Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...
«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...
Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...
Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...
Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...
Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...
На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...
Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...
ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....
Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...
Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...
Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...
Город Санкт-Петербург — это культурный
центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
|
Город Москва — это один из богатейших
историко-культурных центров России.
В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
|
Т. П. Карсавина. «Царица коломбин» |
03.10.2013 10:06 | |||
![]() Поэтические иллюзии «Карнавала» неотвратимо вели к «Призраку розы». Зыбкие мечты героини составляли содержание балета. Собственно, о таком именно значении образа, созданного Карсавиной в «сезоне» 1911 года, писал Жан Кокто: «Она возвращается с бала. Она изнемогла от жары, впечатлений, желания спать. Она падает в глубокое кресло, и ее кринолин облаком вздымается вокруг. Ее голова клонится под тяжестью локонов, лент и камелий. Она засыпает. От упавшей розы подымается и обволакивает ее пьянящий и вкрадчивый аромат. Ей видятся покатые плечи, драгоценности, платья с дюжиной кружевных воланов, молодые щеголи в панталонах со штрипками, с манжетами, выпущенными из рукавов фрака, в шелковых жилетах, тесно схваченных в талии. Ее ослепляют хрустальные люстры, шербет освежает ее пылающие уста, а аромат, аромат, который то манит, то исчезает, чарующий, как партнер в вальсе, и пугающий, как завоеватель, приближается, дурманит и увлекает спящую в том танце-мечте, что запомнится в подробностях, но не вернется никогда. О немая и волшебная борьба летней белой бабочки и коварного аромата! Как нежны уловки! Как невинны касания! И когда с рассветом настает пробуждение, возвращая пустую комнату, полураскрытую постель, увядшую розу, — аромат которой, наверно, улетел в кущи сада и, свернувшись, улегся там, — какое чистое девичье разочарование отражено на прекрасном лице опьяненной сомнамбулы». Коломбина—мечта, которая на миг облеклась плотью, и героиня «Призрака розы» были созданы для Карсавиной и принадлежали ей. Уже говорилось о неудачах, постигших «Призрак розы», как скоро из него ушли Карсавина и Нижинский. То же, в общем, произошло и с «Карнавалом». Только в дуэте первых исполнителей жила та неуловимая смена настроений, что составляла душу «Карнавала» и «Призрака розы». Нереальность, невзаправдашность чувств статуэток, на миг получивших бытие в шутливой сценке, продолжилась в вальсе девушки, белой, как бабочка, с юношей, персонифицирующим аромат цветка. Новая исполнительница может выразить по-своему хореографическое содержание партии Авроры. Новый исполнитель откроет свое в партии Голубой птицы. Ибо в основе содержания этих партий — реальность невыдуманных чувств. Но нельзя воскресить лукавый, нежный и печальный спор Коломбины — Карсавиной и Арлекина — Нижинского о превосходстве ее или его любви, весь в лепете движений, кружеве недосказанных, ускользающих жестов. Нельзя повторить колеблющийся ритм слабеющего корпуса, линию упавших в складки пышного платья рук Карсавиной в призрачном вальсе-сне, как нельзя повторить полет ее партнера, кружащего над ней, словно терпкий и уже тронутый тленом запах вянущей розы.Авторы «Карнавала», «Призрака розы» не помышляли о ценностях непреходящих. В отличие от авторов «Спящей красавицы», их больше всего прельщала хрупкость созданного. Воскрешая мгновение, они не пробовали удержать его в вечности. Напротив, им была дорога самая его мимолетность. Вещь заведомо не предназначалась для потомков. Она даже не подлежала репродукции. Ее действительно не имело бы смысла воспроизводить в другой исторической обстановке или просто с другим составом исполнителей. То есть «розу» показать было бы можно; «призрак розы» — ни за что. Коломбину из «Карнавала» и девушку из «Призрака розы» сближала одна особенность: обе не имели собственного имени. Героиня итальянской комедии масок или барышня, порхнувшая с гравюры 1830-х годов, воплощали тему «вечной женственности» не так, как понимала эту тему Павлова. Свойства женской души у героинь Павловой проявляли себя в ситуациях проверки чувств. И как бы ни были наивны ситуации сами по себе, они давали Жизели, Никии, Пахите право на любовь, ревность, отчаяние, обретавшие в танце обобщенность и глубину. Безликость героинь Карсавиной вела не к обобщенным, а к отвлеченным образам, подчас к образам-маскам. Недаром русская печать в высшую похвалу Карсавиной нарекла ее «царицей коломбин», искусительной и дразнящей. Поэт-акмеист М. А. Кузмин писал в стихотворении «Т. П. Карсавиной»: Вы — Коломбина, Саломея, Вы каждый раз уже не та, Но все яснее пламенея, Златится слово: «красота». Стихи были помещены в сборнике, который составили в марте 1914 года поэты, собиравшиеся в артистическом кабачке «Бродячая собака». Сборник сложился экспромтом в день, когда кабачок посетила Карсавина. Среди авторов можно назвать еще Г. В. Иванова, режиссера Н. Н. Евреинова. Вершиной этой образной темы Карсавиной стала Балерина в «Петрушке» — премьере «сезона» 1911 года. Там «вечно женственное» впрямую представало как вечно соблазнительное, накликающее беду. Круг замыкался. Образ Балерины возвращал к Армиде, которой Карсавина завладела монопольно в спектаклях дягилевской антрепризы и часто исполняла в Петербурге. Фокин считал Карсавину непревзойденной исполнительницей Балерины. Он писал: «Я бы хотел, чтобы будущие исполнительницы этой роли воздерживались от чрезмерного кокетства и старания и поняли, что в простоте прелесть исполнения». Балерина Карсавиной не старалась быть кокетливой, а являлась естественным воплощением кокетства. Как и хотел балетмейстер, «глупенькая хорошенькая куколка» с нарисованными ресницами и яблочками румян на щеках не соблазняла Арапа и Петрушку, а была носительницей соблазна. «Вечно женственное» представало в законченной неподвижности игрушки. Она и впрямь казалась созданием кустаря-художника, схватившего в приемах лубка извечное свойство прельстительности. Ее Балерина была лукава и безжалостна не по собственному почину, а потому, что ее сделали такой. «Только надо не изменять ни единого жеста», — предупреждал Фокин. Орудие Фокусника или Судьбы, она выполняла предназначенное, возвещая звуком игрушечной трубы свое появление перед любым из героев. Исход драмы от нее не зависел. Невидимые руки, дернув за ниточки, приводили в действие механизм, заставляли подбрасывать в деревянных батманах вперед или вбок ее искусно выточенные пожки и кружиться. Карсавина передавала любопытство и испуг с той выразительностью маски, что возникает от приданного наклона или поворота. «В партии кукольной Балерины Карсавина еще раз доказала, что для нее художественная проблема всегда может быть равной роли, наполненной техническими эффектами,— вспоминал Бенуа.— Я должен добавить, что, несмотря на намеренную «неподвижность» партии Балерины, Карсавина, ничего не меняя в ее характере, умудрялась быть очаровательной и завлекающей. Забавный костюм, скопированный мною с гарднеровской фарфоровой статуэтки, чрезвычайно ей подходил». Партия Балерины увенчала образы соблазнительных красавиц и стала одной из лучших в обширном репертуаре Карсавиной. Но ее изысканная Армида все же не заставила забыть Армиду Павловой. Сравнивая двух Армид, Волынский находил, что Карсавина «не дает эффекта порыва и страсти. Не слышно рыдающих струн. Нет экспрессии, излучающей огонь, хотя Карсавина все время танцует с открытыми к рампе темно-синими безднами глаз и худым, с загаром, лицом, напряженным п интеллигентным. В ее исполнении «Плач Армиды» все-таки не увлекает». Жар-птица, открыв ряд «восточных» героинь Карсавиной (Зобеида в «Шехеразаде», любимая жена султана в «Исламее», Тамара в «Тамаре», Шемаханская царица в «Золотом петушке»), оказалась и наиболее значительной в этом ряду. Самая обобщенность образа освобождала его от сплава натурализма и стилизации, столь явного в большинстве названных позднейших балетов. Недаром «Жар-птица» одна из них и осталась в мировом репертуаре. Образ Жар-птицы модифицировал линию Одетты—Одиллии, эту человечную основу двуединства образов «Лебединого озера». Лирика отступила перед внеличным, понятым в плане поэтики символизма. Сказочная дева-птица являла собой двуединство стихийное, очищенное от человеческих примет. Птица, пойманная царевичем, рвалась на свободу, дева — осуществляла приговор судьбы. Модифицировался и классический танец. Полет волшебной птицы у Стравинского ломал структурные формы академического балета, отказывая танцу в симметрии, в узаконенной череде повторов. И Фокин воспользовался высоким прыжком Карсавиной, чтобы дать пересекающиеся линии полета Жар-птицы над садом Кощея. Облик исполнительницы ничем не напоминал силуэт классической танцовщицы. В прозрачных шароварах, в украшенной перьями и жемчугом короне, из-под которой спускались золотые косы, она разрезала сцену, как молния, и походила, по словам Бенуа, на «огненного феникса». Птица оборачивалась чудом-девой, не ведающей ни ненависти, пи любви. В ее пластике появлялась восточная истома, порыв истаивал в изгибах корпуса, в извивах рук, то охватывающих плечи, то причудливо сплетающихся вкруг головы. Эта пластика выражала стихийный порыв, но немигающий взор был покоен, лицо недвижно. Мольба отдавала колдовством, таинственными чарами, которые потом, в «колыбельной», покоряли все Кощеево царство. «Я влюблена в «Петрушку» и в «Жар-птицу» Игоря Стравинского,— признавалась Карсавина.— Это действительно новое слово в балете. Тут музыка и балет не пригнаны друг к другу, а составляют одно... Сложно, громоздко, трудно для исполнения. Но — благодарно». Жар-птица Карсавиной стала одним из тревожных символов времени, как и Лебедь Павловой. В этих образах, созданных Фокиным для двух величайших художниц танца, отлились два полюса жизни и искусства: трагическое бегство от трагедии и острое предчувствие ее неизбежности. Лебедь Павловой обращался к вечным истинам духа, утверждал как величайшую ценность любовь к человеку и боль за него.Жар-птица Карсавиной славила утонченное, изысканное, влюбленное в свои формы искусство кончающейся жизни. Той жизни «счастливой и беззаботной, жизни накануне конца целого мира, о которой мы сейчас мечтаем, будто об исчезнувшем сне», — так писал Жан-Луи Водуайе в предисловии к французскому переводу мемуаров Карсавиной.
|
Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...
03 Янв 2013 Просмотров:6371 Классическая музыка
На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...
30 Апр 2013 Просмотров:6155 Опера
Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....
13 Янв 2013 Просмотров:5947 Балет
В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...
07 Янв 2013 Просмотров:5885 Балет
Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...
01 Янв 2013 Просмотров:5852 Балет
Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...
29 Сен 2013 Просмотров:5812 Мировая культура
В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...
10 Янв 2013 Просмотров:5776 Классическая музыка
Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...
22 Сен 2013 Просмотров:5743 Мировая культура
Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...
01 Янв 2013 Просмотров:5674 Балет
В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...
11 Янв 2013 Просмотров:5433 Опера
Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...
В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...
Сложность отношений прима-балерины и хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...
Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...
Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...
В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...
В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...
28 ноября 1909 года Теляковский утвердил контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с декабря переводилась из Москвы...
Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...
Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....
Одним из зачинателей новой школы балетной пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942). мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...
Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...
Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...
Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...
Богатую будущность сулило начало карьеры Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....
От Кшесинского с его несколько ходульным пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...
Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с июня 1886 года был зачислен...
1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...
Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...
Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....
Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...
Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...
Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...
Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...
Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...
В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...
В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...
Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...
В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...
Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...
Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...
Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...
Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...
Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...
Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...
Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...
Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...
Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...
В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...
Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...
В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...
В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...
С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...