Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> История балета >> Балерины и танцовщики >> А. П. Павлова. В «Баядерке»
А. П. Павлова. В «Баядерке»
07.10.2013 13:59
А. П. Павлова. В «Баядерке»28 апреля 1902 года — 25 февраля 1913 года — таковы границы выступлений Павловой в роли Никии на сцене Мариинского театра. Одиннадцать лет жизни образа достойны монографии, где даже только обзор рецензий — от поощрительных оценок Безобразова и Плещеева до тонких умозаключений Волынского и Левинсона — осветил бы творческий путь актрисы, да и путь балетного театра, пройденный за этот исторический срок.
«Сначала хотели, чтобы я испытала себя только в одной картине— в «Тенях»,— сообщала Павлова в 1909 году.— Но я говорила, что хочу показать целый ряд переживаний, переходов от одного чувства к другому...» Не череда танцевальных номеров, а смена психологических состояний открывает для всякой значительной танцовщицы путь к внутреннему драматизму образа. Для Павловой в «Баядерке» это было решающим условием. Цельность создавалась в последовательности и контрастах слагаемых.
Плещеев писал после первого выступления Павловой: «На балетных афишах установлено за правило печатать жирным шрифтом и в отдельную строку, что «главную роль (имя рек) исполнит г-жа Икс, Игрек или Зет. На вчерашней же афише, в общем числе действующих лиц, без подчеркивания, скромно значилось: «Никия, баядерка — г-жа Павлова 1-я».
Между тем, «скромная солистка», по его словам, с честью сдала экзамен на балерину. «Лицо ее подвижно и вполне поддается для выражения разнообразных чувств. Что же касается чисто хореографической стороны таланта... то она превзошла все ожидания», — продолжал Плещеев. «Г-жа Павлова хотя и видимо робела и не всегда была тверда во всех темпах, но тем не менее своими воздушными полетами, плавностью движений и двойными турами в «Царстве теней», этом пробном камне балерины, привела в восторг публику». Рецензия заканчивалась энергичным выводом: «Она, конечно, будет больше нравиться, чем те итальянки, которые приезжали к нам для того, чтобы своими «выкрутасами» производить смуту в искусстве».
 октября 1903 года, после того как в репертуар Павловой вошла и «Жизель», Плещеев заметил об очередной ее «Баядерке», что «каждый жест, каждое движение, при выразительности глаз, были высоко художественны». Теперь уже «работы не было видно, а все творилось вдохновенно».
За полтора года Павлова значительно укрепила технику, пройдя в Милане курс занятий у Беретта. Смуты в искусстве оттого не случилось. Напротив, критики, и тот же Плещеев в их числе, отмечали отчетливость и точность вращений, устойчивость пуантов «на полном носке».
Но не только в технике было дело. У Павловой складывалось ее индивидуальное понятие «художественности». Оно включало в себя воздушность и порыв, забытые виртуозками — ревнительницами партерной техники. Оно включало в себя и психологизированную пантомимную пластику. «Мимика ее выразительна, а игра ее отличается простотой и стремлением к жизненной правде»,— писал один рецензент. «Мимика ее в этом балете полна настроения и выразительности,— писал другой.— В ее игре и танцах — несомненный feu sacre, та священная искра искусства, которая согревает и освещает произведение настоящего художника. В ней есть что-то свое, оригинальное, ей одной принадлежащее и полное отсутствие рутины, банальщины и шаблона».
«Свое» имелось и у Кшесинской, и у Преображенской. Но мера этого «своего» не выходила у них за рамки принятой эстетики. Кшесинская не уступала Цукки, передавая драму Эсмеральды. Преображенская покоряла обаянием индивидуальности, разнообразной и емкой. Цукки, Кшесинская, Преображенская довели до совершенства каноны выразительности конца XIX века. Павлова через головы предшественниц и старших современниц обостренно воплощала романтический идеал. Он отличался от идеала романтиков прошлого. Там мечта и действительность, соприкасаясь, существовали порознь, и экзотическая явь требовала других выразительных средств, чем поэтическая мечта. Здесь мечта становилась реальнее действительности, все более иллюзорной и зыбкой Мир на краю величайших катаклизмов и личность, предчувствующая его гибель, но крепко с ним связанная, составляли содержание искусства Павловой.
Воспринимая это искусство как возрождение романтических иллюзий, современники видели в нем, с другой стороны, вершину развития балетного театра, близящегося к концу. «Старинная гравюра оживает на сцене, расправляет тюники и легко входит в область абстрактного танца. Это живой арабеск. Это — танец тени. Это 1840 год танцует!» — восклицал Беляев и сразу же заявлял: «Скоро, скоро не станет наивных балетных вдохновений! История ставит точку на самом интересном месте старого Петербурга. И — кто знает,— быть может, что г-жа Павлова — последняя петербургская балерина...»
Индивидуальность танцовщицы ближе всего походила, пожалуй, на индивидуальность Комиссаржевской, с ее обнаженным нервным восприятием современных жизненных коллизий, иногда через драматургию, казалось бы, от них далекую.
Драматургия «Баядерки» была как раз подходящей почвой для подобной художественной концепции. Героиня внезапно терпит крах всех жизненных представлений, пусть в обстоятельствах, поданных весьма наивно. Ей, девственной служительнице храма, брамин навязывает страстную любовь — и рушится вера в незыблемые устои. Тот же, ради кого она сама готова преступить закон, совершает измену. Покой и гармонию баядерка Никия обретает лишь после смерти, в мире теней, где сбываются ее мечты. «Как умеет тосковать и плакать ее лицо в минуты горя, которое баядерка старается позабыть в бесшумном вихре танца со змеей», — писал рецензент. Светлов, следивший за каждым выходом Павловой в «Баядерке», отмечал, что ее Никия в этой сцене изменяется «вдруг, в мгновенье ока... от неожиданно свалившейся на нее тяжести глубокого разочарования». О танцах Павловой в «царстве теней» он писал: «Это уже не танцы, а живопись движений, пластика линий». Павлова никогда их не бисировала: «Не может же драматическая артистка повторить свой монолог». Драматизм «монолога» возникал в сфере чувства и создавался не собственно драматической игрой, а средствами музыкально воздействующего танца. «Из танцев лучше всего было адажио в «царстве теней» под аккомпанемент скрипки Ауэра; нежное, эфирное, оно вышло очень красивым, и было видно, что это чувствовал ауэровский смычок, радуясь и увлекаясь»,— говорилось в другом отзыве о том же спектакле.
Каждый год критика находила новые оттенки в Никии — Павловой. В 1911 году Волынский посвятил ей одну из своих первых балетных статей. Вернее, статья защищала классический танец вообще,— вечная тема Волынского,— но поводы и аргументы давала баядерка Павловой. Волынский, противник изобразительности в балете, признал художественную-цельность образа Никиикак в танце, так и в пантомимной игре. Он писал, что Павлова «худа, бледна и прекрасна по-прежнему. От ее поз и движений веет огнем настоящего вдохновения», и благодаря ей «на сцене творилось священнодействие большого искусства — искусства строгого и четкого классического танца».
Через несколько дней он продолжил разговор. «Самая пантомима выходит у Павловой бесподобно, как у первоклассной драматической актрисы, равной Дузе, равной Саре Бернар,— писал он о сцене Никии и брамина.— Два-три отрывистых жеста руки при мертвенно бледном лице — все видно ясно, все сказано без слов, с немой экспрессией, таящей отвращение и крик. Но танец Павловой, выражение души и сердца, является шедевром настоящего трагического искусства. Линии сменяют друг друга с поразительной быстротой, и каждый монолог, каждый темп танцевального движения запечатлевается в памяти как что-то непреходящее, постоянное». Танец Павловой и ее мимика сопоставлялись в статье то и дело. Волынскому был особенно дорог «танец Павловой, классический и абсолютный, освобожденный от всех задач драматической пантомимы, но отчетливо передающий необъятную прелесть страсти и жертвы вообще, эротику и музыку любви, ее чистую музыку... целый ряд пластических рефлексов красоты и мысли». Но критик не мог не воздать должного и наполненности мимических эпизодов. «Отрешаясь от стихии танца и музыки, артистка умеет показывать свой простой и будничный облик в превосходной пантомиме, равной настоящему драматическому действию. Ее длинное и бледное лицо, глубокие и темные глаза под тонкими дугами бровей, ее походка, темп и ритм ее движений — все напрягается волей и энтузиазмом».
Левинсон, рецензируя то же представление, наглядно показал современность искусства Павловой. В первой, драматической половине балета Павлова «соединяет благородство условного жеста, характеризующего баядерку как исполнительницу высокого ритуала, с натуралистическою выразительностью психологического жеста — в сценах ревности и смерти. Разрушительный эффект врывается в гармонию посвященной Богу души; вместе с тем нарушена и связь движений балерины с ритмом музыки; отсюда то произвольное, нервное tempo rubato, которое артистка вносит в пантомиму. Экспрессивность мимики достигает своей высшей точки в изображении предсмертных судорог отравленной баядерки,
последнего укора обманутой любви. Конкретное действие драмы кончено».
Описывая «сон Солора», Левинсон устанавливал, как создавала танцовщица ту реальность мечты, в которой тогда искали прибежища многие художники. Благодаря Павловой, «сомнамбулические блуждания» героя в мире теней получали общий смысл: «Неслышный прыжок и легкий бег; тонкие пальцы коснулись его плеча; и вот томления уже нет. Балерина танцует; от призрачного лика чуть веет холодком. То, что было несбыточно в драме, стало возможным в формах классического танца. В этом глубокая символика балета, осуществленная А. П. Павловой».
Символика балета, окрашенная индивидуальностью танцовщицы, выразила смятенное мироощущение определенной части русской интеллигенции, ибо несла трагедию личности, ищущей гармонии души в неустроенном мире. Эта тема Павловой подымалась и над академизмом старого балета и над практикой Фокина, где личное сводилось на нет перед лицом судьбы, где в обличье соблазнительных Армид и Коломбин выступали равнодушные игрушки рока. Тема Павловой скорее отвечала теме блоковской Незнакомки, поруганной и все же вечной Прекрасной Дамы, Невесты, Коломбины. Блок сказал о Комиссаржевской: «Душа ее была как нежнейшая скрипка. Она не жаловалась и не умоляла, но плакала и требовала, потому что она жила в то время, когда нельзя не плакать и не требовать». Блок мог бы повторить это о Павловой. Сходство заключалось в интенсивности самовыражения: обе актрисы не могли подчиниться воле даже самого сильного, но чуждого таланта, не могли исповедовать веру, зародившуюся в тонких, но далеких умах.
 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5358 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5183 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:5008 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:4950 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4916 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4857 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4757 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4642 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4627 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4511 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер