Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> История балета >> Балерины и танцовщики >> А. Я. Ваганова. Выводы из опыта
А. Я. Ваганова. Выводы из опыта
30.09.2013 13:38
А. Я. Ваганова. Выводы из опытаВаганова оставила сцену, добившись многого  по своим исполнительским данным, но не изведав громкого успеха. Слава пришла позже — слава балетмейстера и прежде всего педагога. Но истоки выдающихся достижений Вагановой — деятеля советского балета все же берут начало в трудном пути танцовщицы императорского театра. Начало преподавательской работы Вагановой отмечено борьбой за классические традиции русской балетной школы и за совершенствование этих традиций. Умную логику борьбы, твердость позиций, бескомпромиссность принципов Ваганова выработала в себе за годы сценической практики.
На первый взгляд, она уступала в верности традициям, скажем, Трефиловой, которая никогда не танцевала в балетах Фокина и покинула сцену в пору триумфов своего противника. В действительности Ваганова была куда дальновидней. Вызывающий уход Трефиловой обернулся на деле капитуляцией перед нашествием нового. Кроме того, полностью отрицая новое, блистательная «классичка» Трефилова защищала незыблемость-старых форм, их неподверженность развитию. Трефилова, защищая неприкосновенность традиций, парадоксально играла на руку Фокину, объявившему в пору реформ, что традиции эти себя изжили. Ваганова, танцуя в «Шопениане» или в «Карнавале» (партия бабочки), предвосхищала то время, когда Фокии сам выступит на защиту классического танца, как неиссякающего источника балетного искусства, от новейших ниспровергателей. Ваганова словно защищала от Фокина и особенно от его близоруких эпигонов главную ценность этих балетов — классический танец. Тут она отчасти смыкалась с Преображенской, не покушаясь, правда, на импровизационную подачу танцевального текста «Шопенианы», а, напро-тив, доказывая его самостоятельную ценность. В «Шопениане» для нее важна была не стилизация под гравюры 1830-х годов, а гениальная «подлинность» сочиненного Фокиным романтического танца. В ее восприятии этот танец становился так же современен, как музыка Шопена. То была действительная классика, живая и жизнеспособная, а не подделка, хотя бы даже поразительно верная. Как классику, открывающую простор исполнителю-интерпретатору, возобновила Ваганова «Шопениану» в 1931 году для Хореографического училища, а на следующий год — в Ленинградском театре оперы и балета. Спектакль утратил часть изобразительных свойств, потерял аромат старинной гравюры, оживающей с тем, чтобы вновь застыть, но сохранил все детали сочиненного Фокиным танца.
Вопреки сценической практике тех лет, вопреки собственному репертуару вынашивала Ваганова свой идеал танцовщицы. Этот идеал* не отвечал стилизаторским поискам Фокина и основных исполнительниц его балетов. Далек он был и от архаичной, по сути дела, манеры Кшесинской. Не всеми гранями он соприкасался даже с нормами академических балетов Петипа. Ваганова понимала, знала, высоко ценила эстетику этих балетов. Но застылость классической формы в руках таких балетмейстеров, как Легат, Куличевская, Гердт, не могла устраивать будущего хореографа советских постановок «Лебединого озера» и «Эсмеральды».
Неосознанный поначалу идеал медленно кристаллизовался в неблагоприятной среде. Поиски были так запутанны, что танцовщица ошибалась не только по своеволию режиссера, но и по собственной вине. Иной раз она терпела безнадежные поражения. Самое тяжкое было в «Жизели». Актриса не поняла, что ей и по возрасту поздно исполнять роль Жизели, а главное, роль эта противоречила природе ее дарования. Иной раз она на свой лад побеждала материал. «Мазурка г-жи Вагановой — наиболее воздушной из наших мариинских премьерш... всегда вызывает дружное одобрение публики»,— писал «Петербургский листок» 19 сентября 1913 года об ее очередном выступлении в «Шопениане». Анонимный критик не учитывал главного: воздушность Вагановой в своем стремительном и дерзком напоре, чеканящем и подъемы в воздух, и акценты приземлений, не годилась для безусильного парения сильфиды, которая, прочертив по диагонали сцену, скрывшись в кулисах, как бы длит незримый полет в памяти зрителей.
Годы спустя Ваганова-балетмейстер дала антитезу этой «диагонали» Фокина в «диагонали» поставленного ею вальса Иоганна Штрауса. Исполнительница, ученица одного из старших классов Ленинградского хореографического училища Наталия Дудинская прорезала эту диагональ в нарастающем вихре наземных верчений (chaine) и, на секунду застыв в арабеске у самой кулисы, не исчезала с глаз зрителей, а возвращалась по той же диагонали наверх в пенящих воздух прыжках (jetes entrelace).
Образ стремительного полета выразил одну из граней героической темы. Но Ваганова, замечательный мастер танца, знала и другие грани. «Отделяясь от пола, она секунду висит в воздухе без движения,— писал о ней Волынский 14 апреля 1914 года.— Поднимется высоко — и замрет. Потом опустится и опять сделает паузу необычайной устойчивости. Точно и не было совсем разбега. Точно ноги вонзились в пол. Точно изваяние из камня очутилось вдруг перед глазами». Бурный порыв был так же свойствен ей, как и спокойно-горделивая, устойчивая, почти статуарная пластика.
В 1939 году Вахтанг Чабукиани, раскрывая характер Лауренсии, творчески активизировал многие и разные грани героической «классики». Партия подытожила опыты героизации женского танца. Напористые preparations и скульптурные, «устойчивые» позы в воздухе и на полу переводят сольные танцы Лауренсии в тональность мужского аллегро. В них «темпы льются с короткими интервалами, картинными и эффектными», как лились они, по свидетельству Волынского, у Вагановой в переинтонированных ею вариациях старого репертуара. Чабукиани создал образ Лауренсии, откликаясь на зов времени, но задача удалась и потому, что хореограф знал метод вагановского класса и ставил танец для учениц этого класса Дудинской и Иордан, в чьем творчестве сполна отозвалась современная тяга к героике. Не случайно отличительными признаками этого образа стали «орлиные взмахи и полеты через всю сцену», которые Волынский выделял, говоря о танце Вагановой. В свое время никто не подумал бы применить такие определения даже к мужскому танцу, потому что их не к чему было бы там применять. Особенно же смущали и тревожили «орлиные взмахи и полеты» в практике женского танца, ибо взрывали его эстетику изнутри, при всей отточенности и чистоте формы.
Художница героической темы, Ваганова воплотила ее по-настоящему лишь с помощью своих учениц — в эпоху, когда представления о героике получили и в балете реальный жизненный смысл, когда проблема героического искусства сделалась одной из самых существенных в новой эстетике. Тогда Ваганова утверждала эту тему, как преподаватель и балетмейстер, в русле общих устремлений советской хореографии. В годы собственной исполнительской деятельности Ваганова могла только интуитивно искать.Защищая живое и гибкое искусство классического танца, Ваганова-исполнительница наметила пути его героизации в наиболее условном жанре сольной вариации. Наброски и этюды не получили развития, даже когда репертуар танцовщицы пополнился большими ролями. Но на материале собственных поисков в рамках того же репертуара она дала советскому балету ряд выдающихся исполнительниц, воплотивших ее идеал в искусстве.
«Фея Наила погибла на берегу ручья, узнав об измене спасенного ею Джемиля, сказав ему: «Я погибну, а ты наслаждайся счастьем с Нуреддой». Должно быть, уж такая была ее доля-долюшка...»— писал Кудрин о прощальном бенефисе Вагановой, состоявшемся 10 января 1916 года. 20 мая 1925 года Ленинградское хореографическое училище окончила М. Т. Семенова. Героическая направленность ее танца заявила о себе сразу, когда она вступала на сцену в той же роли Наилы, в которой ее учительница расставалась со сценой. В творчестве ученицы воплотились выношенные творческие замыслы учительницы. Таковы законы преемственного развития. О них писала много лет спустя Ваганова в предисловии к своей знаменитой книге «Основы классического танца»: «Мы бережно охраняем классику, но время делает свое, все совершенствуется. Тем более неизбежно стремимся к совершенству и мы, танцовщицы... Такой стремительный порыв вперед неизбежен,— нас влекут темпы жизни».
 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5490 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:5324 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:5126 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:5068 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:5018 Классическая музыка

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4969 Балет

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4862 Балет

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4798 Мировая культура

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4782 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4604 Опера

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер