Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
О. В. Федорова
22.10.2013 13:09
28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы в Петербург. Младшая сестра Софьи Федоровой, она родилась в 1882 году и работала в Большом театре с осени 1900 года. Покидала она Москву из-за соперничества с сестрой, поскольку обе претендовали на одинаковый репертуар. Ольга Федорова, как писала Горшкова, «по фигуре своей превосходила сестру» в пропорциях, в форме ног и не уступала ей на сцене в темпераментной самоотдаче. Недоставало ей главного — той собственной темы, что подымала Софью Федорову в ряд крупнейших танцовщиков ее времени, таких, как Павлова и Нижинский.На московской сцене Ольга Федорова имела разнообразный репертуар. Например, в сезоне 1903/04 года она, чередуясь с сестрой, исполняла в «Корсаре» классическую партию Гюльнары; в «Дон Кихоте» — деми-классическую партию уличной танцовщицы и характерную — Мерседес.
В Петербурге она дебютировала  сентября 1909 года в партии Золушки из дивертисмента последнего акта «Спящей красавицы». «Г-жа Федорова 1-я — хорошее приобретение для таких жанровых хореографических сценок. Ее Золушка интересна и колоритна»,— сообщал назавтра в «Биржевых ведомостях» Светлов. 13 сентября Светлов в «Петербургской газете» похвалил Федорову в мазурке из «Раймонды»: «В ее исполнении есть что-то своеобразное, индивидуальное, что нравится публике».
Мазурка понравилась настолько, что ее пришлось бисировать. Меньший успех имела Федорова 20 сентября в «Дон Кихоте», где выступила в партиях уличной танцовщицы и Мерседес. Светлов отметил назавтра в «Петербургской газете», что «общее впечатление получилось среднее», так как «еще слишком в памяти яркий шик» Преображенской. 22 сентября он повторил в «Биржевых ведомостях», что у Федоровой «цельного образа не вышло» и даже посетовал: «Все характерные и жанровые места сразу отдали московской танцовщице в наследство». Тем не менее обе партии закрепились за Федоровой. А критики, принимая ее Мерседес, продолжали поругивать уличную танцовщицу. Кудрин писал 30 апреля 1912 года в «Петербургском листке», что Федорова «невольно заставляла вспоминать О. Преображенскую. Темперамента у нее масса, но руки словно декадентские змеи. Некрасиво».
Эпитет «декадентская» вряд ли верно выражал пластику рук у Федоровой — уличной танцовщицы. Просто партия эта по-разному исполнялась на сценах двух столиц, и критикам, привыкшим к танцевальному рисунку Преображенской, при всей остроте созданного балериной образа, не могла прийтись по вкусу размашистая и расплывчатая манера характерной солистки Федоровой. Кроме того, среди обширного репертуара Федоровой партия уличной танцовщицы одна была замешана на классическом танце (если не считать промелькнувшего испанского танца из «Феи кукол»), Раз от разу эта партия теряла завершенность движений и графическую точность штрихов. «Артистке пришлось танцевать на пальцах»,— кратко замечал в конце 1913 года обычно словоохотливый Волынский. И вскоре Федорова оставила за собойтолько партию Мерседес. «Г-жа Федорова -я (Мерседес) горит в своих плясках, стилизованных балетмейстером А. А. Горским, который заботился главным образом о вихре и воодушевлении на сцене»,— писал уже в 1916 году Плещеев. Вихрь и воодушевление были природой актерской индивидуальности Федоровой, и она отдавалась им самозабвенно, увлекая зрителей грубоватым, но пылким танцем.
«Эффектная внешность, гибкая фигура, «огонь крови» — все соединилось в молодой солистке», — писала 5 октября 1909 года «Петербургская газета» о ее выходе во Второй рапсодии Листа («Конек-горбунок»), «Наибольший успех имеет богемский танец, где появилась г-жа Федорова»,— писала та же газета 26 ноября после «Тщетной предосторожности» с Преображенской и Легатом в главных ролях и Карсавиной и Нижинским в pas de deux. После дебюта Федоровой в роли жены хана в «Коньке-горбунке» Светлов отмечал: «Обыкновенно эта роль совершенно пропадала и казалась лишним эпизодом, который хотелось бы выбросить. Г-жа Федорова осмысленной игрой придала ей рельеф и колорит». Правда, здесь Ольга Федорова следовала по стопам Софьи Федоровой — создательницы роли на московской сцене.
В «Раймонде» Федорова 1-я исполняла испанский панадерос и венгерский палотас. 28 января 1910 года Светлов писал в «Петербургской газете», что в панадеросе танцовщица «походила на вырвавшийся на волю огонь», что в ее танце «есть своеобразная оригинальность, есть испанская цыганщина», тогда как в палотасе «неизвестно, что выделывала она ногами, а весь запас огня ушел у нее на испанское pas». Но были и другие мнения.
Интересно объяснил причины успеха Федоровой старожил петербургской балетной критики А. А. Плещеев. После одного из самых популярных номеров — индусской пляски в «Баядерке» он писал: «С каждым спектаклем г-жа Федорова -я убеждает меня в том, что она является украшением нашей балетной труппы... Это танцовщица современная, уклонившаяся от установленного шаблона: у нее своя манера, свой рисунок танца, какая-то особая, сказал бы я, художественная небрежность. Когда я смотрю на ее танцы, я вижу перед собой живопись современного художника, а не зализанную, конфетную — художника устаревшего». Федорова вливала свежую кровь в характерный танец петербургского балета, ставший несколько худосочным. И ей прощали небрежности в технике, а норой даже небрежности вкуса, например, «цыганскую пляску» под музыку одного из чардашей Брамса или «восточный танец» под музыку классических вариаций из «Времен года» и «Раймонды». «Пощадите хоть петербуржцев, г. Горский»,— взывал анонимный рецензент к постановщику последнего номера, а другой поражался: «Нежная, кружевная вариация... И вдруг на такую музыку — дикая, разнузданная пляска в жанре Дункан, которую Москва чтит до сей поры». Но талант исполнительницы оставался вне сомнений.
Волынский и Левинсон избрали «Раймонду» для анализа таланта Федоровой, и взгляды обоих критиков совпали. Левинсон писал: «Г-жа Федорова 1-я, чуждая какому-либо стилю, не всегда ритмичная, покоряет стихийностью, размахом своей пляски, молниеносными темпами, опьяненностью движением. Ее танец вызывает неизменное впечатление импровизации. Испанский танец для нее прежде всего танец цыганский, вольный, широкий, живописный. Поэтому-то ей совершенно не удается мазурка, слишком у нее размашистая, буйная, народная. Чуждая раса, чуждый стиль». Волынский тоже начинал с панадероса: «Широким шагом Федорова обходит сцену с тамбурином над головой, раскачивая по-испански тело и картинно двигая плечом... Почти не следуя за самым танцем, за его грубоватым рисунком, бьющим на впечатление хищной красоты, отдаешься очарованию богатой артистической индивидуальности». И, одобряя в целом мазурку, он объяснял: «Но в минутных остановках нет красоты изящных поз, которые подчеркнули бы нежную пассивность танцующей дамы„ В мазурке на первом плане кавалер! Дама же только отдается вихрю. Она только носится, только плывет за ним, сохраняя кокетливый излом покорности до конца. Этой прелестной черты, характерной для мазурки, Федорова показать не умеет. Талант ее горитна сцене костром».
Талант Ольги Федоровой пламенел, обжигал, н-о в нем не было тех колдовских интонаций, что привораживали в искусстве ее сестры. Все же его отмечала та московская исконность, что-роднила Ольгу Федорову с индивидуальностями Софьи Федоровой и Екатерины Гельцер, при всем несходстве танцовщиц. В нем уживался разгул цыганщины из знаменитого «Яра», лихой бег троек, праздничный звон колоколов. И в Петербурге исполнительское мастерство Ольги Федоровой осталось явлением чужеродным. Им восхищались. Его поощряли. Но оно явилось скорее оздоровляющим, нежели преобразующим началом. Академизм манер стал красочнее и шире, но академизмом быть не перестал.
Ольга Федорова покинула сцену в 1924 году.
 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5286 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5120 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:4916 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:4884 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4851 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4789 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4683 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4566 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4552 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4452 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер