Новости оперы, балета и классической музыки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Звёзды балета: Антон Кравченко

Звёзды балета: Антон Кравченко

Премьер минского балета, заслуженный артист Республики Беларусь Антон Кравченко — о князе Владимире, Владимире Путине и о себе...— Пресса называла...

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

Назвать бы оперу «Владимир Ленский»…

«Евгений Онегин» открыл новый кинoсезон прямых трансляций из «Меt» 5 октября в московском кинотеатре «35mm» наблюдался явный аншлаг. В открывшемся новом...

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Звёзды оперы: Мария Кьяра

Так её назвали американцы, которые считали её такой же прекрасной певицей, как Каллас, но с добрым и спокойным характером –...

Цискаридзе вернется в Большой театр

Цискаридзе вернется в Большой театр

Танцор Николай Цискаридзе, с которым руководство Большого театра отказалось продлить контракт летом текущего года, на время вернется в ГАБТ. Об...

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

«Лючия ди Ламмермур» открыла сезон в Париже

Оперой Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» открылся новый сезон в Парижской опере. Партию Лючии исполняла Соня Йончева — болгарская певица,...

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Кент Нагано: прощальные мюнхенские премьеры

Мюнхенский летний фестиваль 2013 вошел в историю Баварской государственной оперы как последний год и кульминация творческой деятельности Кента Нагано на...

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

Дебора Раттер: «Музыка — наш общий дом»

На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра(далее — ЧСО). С августа 2003 года Президентом оркестра...

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Бруно Пратико: «Задача агентов и театров — думать на перспективу»

Третье интервью с конкурса Елены Образцовой — с выдающимся россиниевским баритоном Бруно Пратико. — Синьор Пратико, Вы не первый раз...

«Рояль-парад» в Москве

«Рояль-парад» в Москве

ХХ Международный фестиваль искусств «Арт-ноябрь», который пройдёт в Москве в концертном зале «Вернадский», представляет в сезоне 2013-2014 цикл концертов «Рояль-парад»....

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский: «Дирижёр в России больше, чем дирижёр»

Александр Сладковский возглавил Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан три года назад.О том, каким оркестр был на момент его приезда, как...

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Ричард Бонинг: «Опера превратилась в бизнес»

Второе интервью с конкурса Елены Образцовой — с великим австралийским маэстро Ричардом Бонингом. — Господин Бонинг, Вы уже не первый...

Справедливое судейство

Справедливое судейство

Последняя неделя августа выдалась необычайно ласковой и тёплой в обеих российских столицах, и именно в эту благодатную пору в Петербурге...

Афиша культурных мероприятий в Санкт-Петербурге и Москве

Город Санкт-Петербург — это культурный центр мирового значения, с расположенными в нем 5830 памятниками культуры.
В городе работает самая большая городская сеть учреждений культуры: театров, музеев, библиотек, концертных и выставочных залов.
Город Москва — это один из богатейших историко-культурных центров России. В городе множество интересных мест, как
различных архитектурных и историко-культурных памятников, так и современных развлекательных инфраструктур.
Главная >> Бородин >> Жизненный путь >> Бородин - Творчество в последние 10 лет.
Бородин - Творчество в последние 10 лет.
15.09.2012 12:54

Параллельно с оперой в последнее 10-летие жизни Бородина создавалось немало произведений других жанров. Первыми появились на свет «Парафразы» - шуточные вариации для фортепиано в 3 руки на тему «котлетной польки». О зарождении этого своеобразного сочинения Бородин рассказывает следующее: «Однажды Ганя (одна из моих приемных дочурок) попросила меня поиграть с нею в 4 руки. Мне пришлось уступить желанию ребенка. Я тогда сымпровизировал Польку... Четыре тональности: До мажор, Соль мажор, фа минор и ля минор четырех частей Польки, в которой неизменяемая тема «котлетной польки» образует род cantus firmus'a или контрапункта, вызвали немало смеха у моих друзей, ставших позднее авторами «Парафраз». Из этого возникла забава: каждый из них пожелал попробовать сочинить пьесу такого же рода, потом еще одну и т. д. Шутка эта встретила хороший прием у всех наших друзей. Мы забавлялись, играя и пьесы с людьми, не умеющими играть на фортепиано».

Польку, о которой говорится в этом рассказе, Бородин сочинил, по-видимому, в середине 70-х голов. Идея дополнить эту пьесу рядом новых вариаций и пьес на ту же тему впервые пришла Римскому-Корсакову весной 1878 года. «Я привлек к этой работе Кюи и Лядова, - вспоминает Римский-Корсаков.- Помнится, что Бородин сначала отнесся к моей мысли несколько враждебно, предпочитая выпустить в свет одну свою польку, но вскоре присоединился к нам. Мы принялись писать сначала ряд вариаций, а затем отдельные пьесы». Тогда Бородин присоединил к Польке Похоронный марш и Реквием.

Сборник был издан в 1879 году Д. Ратером под заглавием: «Парафразы. 24 вариации и 14 пьес на неизменяемую известную тему (следует нотная строка). Посвящаются маленьким пианистам, способным сыграть тему одним пальцем каждой руки, авторами: Александром Бородиным, Цезарем Кюи, Анатолием Лядовым и Николаем Римским-Корсаковым».

Летом 1879 года Бородин завершил Первый квартет, начатый еще 4 года назад. Лишь через полтора года, 30 декабря 1880 года, он был впервые исполнен Русским квартетом (Н. Галкин, В. Дегтярев, Л. Резвецов, А. Кузнецов) в III квартетном собрании Петербургского отделения РМО. Исполнение было неудачным. Уже в самом начале квартетисты разошлись, пришлось начать снова. Игра квартета страдала грубостью, обилием ошибок, фальшивых нот. Оценить по достоинству сочинение Бородина публика смогла только тогда, когда оно было сыграно Другими исполнителями - Л. Ауэром, И. Пиккелем, И. Вейкманом, А. Вержбиловичем 6 октября 1882 года во II квартетном собрании Петербургского отделения РМО. После этого Первый квартет Бородина стал репертуарным произведением. Он исполнялся в Петербурге в сентябре 1885 года и имел большой успех у публики, хотя, как писал жене Бородин «шайка рецензентов не одобрила» его. В 1885 году вышла из печати его партитура, а вслед за тем было издано и 4-ручное переложение.

Еще в 1880 году Бородин задумал Второй квартет. Замысел этот был осуществлен летом следующего года. Новое сочинение композитор приурочил к дорогой для него дате -10 августа 1881 года - 20-летию его объяснения в Гейдельберге с Екатериной Сергеевной, которой и посвящен квартет. Концертная премьера его состоялась в Петербурге 26 января 1882 года. Играл опять Русский квартет, возглавляемый Галкиным. 11 декабря того же года Второй квартет был исполнен ансамблем Л. Ауэра.

К квартетной музыке Бородин обратился в последний раз в 1886 году, когда уже был постоянным посетителем музыкальных собраний («пятниц») М. П. Беляева. К 23 ноября - именинам хозяина дома, большого любителя квартетной игры - четыре композитора приготовили ему подарок - квартет на тему из трех нот, названия которых образуют фамилию именинника: Бэ (си-бемоль) - ля - эф (фй). Римский-Корсаков написал I часть, Лядов - Скерцо, Глазунов - финал. Вкладом Бородина в это коллективное сочинение была Серенада в испанском роде, которая очень понравилась и Беляеву, и его гостям, и самому автору: «Все вышло очень мило, оригинально, остроумно чрезвычайно и в то же время очень музыкально».

Камерный жанр представлен в творчестве Бородина 80-х годов и пятью романсами. Каждый из них был написан по определенному поводу, «на случай».

Первыми в феврале 1881 года появились «Арабская мелодия» и «У людей-то в дому». Весной этого года предполагался открытый юбилейный концерт Д. М. Леоновой в ознаменование 30-летия ее артистической деятельности. Певица попросила Бородина написать вокальную пьесу, которую она могла бы исполнить в этом концерте. Бородин согласился.

Вначале была сделана «Арабская мелодия» на подлинную народную тему, взятую из исследования А. Христиановича о музыке арабов. «Но она, - сообщил композитор Леоновой, - по более зрелом обсуждении, оказалась мало подходящею для концерта, и я примусь за другую». Видимо, сугубо камерный характер романса показался автору не подходящим для большого концерта с участием оркестра. «Арабская мелодия» была заменена новым сочинением - романсом «У людей-то в дому» не. слова Некрасова.

Вследствие траура, объявленного после убийства Александра II 1 марта 1881 года, публичные концерты были отменены. Поэтому предварительное чествование Леоновой состоялось 18 апреля у нее дома. Здесь был в первый раз спет ею романс «У людей-то в дому». В сопровождении оркестра (в инструментовке Бородина) он впервые прозвучал публично в концерте Леоновой 22 января 1882 года вместе с каватиной Кончаковны.

Осенью 1881 года под впечатлением концерта памяти Мусоргского как отклик на его смерть был сочинен еще один романс - «Для берегов отчизны дальной». Выбор текста принадлежал Екатерине Сергеевне, очень любившей стихотворение Пушкина. Не получивший первоначально одобрения друзей композитора, в том числе М. М. Ипполитова-Иванова и В. Н. Ильинского, этот романс был спрятан Бородиным, и Ильинскому только после долгих настояний удалось взять его от автора и исполнить на одном из музыкальных вечеров, где его приняли с восторгом. Но публично при жизни Бородина он не исполнялся и напечатан не был.

После создания трех романсов 1881 года в камерно-вокальном творчестве Бородина наступила пауза, продолжавшаяся до конца 1884 - начала 1885 года, когда по просьбе певицы А. А. Бичуриной был написан романс «Спесь» на слова А. К. Толстого (издан посмертно). Наконец, летом 1885 года, находясь в Бельгии, в замке графини Луизы де Мерси-Аржанто, Бородин сочинил свой последний романс «Чудный сад» (или «Септэн» - «Семисти-шие») на слова бельгийского поэта Жоржа Коллена. Он был вскоре издан в Льеже фирмой «Леопольд Морель», а затем в Петербурге - В. Бесселем.

В том же году появились единственные (не считая «Парафраз») фортепианные произведения Бородина- Маленькая сюита и Скерцо Ля-бемоль мажор. Оба они посвящены бельгийским почитателям композитора: сюита - де Мерси-Аржанто, а Скерцо- дирижеру и пианисту Теодору Жадулю, который, начиная с октября 1884 года, неоднократно просил Бородина сочинить для него «романс или Фортепианную пьесу, хотя бы самую коротенькую». «Я стану этим так гордиться, - добавлял Жадуль, - как если бы получил дворянскую грамоту». Если Скерцо представляло собою целиком новое произведение, то Маленькая сюита содержала лишь три новых пьесы: «В монастыре», Интермеццо и Мазурку Ре-бемоль мажор. Вторая Мазурка До мажор предназначалась в свое время для «Парафраз», а три последних номера-«Грезы», Серенада и Ноктюрн - были сочинены еще ранее, в 60-70-х годах.

На фоне мелких камерных сочинений 80-х годов выделяются два симфонических полотна - «В Средней Азии» и Третья симфония.

Симфоническая картина «В Средней Азии» написана в начале 1880 года. История ее возникновения разъяснена в «Летописи» Римского-Корсакова, где рассказывается о предложении неких Татищева и Корвин-Круковского ряду русских композиторов сочинить музыку к «живым картинам», приуроченным к 25-летию царствования Александра II и изображавшим исторические события этого периода. Бородин и был одним из композиторов, откликнувшихся на это предложение.

Затея с «живыми картинами» не осуществилась, и первое исполнение «В Средней Азии» состоялось в концерте Леоновой (которая выпросила эту вещь У автора) 8 апреля 1880 года под управлением Римского-Корсакова. 18 октября симфоническая картина Бородина была исполнена вторично - на этот раз в концерте РМО. Дирижировал Направник. С этого времени началась широкая и все возраставшая популярность «В Средней Азии». Пьеса стала исполняться в России и за границей - всюду с огромным Успехом. Из ее русских исполнений следует выделить московскую премьеру, которая состоялась 15 августа 1882 года в концерте под управлением Римского-Корсакова на Всероссийской промышленно-художественной выставке. В газетном отчете 0 концерте говорилось: «Самый большой успех выпал на долю маленькой, но картинной вещицы г. Бородина «В Средней Азии», и автор был дружно вызван публикой».

В дальнейшем симфоническая картина Бородина исполнялась при его жизни и сводным симфоническим оркестром Петербургского университета и ВМА (дирижер Г. О. Дютш), и оркестром в Павловске (дирижер В. И. Главач), и другими коллективами.

В конце 1880 года Бородин получил еще одно предложение - написать произведение для хора с оркестром или для одного оркестра к открытию Всероссийской выставки, намечавшемуся летом 1881 года. Предложение исходило от Н. Г. Рубинштейна и П. И. Юргенсона. Бородин ответил согласием, но медлил с написанием пьесы до того момента, пока не выяснилось, что в связи со смертью Рубинштейна и убийством Александра II надолго откладываются и выставка, и концерты на ней.

Переговоры возобновились в марте 1882 года, когда стало известно, что выставка откроется летом этого года. Тогда Бородин в письме к Юргенсону от 31 марта выразил пожелание написать марш «Волга». В архиве композитора сохранились наброски произведения на темы двух волжских песен из «Сборника русских народных песен» Балакирева (1866) - «Эй, ухнем!» и «Как по лугу, лугу». Видимо, это и есть марш «Волга», по каким-то причинам не доведенный композитором до конца.

 
Интересная статья? Поделись с друзьями:

Самое интересное о культурной жизни в 2013 году

Царский подарок великого затворника

Царский подарок великого затворника

Исключительный подарок получил XXII фестиваль «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В качестве эксклюзивного события, даже указанного таковым в официальной программке, состоялся концерт...

03 Янв 2013 Просмотров:5116 Классическая музыка

Под бременем долга

Под бременем долга

На просторах YouTube можно найти любопытный видеоролик (отрывок из фильма «Karajan in Salzburg»), в котором юные Суми Йо и Чечилия Бартоли то ли прослушиваются, то...

30 Апр 2013 Просмотров:4864 Опера

Сердце умерло

Сердце умерло

Гастроли знаменитой немецкой труппы «Саша Вальц и гости» определенно могли бы украсить в год Германии в России любой из многочисленных международных фестивалей, проводимых в Москве....

13 Янв 2013 Просмотров:4707 Балет

Идеальный принц

Идеальный принц

В балетных театрах всего мира под Новый год наступает время «Щелкунчиков». В Большом и в этом сезоне, несмотря на все предыдущие треволнения, которые должны были...

07 Янв 2013 Просмотров:4637 Балет

Новогодние балеты в Лондоне

Новогодние балеты в Лондоне

Лондон украсили к Рождеству. Великолепна сейчас и без того величественная, моя любимая Риджент-стрит. Но самая неотразимая, самая сказочная улочка находится в Ковент-Гардене, по пути в...

01 Янв 2013 Просмотров:4616 Балет

Музыкальные радости зимнего Петербурга

Музыкальные радости зимнего Петербурга

В декабре, когда на Невском проспекте зажигаются праздничные огни, а над головами спешащих по делам горожан уже витает дух Рождества и Нового года, в Петербургской...

10 Янв 2013 Просмотров:4590 Классическая музыка

Танцы о восьми ногах

Танцы о восьми ногах

Компания «DCA — Филипп Декуфле» приезжала на 14-й фестиваль «Новый европейский театр» (NET) со спектаклем «Octopus». Знаменитых французов в Москве не видели 15 лет. Имя...

01 Янв 2013 Просмотров:4469 Балет

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную премию имени Георгия Товстоногова «За...

22 Сен 2013 Просмотров:4352 Мировая культура

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

«Лёгкая» программа нелёгкой классики

В декабре на сцене Большого зала Московской консерватории прошел мини-фестиваль Владимира Федосеева и возглавляемого им Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Цикл из четырех концертов, объединенный...

11 Янв 2013 Просмотров:4294 Опера

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении 3600 человек. По-видимому, это были...

29 Сен 2013 Просмотров:4245 Мировая культура

Исторические факты о театре, опере и балете

  • 1
  • 2

Импрессионистские балеты Фокина

Импрессионистские балеты Фокина

Петербургские танцовщицы-академистки к концу карьеры нередко пробовали себя в импрессионистских балетах Фокина. Те же, что начинали соратницами Фокина, рано или...

Горский и его актеры

Горский и его актеры

В своем отношении к актеру Горский отличался и от Петипа, и от Фокина. Высшим достоинством исполнителя Петипа считал виртуозную инструментальность...

Гельцер и Горский

Гельцер и Горский

Сложность отношений прима-балерины и    хореографа стала подоплекой самых разных фактов в жизни московского балета. Это во многом объясняет ту...

Исполнительное искусство

Исполнительное искусство

Исполнительское искусство — непререкаемая ценность русского балетного театра начала XX века. При всем разнообразии поисков. какие вели русские хореографы 1900—1910-х...

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин

Судьбы шести балерин русской сцены на рубеже XIX—XX веков были похожими и разными. Воспитанницы одной школы, они обладали безукоризненной профессиональной...

Две исполнительские традиции

Две исполнительские традиции

В искусстве русских танцовщиц XIX века сталкивались и переплетались две исполнительские традиции. Одна полагала основой танцевальной...

Е. Э. Бибер

В 1909 году балетную школу окончила Евгения Эдуардовна Бибер. Родилась она 30 июля 1891 года. Критика отметила ученицу Куличевской рядом...

О. В. Федорова

28 ноября 1909 года Теляковский утвердил  контракт с танцовщицей Ольгой Васильевной Федоровой, по которому она с  декабря переводилась из Москвы...

Е. П. Эдуардова

Весной 1901 года училище окончила Евгения Платоновна Эдуардова (1882—1960). Миловидное лицо, стройная фигура, пластичность скоро позволили ей продвинуться из кордебалета в...

Л. С. Леонтьев. Лучшие образы

 Лучшие образы Леонтьева были созданы после Октября. Лишь подступом к будущим крупным пантомимным ролям стал в 1915 году Санчо Панса....

Л. С. Леонтьев

Одним из зачинателей новой школы балетной  пантомимы выступил Леонид Сергеевич Леонтьев (1885—1942).  мая 1903 года среди многих номеров дивертисмента на...

А. Д. Булгаков. Поздний интерес к своему искусству

Интерес к собственному искусству возник уже к исходу обязательной службы, за два года до пенсии, в...

А. Д. Булгаков

А. Д. Булгаков

Сквозь несколько «эпох» русского балета прошла творческая деятельность актера-мима Алексея Дмитриевича Булгакова (1872— 1954). Он окончил петербургское училище в 1889...

А. А. Орлов

Одаренным мимом и характерным танцовщи ком был Александр Александрович Орлов (родился в 1889 году). Оп поступил в Московское театральное училище, но...

Г. А. Розай

Богатую будущность сулило начало карьеры  Георгия Альфредовича Розая (1887—1917).Он окончил школу по классу Обухова в 1907 году, одновременно с Нижинским....

В. Н. Стуколкин

От Кшесинского с его несколько ходульным  пафосом резко отличался Василий Николаевич Стуколкин (1879—1916). Тоже выходец из актерской семьи, он унаследовал...

И. Ф. Кшесинский

И. Ф. Кшесинский

Обладателем подобных прав явился, например, Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский (1868—1942). По окончании петербургской школы он с  июня 1886 года был зачислен...

В. А. Рябцев

1 сентября 1898 года, семью годами позже Сидорова, в труппу Большого театра вступил еще один замечательный мим, Владимир Александрович Рябцев (родился...

Культурные новости

Предыдущая Следующая

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Жизнь и великие путешествия Н.М.Пржевальского

Пржевальский Николай Михайлович российский путешественник, исследователь Центральной Азии и Дальнего Востока, почетный член Петербургской АН, генерал-майор, руководитель экспедиции в Уссурийский...

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Стало известно имя лучшего ди-джея планеты 2013

Им стал Hardwell. Талантливый 25-летний музыкант из Нидерландов был выбран лучшим Dj по итогам ежегодного голосования, проводимого журналом "Dj Mag"....

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за

Тунисcкий рэпер пойдет в тюрьму за "оскорбляющие власть" песни

Суд Туниса приговорил местного рэпера по имени Ахмед бен Ахмед, более известного как Klay BBJ, к шести месяцам тюремного заключения...

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Минобороны РФ решило приобщить военнослужащих к джазу

Управление культуры министерства обороны РФ разработало новый проект "Десяти главных мировых джазовых мелодий": не исключено, что уже в этом году...

Еврейские японцы и японские евреи

Еврейские японцы и японские евреи

Примерно 1700 лет назад, на четырнадцатом году правления императора Одзина, в Японию прибыл Юзуки-О (по-японски О означает король) в сопровождении...

Роботы помогают художнику писать картины

Австрийский художник Алекс Кисслинг решил написать три картины одновременно в трёх городах - Лондоне, Вене и Берлине. Непростую задачу ему...

Объявлен длинный список претендентов на премию

Объявлен длинный список претендентов на премию "Нос"

Оргкомитет литературной премии Нос (Новая словесность) в понедельник, 23 сентября, обнародовал длинный список претендентов на награды, в который вошли 25...

Москва: Лев Толстой party

Москва: Лев Толстой party

В Москве проходит множество различных вечеринок и тусовок, иногда проводятся тихие литературные вечера. На этой неделе я посетил неожиданное мероприятие...

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В Грозном прошло совещание молодых писателей Северного Кавказа

В конференц-зале гостиницы Грозный-Сити проходит шестой съезд молодых писателей Северного Кавказа. В рамках съезда прошло совещание, которое проводилось Фондом социально-экономических...

Остроградский: математик и

Остроградский: математик и "вольнодумец"

Михаил Васильевич Остроградский родился 24 сентября 1801 г. в деревне Пашенная Кобелякского уезда Полтавcкой губернии. В детстве он страстно увлекался...

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

Рассказ о советской агитации в мусульманских республиках

В этом месяце в Москве открылась новая выставка, представляющая собой красочный рассказ о первых годах советской власти в республиках Средней...

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Evening Standard. Сливки кремлевского общества

Она является моделью и звездой реалити-шоу о сверхбогатых русских в Лондоне. Катя Елизарова рассказывает Ричарду Годуину о том, как она...

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Победа русского художника: Израиль впервые в каталоге Spectrum

Израильский художник Борис Дубров стал победителем престижного конкурса, проводимого американской ассоциацией Spectrum. Его картина "Гвура" войдет в каталог современного искусства,...

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Сергею Женовачу вручат премию имени Товстоногова

Режиссер Сергей Женовач будет награжден высшей петербургской театральной премией Золотой софит. Об этом сообщает сайт журнала Театрал. Режиссеру вручат специальную...

Капков пообещал выделить средства

Капков пообещал выделить средства "Школе современной пьесы"

Глава московского департамента культуры Сергей Капков заявил в эфире телеканала Россия 24 20 сентября, что театр Школа современной пьесы получит...

Поиск по сайту

Новое о композиторах

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Брамс - успех «Немецкого реквиема»

Необычность этого произведения обусловлена и замыслом, и построением, и выбором текстов, но более всего, пожалуй, — идеей столкновения двух основных...

Шопен - польский гений

Шопен - польский гений

Шопен был настоящим патриотом. Живя на чужбине, он тосковал о своей стране и гордился своим народом. Мечты поляков о свободной...

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Квинтет для кларнета и струнного квартета си минор соч. 115

Летом 1890 года Иоганнес Брамс, очень требовательный к себе, внезапно решил прекратить свою композиторскую деятельность, боясь истощения творческой фантазии. Он...

Фантазия-экспромт соч. 66

Фантазия-экспромт соч. 66

Из четырех экспромтов, написанных Шопеном, последний больше известен как «Фантазия-экспромт». Она была опубликована Юлианом Фонтане в посмертном издании произведений Шопена...

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Иоганес Брамс - моцартовская чистота

Творчество Брамса подводит итог достижениям немецкого романтизма, так же как сочинения Моцарта являются логическим завершением классического стиля. Моцарт оказал влияние...

«Немецкий реквием»

«Немецкий реквием»

В творчестве Брамса хоровые сочинения предшествовали симфониям. И это, пожалуй, наиболее яркое доказательство того, что вокальная музыка более близка его...

Полонезы

Полонезы

Полонез, исторический танец королей и рыцарей, уходит корнями в обрядовые свадебные танцы. В XVIII веке «польский танец» появился в танцевальном...

Брамс - любви все возрасты покорны

Брамс - любви все возрасты покорны

В жизни Иоганнеса Брамса было много женщин, но ни разу композитор не решился связать себя брачными узами. Он выбрал жизнь...

Третья симфония фа мажор соч. 90

Третья симфония фа мажор соч. 90

В 1883 году, после долгого периода путешествий и гастролей, Брамс почувствовал настоятельную потребность «остановиться в каком-нибудь приятном месте». Его выбор...

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

Мазурки соч. 33 №4 и соч. 50 №3

С детства мазурка была для Шопена своеобразной лирической исповедью. Первую мазурку он написал в 1820 году, а последнюю — в...

Новое в обзорах

Антонио ВивальдиИоганн Себастьян БахЛюдвиг Ван БетховенЖорж БизеИоганнес БрамсАлександр Сергеевич ДаргомыжскийКлод ДебюссиАнтонин ДворжакФранц Йозеф ГайднЭдвард ГригГеорг Фридрих Гендель

Ференц ЛистФеликс Мендельсон-БартольдиВольфганг Амадей МоцартМодест Петрович МусоргскийДжакомо ПуччиниСергей Васильевич РахманиновМорис РавельНиколай Андреевич Римский-КорсаковДжоаккино РоссиниКамиль Сен-СансФранц Шуберт

Роберт ШуманСергей Сергеевич ПрокофьевФридерик Францишек ШопенЯн СибелиусАлександр Николаевич СкрябинИоганн ШтраусАлександр Порфирьевич БородинСергей Иванович ТанеевПетр Ильич ЧайковскийДжузеппе ВердиРихард Вагнер