Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> История балета >> Мастера петербургской сцены >> Мастера петербургской сцены - Э. И. Вилль
Мастера петербургской сцены - Э. И. Вилль
16.10.2013 14:31
Танцовщицей чистого академического стиля  была Эльза Ивановна Билль (1882—1941).
В младших классах она занималась у Л. В. Карповой, потом у Е. О. Вазем и кончила училище под руководством Энрико Чекетти в 1900 году. Выпхщенная в кордебалет, Билль привлекла к себе внимание Иогансона и Петипа легкой аккуратностью танца, не лишенного блеска. Миниатюрная, худощавая, большеглазая, она отличалась ребячливой внешностью, заменявшей индивидуальность. Одной из лучших в ее репертуаре была партия Бебе в балете «Фея кукол». «Это классический номер в ее исполнении,— писал Волынский.— На сцене подлинный ребенок, играющий красным шариком. Легко скользит она на глиссадах. Прелестно делает маленькие прыжки вперед на пальцы, без выбрасывания другой ноги в сторону». К тому времени Билль была уже танцовщицей с двенадцатилетним стажем. А на первых порах внешность эта обманывала даже опытных критиков.
«Идеальной, лучшей из всех мною виденных Красных шапочек была г-жа Билль,— оценил Светлов ее первое выступление в роли.— Она дала чудную хореографическую жанровую картинку. Это действительно была испуганная волком девочка с трагическим ужасом в широко раскрытых глазах, с дрожью в руках, из которых сыпались цветы, и с сознанием беспомощности во всей фигуре».
Билль была неподражаемой Красной шапочкой, но трагизм был ъй противопоказан, как и любые другие серьезные переживания. Ее уделом оставались светлые, игривые краски. Танцовщицу хвалили за «веселость и воздушность», за «мягкую деликатность» танца и в то же время за его «отчетливость и корректность», за элевацию и стальной носок.
С одинаковой улыбкой появлялась она из вечера в вечер в ансамблях академического балета. Она сменяла тюник и крылышки бабочки («Гарлемский тюльпан») на тюник и веночек в пасторальном танце («Царь Кандавл») или на «китайский» костюм Чая(«Щелкунчик»), Мало-помалу улыбка стала принадлежностью любого выхода, и тогда, с легкой руки того же Светлова, Билль стали упрекать за «жеманство» и «приторность».
Тем не менее Билль пользовалась успехом и неуклонно продвигалась по лестнице балетных рангов, дойдя к 1909 году до звания первой танцовщицы, «которого вполне заслуживает эта воздушная и изящная артистка». Теперь в ее репертуаре значились ответственные сольные партии и вторые роли: Геба в «Пробуждении Флоры», субретка Маринетта в «Испытании Дамиса». Последняя роль закрепилась за нею до тех пор, пока «Испытание Дамиса» шло на сцене. В 1917 году Кудрин писал в «Петроградском листке»: «Что за милая Маринетта г-жа Билль! Лучше ее передать роль субретки с комичными приседаниями и попытками показать лоск манер вряд ли кто сможет в нашем балете» (30 января); «Г-жа Билль восхитительная Маринетта; вальсом с «обмороками» она заставляет смеяться весь зал» (26 сентября).
Осенью 1910 года Билль получила два балета. Хроника оповещала: «Недостаток в балеринах заставляет дирекцию поручать балеты молодым танцовщицам. На будущей неделе пойдет «Тщетная предосторожность», и «за балерину» будет танцевать г-жа Билль. Говорят, что для самой г-жи Билль это повышение явилось неожиданностью. Г. Крупенский призвал ее и объявил, что такого-то числа она должна танцевать «Тщетную». Числом этим было 29 сентября. Но еще 26 сентября Билль исполнила главную роль в балете «Пробуждение Флоры». По отзывам рецензентов, она провела эту наспех приготовленную роль «как-то неуверенно». Однако чисто танцевальная партия оказалась вполне в ее возможностях, и уже 30 декабря рецензент «Петербургского листка» заметил: «Флорой была Билль, танцы которой всегда чисты и носят отпечаток благородной школы г-жи Преображенской. Не сбегающая с уст танцовщицы улыбка — вполне подобающий атрибут богини «цветов и весны». 24 января 1911 года тот же рецензент отметил новый «прогресс» Билль в роли Флоры: «Приятно видеть танцовщиц со школой, а не так: фик-фок на один бок». Намек целил в Карсавину, исполнявшую в тот же вечер партию Жизели.
Лиза в «Тщетной предосторожности» тоже далась не сразу. Назавтра после дебюта рецензент «Петербургской газеты», спрашивая себя: «Имела ли успех артистка?» — отвечал: «И да, и нет. Танцы, по обыкновению, были очень красивы, изящны илегки, но мимика отсутствовала. Во всех сценах та же приторная «дежурная» улыбка».
Но в конце следующего сезона Волынский расхвалил «Красную шапочку», как он называл Билль, в роли Лизы, «молодой девушки, напрасно оберегаемой матерью от гибельных приключений любви». С обычным для него пылом критик утверждал, что Билль блистала и «чудесами тончайшей техники», и «остроумнейшей игрой, сознательно бившей на смех и шарж. Танцуя вместе с музыкой, не разлучаясь с ее ритмом и темпом ни на мгновение, славная Красная шапочка временами сама перерождалась во что-то нежно певучее и летающее, как звук. И, допуская черты комической утрировки в экспрессии лица, артистка... оставалась верною строжайшим требованиям классического танца, проделывая каждое па от начала и до конца, не сокращая, не смазывая ни одного из его темпов».
Защитник академического танца, Волынский выделял те достоинства Билль, за отсутствие которых упрекали Карсавину. Он писал о своей «Красной шапочке» в партии Лизы: «С нею на сцену выносится душистый ветерок, беззаботно реющий среди более сложных и более напряженных стихий балетного действия... Все тело артистки, уже при первом на нее взгляде, вызывает ощущение слитной вибрации, лишенной всякой внешней или внутренней тяжести». Волынский был объективно прав, одобряя Билль за верность «строжайшим требованиям классического танца», за легкие прыжки на руки партнера, за «бесконечные антраша-six», в которых она взвивалась «все выше и выше, с чистотою и красотою исполнения, достойными перворазрядного таланта».
Волынский метко нарек Билль Красной шапочкой русского балета. Лучшими у нее так и остались партии лирико-комедийного плана: к ним прибавились со временем Сванильда в «Коппелии», Гюльнара в «Корсаре», Пьеретта, а затем и Коломбина в «Арлекинаде», Фея кукол. В связи с последней Левинсон справедливо сказал, что танцовщица — «малый, но дорогой золотник» труппы, и никем «классический стиль не воплощен совершенней».
Однако классический стиль в его больших формах был танцовщице не по плечу. Ее выступление в «Лебедином озере» (5 апреля 1912 года она исполнила в сборном спектакле сцену иа озере) и в «Спящей красавице» не имели успеха. Правда, последний балет она получила уже в 1920 году, когда ей было под сорок. Но ее техника еще сохраняла виртуозность, и рецензент спектакля признал, что Билль «очень правильно и даже очень хорошо танцевала», впрочем, тут же прибавив: «Это артистка танца для танца, без пластики, с застывшей мимикой лица на протяжении всего спектакля». В 1921 году Билль получила звание балерины и продолжала работать на ленинградской академической сцене до 1928 года.
Танцовщица с «меткими, изящными, чуждыми больших линий движениями» вошла в историю балетного театра одной из видных представительниц академизма, когда академизм этот подвергался разностороннему пересмотру. Ф. И. Блинов, свидетель успехов Билль, писал автору настоящей книги  июня 1965 года: «Ее несомненное и очень милое, хотя и ограниченное дарование хорошо характеризуется известным изречением Мюссе: «Стакан мой невелик, но я пью из своего стакана».
 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5284 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5118 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:4911 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:4881 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4847 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4785 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4679 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4561 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4549 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4449 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер