиссякаемую активность. 30 марта 1911 года она устроила благотворительный вечер в зале Павловой: сбор шел на постройку школы в поселке Ключевое. Написанная Л. В. Собиновым комедия «Балетная» исполнялась артистами балета. В главной роли выступила устроительница вечера. Летом 1912 года товарищество балетных артистов Мариинского театра предприняло гастрольное турне по России. Кроме балерины — Смирновой, в труппу вошли Е. П. Гердт и С. К. Андрианов, Е. В. Лопухова и А. А. Орлов и другие. В Одессу, Киев, Харьков, Екатеринослав товарищество повезло «Конька-горбунка», «Коппелию», «Жизель», «Спящую красавицу».
25 апреля 1913 года в петербургском кинематографе «Мулен Руж» состоялся закрытый просмотр фильма «Роман балерины», снятого в Берлине. Главные роли исполняли Смирнова и К-А. Варламов. Назавтра хроникер «Биржевых ведомостей» писал, что Варламов «побил всех комиков, когда-либо подвизавшихся в кинематографе. И почти все время в полутемном театре стоял немолчный хохот. Экспрессия подвижного лица знаменитого комика порою достигала изумительных по тонкости оттенков. Вся массивная, тяжеловесная фигура Варламова оказывалась способною на такую подвижность и гибкость, что оставалось лишь руками разводить». Фильм был характерной для кинематографа тех летмелодрамой и обрушивал на зрителя нагромождение беззаботно склеенных эпизодов, то смешных, то трогательных, то «ужасных». Была там, например, сцена «великосветского бала», где Смирнова, игравшая балерину, танцевала среди гостей. Была и сцена пожара: Смирнова спускалась по веревке с пятого этажа горящего здания. «Говорят, берлинцы в восторг пришли от смелости и ловкости русской артистки и рукоплескали ей во время этого опасного головоломного трюка»,— сообщал репортер и добавлял: «Нельзя не отметить полную драматизма игру Смирновой. Моментами слышался из ложи голос Варламова:
— Молодец, Лелечка! Вот играет!..»
«Игру» Смирновой на балетной сцене упоминали всегда вскользь. Во всяком случае, Кудрин в последующих рецензиях на эту тему не распространялся. 5 октября 1915 года он писал в «Петроградском листке»: «Аврора — Смирнова является интересной принцессой и сильной танцовщицей. Пуант — стальной. К сожалению, не все движения артистки следуют законам пластики. Видимо, злая фея Карабос наделила эту Аврору резкостью». А 16 марта 1917 года тот же критик, сообщив об открытии спектаклей после февральского переворота, писал как ни в чем не бывало: «Г-жа Смирнова, довольно прозаичная Аврора, прекрасно справляется с пуантировкой партии».
Еще прозаичнее была Смирнова в «Лебедином озере», где дебютировала 22 ноября 1915 года. Ее Одиллию хвалили за искрометность очей и властные жесты, за смелые фуэте. Но партия Одетты, разумеется, была вне возможностей танцовщицы.
Зато по плечу Смирновой пришлась роль Китри, исполненная впервые 22 апреля 1912 года. «Глядя вчера на Е. А. Смирнову, выступившую в «Дон Кихоте», можно было подумать, что она готовилась к этому спектаклю целыми месяцами»,— писал Волынский. Далекий и на этот раз от безоговорочных похвал, он подвергал тщательному анализу данные танцовщицы: «Главный недостаток Смирновой — резкость и напряженность в танцах, требующих нежно-колоратурного исполнения. Темпы на пуантах, при огромной силе технической работы, производят у нее впечатление тяжелого бурения пола действительно стальным носком, без лирики красивого внутреннего чувства, без романтики подъема и порыва». Развивая свою излюбленную тему о психологических красках и оттенках классического танца, Волынский справедливо сожалел, что Смирнова напрасно применяет здесь «неслыханную физическую силу, которой хватило бы на трех акробаток. Иногда она заканчивает свой сольный номер вертунами или круговыми движениями по всей сцене, потерявшими всякую связь с ритмом итемпом оркестровой мелодии. Артистка — в ударе, и удары ее сильных йог, равно как и могучая вибрация ее рук в воздухе, окончательно заглушают тонкие и легкие фигуры скрипок». Волынский все-таки одобрил вариацию с кастаньетами, где «резкие н угловатые движения артистки оказались вполне на месте», и даже вариацию в садуДульцинеи, которую Смирнова исполнила «с неожиданною для нее легкостью». Принял он и адажио последнего акта, и вариацию под арфу. В вариации ему понравились «непринужденная живость» Смирновой, «выразительные движения в темпах pas de bourree, с отбрасыванием ноги вперед, пазад и вбок»; в коде — «стремительные арабески», а фуэте было «исполнено ею с блеском».
Смирнова-—Китри понравилась и другим критикам, а также директору театров. 29 сентября 1913 года он записал в дневнике после очередного «Дон Кихота»: «На этот раз Смирнова очень хорошо справилась со своей задачей и имела успех среди публики. Особенно прибавился у нее баллон». Здесь Теляковский обманулся. В танцах Китри — Смирновой, по свидетельству Волынского, «появилась грация, оттенок нежной женственности»; они и дали видимость воздушности. Теперь Волынский одобрил первый акт целиком. «Артистка дает много тяжелой нервной силы,— писал он.— Угловатая пластика рассчитана па впечатление дикого темперамента. Мимика искрящаяся. Корпус трепещет движениями обрубленной резкости. При этом отдельные моменты отсвечивают огнем изнутри, увлечением искусством танца, взятого в смешанном стиле творчества». Признал Волынский и классический танец Китри — Смирновой: «Танцовщица стоит на пальцах сильно, перпендикулярно к полу, с выдержанным апломбом. В стремительных кругах адажио она держит спину прямо, с опущенными плечами... Вихрь стремит и мчит и стелет фигуры танца по самому полу. Мгновеньями сверкают и заноски, развитые техникой прыжка. Широкая кисть руки взмахивается в разных направлениях слишком часто. Но смуглое лицо с огоньками на бархате карих глаз производит чудесное впечатление».
Адажио последнего акта ставил Андрианов, партнер Смирновой, в комбинациях вращений и прыжков с поддержкой. В самом же начале Смирнова, взяв форс рукой, делала быстрый тройной пируэт. «Затем,— писал Волынский,— идут перекидные прыжки с большого порыва, дважды повторяемые. Кавалер ловит Смирнову на лету и, выдержав в картинной позе с раскинутымируками, опускает ее на колено, согнутое на полу. Минутная спокойная поза с ногами, вытянутыми в струну, с устремленными вверх глазами». Эффектно сменялись воздушные поддержки адажио. Находя в них «налет риторики, хотя и патетического оттенка», критик все же заключал, что искусство исполнительницы «кроет блеском внутреннего оживления недочеты балетмейстерских экспериментов, отливающих надуманностью и мозаическою гимнастикой высокого стиля».
«Дон Кихот» стал лучшим балетом Смирновой, хотя в репертуар ее постепенно вошли «Пахита», «Синяя Борода», «Ручей», «Корсар».
7 декабря 1916 года танцовщица отпраздновала в «Дон Кихоте» десятилетний юбилей. «Она предпочла окунуться в обычную свою стихию, избрав свой дебютный и «коронный» балет... — писал Левинсон.— Ей близок бурный размах элементарных сил в двух первых действиях, увлечение бешеного presto, крутые повороты корпуса, резкие зигзаги рисунка». Отметив, что «испанский» характер Китри — Смирновой слагается из «пылкости и буйной силы», Левинсон проницательно заключал: «Эта удаль, «душа нараспашку» нимало не схожа, пожалуй, с крайним, но скрытым нервным напряжением подлинной испанской пляски, с гордыней и изысканной страстностью расы. То театральная Испания московского балетмейстера (А. А. Горского) и петроградской балерины!» Вполне одобрив подобную «Испанию», Левинсон положительно оценил и другую сторону партии — «стиля классической поэмы». Он выделил вариацию в саду Дульцинеи, где, при всей виртуозности, «течение танца балерины» оставалось «спокойным и легким», и «вихри пируэтов» в финале с «неизменными шумными откликами в зрительном зале».
Кудрин в отчете о юбилейном спектакле вспомнил, что десять лет назад Павлова сказала ему о воспитаннице Смирновой: «Да, из нее выйдет танцовщица вроде Трефиловой». Однако сам он нашел, что «блеска классицизма и прелестной грации В. А. Трефиловой вчерашняя юбилярша не достигла».
Возможно, как раз после этого спектакля Вл. И. НемировичДанченко написал Теляковскому: «Смирнову... я смотрел в первый раз. Конечно, это не самый высший сорт, не Павлова, но пре-несходная танцовщица, и красивая, и легкая, и точная, и с отличным театральным нервом».
Смирнова и правда не могла равняться с Трефиловой и Павлоиой. Однако в критические для петербургского балета времена она несла большой и трудный репертуар. В том же 1916 году ее произвели в балерины.
К тому времени Смирнова уже была женой Б. Г. Романова и принимала участие в его хореографических опытах, где пригодились и ее «пылкость и буйная сила», и виртуозность танца. 8 февраля 1920 года Смирнова последний раз выступила в Мариинском театре. Вскоре она покинула Россию.

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5282 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5111 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:4906 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:4877 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4842 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4783 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4675 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4555 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4546 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4447 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер