Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> История балета >> Балерины и танцовщики >> А. П. Павлова. «Умирающий» лебедь»
А. П. Павлова. «Умирающий» лебедь»
03.10.2013 17:33
А. П. Павлова. «Умирающий» лебедь»10 февраля 1907 года Павлова исполнила  с М. К. Обуховым вальс cis-moll в первой редакции «Шопенианы». В декабре она танце-
вала «Лебедя» Сен-Санса. Концертный номер стал многозначительным художественным итогом богатого событиями года. Впоследствии Фокин по ошибке датировал этот танец 1905 годом. В. Э. Дандре, муж и биограф Павловой, указывал другую дату: «Умирающий лебедь» был поставлен Фокиным в 1907 или 1908 году». Как удалось установить, «Лебедь» впервые был дан 22 декабря 1907 года в Мариипском театре на концерте «в пользу новорожденных детей и бедных матерей при императорском родовспомогательном заведении (Надеждинская, 5)». Обозреватель «Ежегодника императорских театров», рассматривая репертуар казенной сцены в сезоне 1907/08 года, отметил: «По частной инициативе г. Фокиным было поставлено несколько красивых номеров: «Лебедь», музыка Сен-Санса, для г-жи Павловой -й, «Ассирийский танец» для г-жи Карсавиной».
Т. П. Карсавина писала автору настоящей книги 10 мая 1962 года: «Относительно «Умирающего лебедя» я могу подтвердить Ваше установление, а именно, что в первый раз Павлова исполняла этот танец на благотворительном спектакле, где также выступала и я. Этот концерт я отлично помню, но записей о числе и месяце у меня нет. Думаю, что Вы можете положиться па мою память.. ,»По свидетельству самого хореографа, неоднократно об этом упоминавшего, «Лебедь» был поставлен «к случаю», в предельно короткий срок. Как-то Павлова просила его совета насчет музыки для концертного номера, а он «увлекался игрой на мандолине и как раз разучивал... «Лебедя» Сен-Санса».'
Возможно, в обращении к Сен-Сансу сказался вообще возросший тогда интерес русской публики к современной французской музыке. В те годы в русских концертах часто звучали симфонические произведения "Равеля, Дебюсси, Дюка, Роже-Дюкаса, Шоссона, слушатели увлекались французами-исполнителями. «Предстоящей зимой в Петербурге даст несколько концертов знаменитый Сен-Санс», — обещали, например, «Биржевые ведомости» 10 октября 1907 года.
«Для постановки танца потребовалось всего несколько минут, — вспоминал Фокин. — Это была почти импровизация».
Танцу-импровизации суждено было занять место среди лучших произведений Фокина. В сущности, концертный номер, поставленный на русской сцене и для русской танцовщицы, открыл обычай, который вскоре утвердился и стал теперь уже традицией зарубежного театра. Сольные или дуэтные номера занимают целое отделение спектакля в качестве самостоятельного балета-миниатюры. Притом «Умирающий лебедь», — номер, подробно зафиксирован-ный Фокиным в собственноручной записи и в последовательной серии фотоснимков, — сохранил то импровизационное начало, о котором упоминал хореограф. Это открыло простор для ненавистной Фокину вольной исполнительской трактовки хореографического текста. «Умирающего лебедя» все танцевали, — негодовал он.— Кажется, как легко! И нет танцовщицы, нет танцующего ребенка, не взявшихся за исполнение «Умирающего лебедя».
Действительно, плавные арпеджио — pas de bourree «Умирающего лебедя» могут быть разыграны «перстами робких учениц» и всегда при этом сохранять свою заманчивость для мастера-виртуоза. Но верно и то, что в простейшем рисунке танца каждая большая танцовщица может выявить собственную индивидуальность и свое отношение к теме этого танца; такая свобода — редкость для исполнителя балетов Фокина.
В «Лебеде» Фокин делил права постановщика с Анной Павловой— первой исполнительницей этого танца. Фокин рассказывал о том, как создавалась эта «почти импровизация»: «Я танцевал перед ней, она — тут же, позади меня. Потом она стала танцевать одна, а я следовал за ней сбоку, показывая, как нужно держать руки».
Хореограф и танцовщица создали в этом танце памятник друг другу, ставший и памятником эпохи. Необходимость спешно сочинить номер оказалась поводом для решения темы, важной для обоих авторов. Эта тема позволяла спорить с прошлым на его же, казалось бы, материале, но позволяла и утверждать сегодняшнее, современное.
В споре с прошлым хореография «Лебедя» противопоставлялась танцам девушек-лебедей Льва Иванова из «Лебединого озера» Чайковского и, шире, принципам классического танца в балете XIX века вообще. Фокин стремился радикально переосмыслить старую эстетику танца, тогда как искусство Павловой настойчиво тяготело к синтезу традиций прошлого и нарождающихся открытий нового.
Хореограф и исполнительница проявили изрядную дерзость, сохранив для своей постановки канонический костюм Одетты — героини «Лебединого озера». Позже это обстоятельство породило достаточно апокрифичные высказывания. «Анна Павлова должна была танцевать на концерте в Дворянском собрании адажио из «Лебединого озера», — вспоминала Горшкова. — За несколько часов до концерта заболел ее партнер. Костюм Одетты уже был взят из гардероба, и положение казалось безвыходным. Тут-то ипришел на помощь Фокин». Свидетельство маловероятно по той причине, что Павлова в России «Лебединого озера» не танцевала, а потому и не взяла бы фрагмента из балета, принадлежавшего другой танцовщице — в то время Трефиловой. Вероятно, дело обстояло как раз наоборот: оттого, что зрители не ожидали появления Павловой в костюме Одетты, это настораживало и обещало сенсацию.
Костюм был условен, каким давно и полагалось быть костюму классической танцовщицы. Розовое трико, розовые туфли, белый многослойный тюник из подкрахмаленного тарлатана, лиф, открывающий шею и руки. Отличительными приметами образа служили лебяжьи перышки, положенные поверх тюника и увенчивающие прическу исполнительницы. Точно так же египетский орнамент служил отделкой тюников героини «Дочери фараона», а высокий испанский гребень украшал голову балерины в «Дон Кихоте».
Такой костюм обязывал к танцу на пальцах, обязывал соблюдать все правила, связанные с подобным танцем и его обусловливающие. Зритель был вправе ожидать трехчастной сольной вариации, формы которой так щедро разработали мастера прошлого — хотя бы в том же «Лебедином озере».
Комбинационное разнообразие движений внутри этих форм подчинялось их железной структуре. Идеальным примером могла бы служить как раз вариация Одетты из второй картины «Лебединого озера». Она начинается традиционным preparation на вступительных аккордах оркестра. Первая часть состоит из дважды повторенного хода, в свою очередь распадающегося на две одинаковые музыкально-танцевальные фразы. Каждая фраза включает в себя два battements developpes en ecarte, попеременно с обеих ног, переходящие в pas de bourree на месте, и заканчивает ее серия sissonnes en arabesque на пальцы. Во второй части чередуются sissonnes в прыжках и в подъемах на пальцы и бег — pas de bourree. Третья часть содержит туры, прочерчивающие диагональ из дальнего угла сцены. Эта диагональ складывается из четырех повторяющихся фраз: каждая включает в себя четыре тура, завершающиеся pas de bourree en tournant на месте. Принципу квадратного построения музыкально-танцевального рисунка соответствует и принцип фронтальности: при любой смене положений и ракурсов танца исходным остается положение исполнительницы лицом к залу.Выбор инструментальной пьесы Сен-Санса позволял заменить завершенную симметрию танца свободно и непрерывно льющейся пластикой-. Совершенно права Г. Н. Добровольская, определяющая этот танец как монолог: «В эпоху «красноречивых пауз» и «немых монологов» в драмах Чехова и Ибсена форма монолога развивается и в балете». Такая форма становится обычной в творчестве Фокина: «Монолог—■ свободная форма, не связанная какимилибо обязательными рамками. В нем может быть произвольное количество частей; степень виртуозности танца также зависит от замысла балетмейстера».
Форма пластического монолога, положенного на плавное adagio музыки Сен-Санса, и сообщала танцу вид свободной импровизации. О том, что видимостьэта была придана намеренно, говорил сам Фокин. Несомненно, и он и Павлова, создавая этот танец, думали об импровизационном искусстве Изадоры Дункан. Ведь «Лебедь» был исполнен впервые через какие-нибудь две недели после очередного приезда Дункан. 5 и 7 декабря 1907 года Дункан показала"два вечера своих импровизаций: на первом исполнялась «Ифигения в Авлиде» Глюка, на втором — танцы под музыку Шопена и Шуберта. Недаром Фокин, говоря, что любой ребенок берется за якобы легкого по технике «Лебедя», добавлял: Дункан «дала в своих танцах всю гамму человеческих переживаний. Когда же я думаю о «дунканятах», мне рисуется девица, положившая руку на темечко, на манер фигур с похоронных процессий на греческих вазах».
Фокин точно разметил в нотах Сен-Санса номера переходов и поз танца, соответствующие каждой музыкальной фразе. В трактовке номера импровизация сохраняла неограниченные права.
Здесь хореограф и исполнительница не столько разошлись между собой, сколько дополнили друг друга.
Фокин, предложив Павловой музыку Сен-Санса, сохранил и название, которое дал композитор. Изобразительное начало, так откровенно определявшее пластические композиции Дункан, Фокин перенес в классический танец, словно бросив вызов и самой Дункан и традициям классического танца. Дункан он доказывал, что ее импровизированные иллюстрации к музыке возможны и в танце на пальцах, отрицаемом «босоножкой». Защитникам академизма он предлагал такую композицию танца, где были порваны каноны, основанные на абстрагированной условности выразительных средств.Образ птицы, величественной, гордой, печальной, но именно птицы, плывущей по спокойной водной глади, возникал в кантилене музыки. Г. Н. Добровольская справедливо заметила о средней части музыкальной композиции: «Если экспозиция пьесы статична, то здесь музыка приобретает взволнованно-эмоциональный характер, хотя образ и остается в рамках общего созерцательного настроения. С возвращением основной мелодии в звучании пианиссимо вновь появляется светлое, гармоничное, умиротворенное настроение». Элегическую плавность лебедя, хранящую в себе самой начало статичного покоя, передал в экспозиции танца и Фокин. Светлая струя стелется по воде за лебедем, описывающим широкие круги. Время от времени лебедь расправляет крылья, стряхивает с них капли, прячет в них голову и снова плывет, чтобы наконец, сложив эти крылья, замереть в сонном покое.
Рецензент первого концерта проницательно оценил новые номера Фокина. «Пред вами точно ряд снимков с ассирийской пестрой керамики, полная иллюзия», — писал он об ассирийском танце с факелом в исполнении Карсавииой. Перейдя к Павловой, которая танцевала «под тихую, заунывную музыку», он проводил показательную параллель: «Древнюю историю заменила естественная. Потому что, если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: перед вами лебедь».
«Лебедь» Фокина, опираясь на принципы изобразительной пластики Дункан, спорил с образом Одетты-лебедя Льва Иванова как будто на его же материале. Казалось бы, одними и теми же были pas de bourree на пальцах — в продвижении, на месте и в поворотах, sissonnes на пальцах и, главное, поза танцовщицы: опустившись на поджатую ногу, она склоняла корпус и голову, скрытую сложенными руками, на другую, вытянутую вперед ногу. Но если у Льва Иванова они прежде всего несли выразительную задачу, ибо воплощали образ девушки, переживающей любовную драму, то у Фокина они должны были передать — как можно ближе к «естественной истории» — повадку плывущего по воде лебедя.
«При первом исполнении... «Лебедь» имел потрясающий успех... Потом успех все рос», — констатировал через много лет Фокин. Успех рос потому, что Павлова постепенно меняла содержание поставленного «к случаю» номера.Перемены шли по двум направлениям — извне и изнутри. Линия внешних перемен сплеталась с линией внутреннего развития, метя разные этапы поисков. Вскоре после первых выступлений «лунный свет», заменив ровное электрическое освещение концертной эстрады, навсегда закрепился за номером. Потом на белом оперении корсажа танцовщицы загорелся рубин, словно кровь подстреленной птицы. На нескольких концертах Павлова появилась в головном уборе, где на нитке, протянутой через лоб, от виска к виску, слезой перекатывался бриллиант. Такие внешние приметы работы над образом не всегда отличались высоким вкусом. Но, оказав помощь в трудных поисках, они и отпали сами собой. Костюм Лебедя Павловой вновь вернулся к первоначальной строгой белизне, но тем временем к названию «Лебедь» уже прибавился эпитет «Умирающий».
То был результат глубокой внутренней работы актрисы: содержание полюбившегося танца постепенно переосмыслялось.
Этот сложный процесс эскизно восстанавливают фотографии Павловой в «Умирающем лебеде». Их «показания» можно приблизительно сравнить с «показаниями» пластинок различных лет, на которых записана «Элегия» Массне в исполнении современника Павловой — Шаляпина. От случая к случаю романс и танец все более окрашивались чертами личного, автобиографического характера, поднимаясь в то же время до обобщений подлинно трагической силы. И оба концертных номера, сохранив не только популярность, но и смысл, приданный великими исполнителями, все же остались с уходом Павловой и Шаляпина знаменьями ушедшей эпохи.
На ранних фотографиях «Лебедь» Павловой безмятежно покоен: руки нежно округлены над головой или сложены на груди, лицо просветлено, почти улыбчиво. Но раз от разу заостряются контуры позировок, резче становится наклон головы, сламывается плавная линия рук. Такие позы предвещают беспокойный ритм переходов, смятенность акцентов. В нарастающей экспрессии пластики все больше снимается тема птицы и все настойчивее звучит тема мятущейся человеческой души.
Так, отдаляясь от образных задач, поставленных Фокиным, танец сближался с задачами образа Одетты в «Лебедином озере» Льва Иванова. Но сближался только отчасти. В теме любви и гибели Одетты, не умолкая, звучит мотив надежды. В теме Лебедя постепенно, но настойчиво утвердился мотив трагической скорби. Павлова, углубляя его безысходность, изменила замысел Фокина, но вместе с тем не нарушила закона его хореографии. Она и не могла бы так остро поставить свою трагедийную тему на материале лирической поэмы Льва Иванова, в пределах ее классически ясной формы, ее закругленных и законченных периодов. Танец, сочиненный Фокиным на музыку Сен-Санса, в своих импрессионистски размытых формах был скорее подобен внутреннему монологу, допускающему не то чтобы разночтения, но вольную переинтонировку текста. Примером можно взять ту же одинаковую позу Одетты и Лебедя.
Исполнительница Одетты опускалась на землю, чтобы с первыми тактами скрипичного соло начать adagio с партнером. В этой позе она должна была передать замешательство героини перед тем, как та решалась открыть свое сердце возлюбленному. Словом, поза отмечала заминку перед лирическим объяснением героев. Исполнительница Лебедя той же позой заканчивала номер. Луч прожектора, освещая ее во время танца, чуть задерживался на недвижно распростертой фигуре... сцена погружалась в темноту. Отрешенная замкнутость позы должна была изобразить лишь одиночество птицы, уснувшей на неподвижной воде. Но мало-помалу исполнительница, одухотворяя, «очеловечивая» смысл танца, внесла в него ноты современной тревоги. Безмятежность танца она нарушила нервными всплесками рук-крыльев, учащая их взмахи, заостряя сгибы в локтях и кистях. В мерном переборе ног pas de bourree, в остановках-аттитюдах она резче выделила подъемы и спады, ломающие горизонтальный рисунок непрерывной линии танца. А музыка с ее покоем осталась фоном, на котором контрастно вырастал танец — символ безнадежной борьбы.
В финале, после остановки на пальцах с протянутыми вверх руками и закинутой головой, танцовщица медленно опускалась. В течение нескольких тактов падали руки, склонялась на грудь голова, подгибались колени... И «каждый вечер Павлова, сраженная невидимой стрелой, готовилась, склонив долу бледное чело в пернатом уборе и стройный стан, опустив бессильно скрещенные руки на вынесенную вперед ногу, принять смерть в позе, полной такой несказанно скорбной красоты, что самый беспечный, самый буйный зал замирал от горестного восторга».
Так писал Левинсон сразу после смерти Павловой в 1931 году, вспоминая и первые ее выступления в знаменитом танце.
Этот танец, как и балет «Шопениана», принадлежит к лучшим, наиболее прославленным произведениям Фокина. Так же как «Шопениана», он был сочинен под влиянием индивидуальности Павловой и сохранил на себе ее печать. Воздействие «Умирающего лебедя» на современную хореографию и балетное исполнительствотрудно переоценить. Нельзя не упомянуть о той роли, какую он сыграл в творческой истории «Лебединого озера». В зависимости от подхода того или другого балетмейстера, той или другой исполнительницы намечались пути вольных и невольных перекличек. Иногда изобразительность «птичьей» повадки фокинского «Лебедя» окрашивала классический танец балерины и кордебалета в сценах на озере. Иногда образ Одетты трагически обострялся в свете павловской концепции «Умирающего лебедя». В конечном счете художественная практика отмела лишнее и оставила то, что отвечало природе спектакля. В современных редакциях «Лебединого озера» уже трудно отделить напластования, возникшие там после «Умирающего лебедя».
Для Фокина «Умирающий лебедь» завершил этап утверждения на позициях самостоятельного творчества. Для Павловой — явился началом такого этапа. Соавторство Павловой, активизируясь в ходе многих повторных выступлений, подтолкнуло ее наконец к прямому авторству в жанре балетных миниатюр. К этому вела и необходимость постоянно обновлять репертуар на регулярных гастролях в столицах Англии, Франции, Германии.
 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5364 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5190 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:5017 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:4957 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4925 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4862 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4764 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4651 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4637 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4518 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер